Sep 04, 2017 17:10
Пятигорский:
"...Обращаю ваше внимание на то, что процент тамилов в городе Коломбо - это вам не как евреев в Берлине.В Берлине процент евреев знаете, какой был? По Ханне Арендт? Где-то 5-6%. Если бы в это же время, скажем, в каком-нибудь там 1938 году, решили уничтожить всех евреев в городе Вена, то там процент евреев был около 8-9. А в огромном городе Коломбо было 25-26% тамилов, я бы сказал, до тридцати, почти треть населения. Это уже другая статистика...Так вот там, например, ребята просто шли по проходу большого поезда, выбирали тамилов и выбрасывали их из окна на полном ходу. Причем недостаток времени при этом вовсе не мешал на ходу совершать над тамилами дикие зверства, совершенно страшные, неописуемые. Все вот так, в 3-4 минуты, во время хода поезда.
И Виина Дас брала там страшные интервью и исследовала такие случаи. Она приходит к выводу, который, в сущности, совпадает с философией шиндлеровского списка. Мы могли бы предположить, что единственное, что может быть противопоставлено абсолютному злу, - это абсолютное добро, а она пишет, что тут, оказывается, все наоборот. Люди, которые пытались с этим бороться (какое-то жалкое, незначительное меньшинство), не были людьми добра, не были людьми, которые как бы отдали себя делу добра, борясь со злом. Это, она говорит, были какие-то случайные, абсолютно практически мыслящие люди, живущие своей бытовой жизнью, бизнесом, домохозяйки какие-то жалкие и тому подобные. То есть абсолютному злу может противостоять только нормальная жизнь, только люди нормальной жизни. Люди абсолютного добра либо будут раздавлены, либо станут людьми абсолютного зла...
А кто такой Шиндлер? Это средний человек нормальной жизни. Субъективно он не был носителем идеи добра… «Что может противостоять злу?» И вот, по Виине Дас, только нормальность. Только нормальность человека может противостоять злу."
отрывки,
пятигорский