Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Князь Владимир всем нам известен. Для каждого русского человека наверное это имя одно из самых узнаваемых. Его изучают в школе, ему посвящены иконы в Храме, непосредственно с ним связан ежегодный праздник Крещения Руси - события, которым мы все ему обязаны.
Именно в этом качестве - Креститель Руси, он нам всем наиболее известен. Своим выбором святой равноапостольный князь Владимир определил цивилизационный выбор для всех последующий поколений государства, именуемого Русь и вышедших из его колыбели. После Крещения, Русь стала восприемницей Византии, пожалуй самого развитого государства того времени, занимающего огромную территорию. Тогда ещё не было той Европы, которая стала привлекательной для многих народов своими материальными благами. Тогда была Византия и многие народы того времени пытались хоть что-то от неё получить. Это была цивилизация! Кто-то пытался с ней воевать, кто-то породниться, кто-то просто вёл торговлю.
Не оставляла она равнодушными и славян, которые то пытались вести дипломатические переговоры, как например в эпоху святой равноапостольной княгини Ольги, приходящейся родной бабкой князю Владимиру, то устраивали военные походы, как Олег - её сын. Но это была не просто цивилизация, это была православная империя, чей символ двуглавый орёл - символ симбиоза светской и духовной власти, стал появляться впоследствии и на гербе Империи Российской.
По легенде князь отверг другие религии. Он прогнал представителей иудеев, посчитав, что народ, который наказал Бог, отняв у них землю, вряд ли может что-то хорошее в религиозном плане посоветовать. По преданию, князь Владимир спросил их, где их земля, и не хотят ли они, чтобы их Бог отнял ещё и нашу землю? Он прогнал магометан, не посчитав их учение совместимым с жизнью русского народа. Прогнал он и представителей западного христианства, как это уже делалось во времена правления равноапостольной Ольги. Тогда Церковь ещё не постиг будущий раскол на православных и католиков, но уже миссионеры западной церкви прославились достаточно жестоким и грубым обращением в свою веру.
Весь этот цивилизационный выбор сложно переоценить. И вот уже более 1000-лет наша Церковь бережно хранит святыню Православия, пополняя ряды святых новыми и новыми именами.
Всё это так. И теперь, стоя с вами в православном храме, вознося молитвы за Литургией, причащаясь Святых Христовых Таин, для нас очень важно вспомнить князя Владимира ещё с одного аспекта, а именно его духовного преображения, которое всем нам, и каждому в отдельности должно быть в назидание.
Действительно, как матёрый язычник, который имел много жён и наложниц, который имел на своих руках кровь убийств, и даже человеческих жертвоприношений, вдруг стал настолько кротким, что уже даже епископы Церкви уговаривали его наказать того или иного преступника для элементарного сохранения порядка в государстве? Ведь ничто не предвещало такого изменения в нём вплоть до самого факта крещения.
Да, историки расскажут нам о том, что князь искал выход из религиозного тупика язычества. Он даже пытался объединить языческих богов, сделать этакий пантеон. Но идолы, как и бесы, не могут долго уживаться друг с другом и в конечном итоге идея объединения языческих богов потерпела крах. Не удивительно, что он обратился к монотеистическим религиям, религиям, в которых Бог один. И наверное выбор православного христианства можно объяснить обычной логикой.
Но нельзя логикой объяснить того преображения, которое случилось в его душе и без которого выбор веры так и был бы чисто формальным вопросом.
По обычаям своего народа и как мудрый правитель, князь Владимир понимал, что если он просто примет православие от Византии, то вся Русь станет её подчинённой. Тогда он решил взять Православие как военный трофей, использовав как повод обман Византийского императора, обещавшего выдать за него свою дочь Анну, если князь поможет ему с подавлением восстания византийского бунтаря Варда Фоки.
Князь помог императору Василию 2ому, но тот не спешил отдавать свою дочь за язычника. Тогда князь осадил город Херсонес, который располагается в Крыму недалеко от Севастополя. Тогда это была византийская колония. После того, как осаждённый город пал, император уступил требованиям князя. Однако его дочь Анна выдвинула условие, чтобы князь непременно крестился, так как за язычника она не может выйти замуж.
Тогда на Русь были присланы епископы для совершения таинства Крещения. И тут Всемилостивый Господь явил к князю свою неизреченную Милость. Перед самым таинством князь внезапно сделался слепым. Но когда же он вошёл в купель, то прозрел, как в прямом, так и в духовном смысле. Его сердечные очи также открылись и князь изменился до неузнаваемости, превратившись из бывалого вояки в кроткого и тихого старца, который не хотел никого более карать и оставил свои страшные грехи.
Так через преображение одного человека преобразился и целый народ, крестившись вслед за князем в Православную веру.
Мы же будем помнить, что как бы человек глубоко не падал, Господь хочет всем спастись, и даже самым страшным грешникам. Лишь бы человек отворил своё сердце для Бога, лишь бы воззвал к нему. Потому не будем унывать, будем благодарить Бога за то, что через сего дивного князя Он даровал нам возможность пребывать в свете Истины, иметь возможность каяться в своих грехах и причащаться святых Христовых Таин. И не будем забывать молить святаго князя о Земле Русской, да не одолеют её полки вражии, внутренние и внешние. Аминь!