Вчера на «Дожде» один за другим пошли два сюжета «Голодовка в курской колонии» и «Голодовка в Астрахани». Два, казалось бы не связанные друг с другом протеста, но параллели очевидны.
В одном случае возвращение бывшего руководителя колонии, отстраненного ранее за злоупотребления полномочиями, было обусловлено стремлением создать на базе колонии предприятие, контроль за средствами которого хотели оставить в руках верного им человека.
Во втором случае, стремление сохранить власть региональной элиты, без сомнения, имеющей и экономические интересы, путем фальсификации на выборах.
Методы, которыми протестующие стремятся привлечь к себе внимание властей - одинаковые, угроза собственной жизни. Разрешение обеих ситуаций под большим вопросом.
В случае с колонией, говорят о патовой ситуации, при которой снять начальника - это показать, что метод давления работает, что, в свою очередь, может спровоцировать новые волнения в колониях. Не снять - волна голодовок может распространиться на другие колонии.
В ситуации с выборами в Астрахани, аналогично. Пойти на встречу глодающим, дать ход судебных процессам, значит признать факт фальсификаций и укрепить мнение граждан в том, что с выборами было не всё так чисто, как заявлялось раньше. Не обращать внимание, значит дать новый информационный повод для сторонников движения «За честные выборы», спровоцировать новую волну протестов по всей стране. При этом совершенно очевидно, что придется пойти на риск гибели реального человека, не маргинала, а бывшего депутата Государственной Думы.
И в том и в другом случае, нежелание признавать свои ошибки и игнорирование мнения рядовых людей, кем бы они ни являлись, заключенными колониями или депутатами представительных органов власти. Обращение с заключенными более откровенно и цинично, а с депутатами более дипломатично, но сути дела это не меняет.
Я был один раз в Астрахани,
уже писал об этом. Мне показалось, что в этом городе сильно влияние наших кавказских республик, возможно, что и механизмы легитимизации власти схожи. Это, разумеется, не «90 чеченских процентов», но архаизм отношений,
«добрый старый феодализм» ощущался повсеместно.
В России есть поговорка, «от сумы и от тюрьмы не зарекайся». В стране, в которой одна половина сидела в лагерях, а вторая имела родственников или знакомых, которые там уже побывали, криминализация не только предпринимательской, но властной и бытовой сферы ощущается вполне отчетливо. Популярность
шансона и культа насилия, по моему мнению, это лишь проявления очевидного стремления жить «по понятиям», руководствоваться архаичными, порой варварскими методами борьбы, в том числе борьбы за власть. Поэтому оба этих сюжета меня не удивляют, они вполне закономерны, но оказавшись рядом, на одной новостной полосе, в одном информационном выпуске, они создали эффект синергии, вошли в резонанс и вновь напомнили мне в какой стране я живу…
На фото - Астрахань, 23 марта 2010 года.