Вообще визит начался совсем не так, как хотелось бы. Открытие музея для "простых смертных" намечалось на 16:00. Я пришёл пораньше т.к. подозревал, что желающих будет много. И, как оказалось, не ошибся.
Народу набралось много, все выстроились в большую очередь, которая протянулась от входа в музей (ул.Альберта 12, вход со стороны ул. Стрелниеку) до угла Стрелниеку и Альберта. Были и фотографы и телевидение. Время шло, а музей не открывался, многие уже начали возмущаться. В 16:10 вышел сотрудник музея и сообщил, что ужасно рад, что мы все пришли, но в музей, вернее в его "первую очередь" все сразу не войдут. Он будет пускать по 15 человек. Первыми просочились самые проворные и, конечно же, не все те, кто пришли первыми. Стоя перед закрытыми дверьми и ожидая разрешения пройти дальше многие пришедшие начали выяснять, кто пришёл первым. "Вас тут не стояло" и прочее. Конечно же нашёлся и инвалид, который "мог бы пройти без очереди, но имеет совесть". В общем весь букет. Вскоре музей начали покидать люди, которые были приглашены на закрытое мероприятие до открытия музея, а за ними и первая группа посетителей. И вот, наконец, внутри!
Для начала пару слов о самом доме. Здание построено в 1903 году по проекту архитектора Константина Пекшена при содействии Эйжена Лаубе.
В архитектуре здания угадываются черты не только югендстиля, но и ренессанса и средневековой архитектуры. Фасад украшен рельефным орнаментом, изображающим сосновые и еловые ветки. Если присмотреться, то средь веток можно разглядеть фигурки белочек. Это типично для югендстиля- изображение растительных орнаментов и животных. А для направления югендстиля "национальный романтизм" ещё характерно использование изображений местной флоры и фауны. Так что домик прямо хрестоматийный. А ещё тут жил великий художник Янис Розенталс, а у него в гостях бывал не мение великий писатель Рудольф Блауманис. Квартира Розенталя находится на самом верхнем этаже и теперь это музей. А на первом этаже какое то время жил сам Пекшен. Его квартиру и превратили в музей югендстиля.
Вот план нашего визита
Сначала вестибюль подъезда (1). О росписях, которые здесь находятся, я уже писал тут:
http://kirils.livejournal.com/12987.html#cutid1 В этот раз ограничусь лишь фотографией потолочной росписи.
Далее лестница (2). Это один из самых любимых объектов рижских фотографов. Пожалуй ни одно издание о рижском югендстиле не обходится без фотографии этой лестницы.
Правда в жизни она не выглядит такой просторной, но это не делает её мение привлекательной.
Ночью на этой лестнице очень темно т.к. свету туда попадает крайне мало.
Но, войдём в музей. Первым нас встречает вестибюль (3). Это помещение без особых изысков. Здесь стоят вешалки, справа сидит билетёр, в нише лежат шляпы а-ля под старину. В будущем в них можно будет сфотографироваться, за 1 лат. Ну, это, наверное, сразу, как кризис кончится, так сразу и побежим в шляпах фотографироваться!
За вестибюлем нас ждёт просторная гостиная (4). Здесь свой рассказ начинает наш гид, которая с перепугу (от нахлынувших гостей), а может и от радости (по тому же поводу) совершенно забыла представится.
Зато нарассказывала кучу интересностей. Вот эта мебель, например, оригинальная (даже обшивка на ней оригинальная), а производили такие чудеса где-то в Австро-Венгрии. Было и у нас мебельное производство, но в музее, пока, отечественной мебели нет.
Вот на этой фотографии виден старинный грамофон, так вот наша тётка рассказала, что буквально вот только что, ей принесли специальные иголки для него. Правда их она нам не показала, так что может это и неправда.
А ещё наш гид поведала нам, что на месте всй этой красоты была одна сплошная коммунальная квартира. Вот, например, на месте светлого эркера была оборудована ванна. Это вовсе странное место для ванны, правда в коммуналке и не то ещё бывало.
Эркер во время реставрации и теперь:
Вообще комната очень светлая. Пастельные тона и ромашка, как главный элемент декора.
Следующей идёт комната с камином (5). Здесь уже совершенно иная гамма- зелёная.
Основным элементом орнамента здесь является каштановый лист.
Он даже украшает камин
Здесь так же выставлено и несколько платьев той эпохи.
Всё это тоже долго и упорно восстанавливали.
О том, в каком виде квартира дошла до нашего времени красноречиво напоминает вид столовой (6).
Здесь стены были обшиты красивыми деревянными панелями. Часть этих панелей ещё сохранилась. Потолок тоже украшали деревянные панели и роспись
Росписи - соответственного содержания. Для повышения аппетита так сказать
После осмотра всех этих помещений и сравнения их с планом, видно, что оригинальные печи не сохранились. Зато сохранились оригинальные радиаторы. Все они были выполнены на фирме самого Пекшенса.
Ещё в этой комнате стоит большой телевизор, на котором показывали, каким будет музей. К уже имеющимся помещениям квартиры присоединятся ещё и другие помещения, а в подвале оборудуют интерактивную выставку. Будут показывать книги, графику, фарфор и другие предметы эпохи "позолоченного века" (хотя этот термин не применяется к культуре европы, но очень точен для культуры историзма и модерна)
Хочется надеятся, что так оно и будет, пока же музей действительно красив, но современной молодёжи (да и взрослым тоже) уже не достаточно красиво расставленных стульчиков и вазочек и возможности сфоткаться в старинной шляпе. Нужен интерактив. Будем ждать. А пока, спасибо, что дочитали до конца. Смотреть в музее особо пока нечего, тем более за тот лат, что требуют за вход. Сегодня было безплатно :). Но, если уж очень хочется, то можно прийти на ночь музеев, она как раз скоро.
Будем ждать вторую очередь музея... />Использовнаны материалы из интернета:
http://www.jugendstils.riga.lv/lv/rigas_jugendstila_centrs/rjc_muzejshttp://www.diena.lv/lat/politics/riga/vares-iepazit-jugendstiluhttp://www.jugendstils.riga.lv/lv/jugendstils_riga/arhitektura/arhitekti/konstantins_peksens И собственные наблюдения.