Оригинал взят у
mikat75 в
Академгородок, 1966. Пост 14. Картинная галерея. Выставка Эль Лисицкого (2) Продолжение книги "Мой Академгородок" и главы Академгородок, 1966.
Начало главы см.: Посты
1,
2,
3,
4,
5,
6,
7,
8,
9,
10,
11,
12,
13.
Начало книги см. главы: Академгородок, 1959 (Посты
1 -
20),
1960 (Посты
1 -
12), 1961 (Посты
1 -
29), 1962 (Посты
1 -
19),
1963 (Посты
1 -
2 9), 1964 (Посты
1 -
42), 1965 (Посты
1 -
62).
Витебский период
Лисицкий в Витебске. 1919.
По приглашению Марка Шагала Лисицкий в том же году переезжает в Витебск и возглавляет там архитектурный факультет Художественной школы (она была создана на базе школы Иегуды Пэна), а также мастерские графики и печатного дела.
Вид Витебска начала XXв. Замковая улица. Фотооткрытка
О феномене Витебска того времени много говорят и пытаются осмыслить тот необычный взлет искусства, который связан с этим городом в послереволюционный период. Мне попались на глаза воспоминания Еремея Школьника, который учился в тот период в мастерской Иегуды Пэна. Они опубликованы в Интернет-журнале «Наше наследие»:
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7518.php:
Первая мировая война и Гражданская война непосредственно Витебска не задели. Население города значительно меньше испытывало голод и другие невзгоды, чем население Петрограда и других городов. Кроме того, Витебск не знал разрушений. Многие художники, музыканты из разных городов устремились в Витебск. В течение пяти-шести лет после революции город стал культурным и художественным центром. В Витебске были организованы консерватория под руководством профессора Штейна, знаменитого музыканта Малько, Художественно-практический институт, открыты библиотеки, клубы, школы.
Витебское Народное художественное училище, одно время называлось Витебским художественно-практическим институтом
Художники принимали самое деятельное участие в оформлении города: были расписаны заборы и трамваи, проводились выставки работ студентов института, строились временные памятники политическим деятелям и т.д.
В Витебске работали тогда художники самых различных направлений. На выставках и в дискуссиях, которые состоялись в институте и вне его, художники отстаивали свои взгляды и точки зрения на пути развития нового революционного искусства. Диспуты проходили очень бурно. Мы, малыши, сидели и слушали выступления ораторов, затаив дыхание, зачастую ничего не понимая; но нам все это было очень интересно.
В институте были отдельные мастерские у художников Марка Шагала, Юрия Моисеевича Пэна (убежденного реалиста), супрематиста Казимира Малевича, графика Л.Лисицкого и др.
Витебская Художественная Школа,1920 - на снимке Пэн, Шагал, Малевич
В этот период времени Лисицкий оформляет еще несколько детских книг на идиш.
Иллюстрация Лисицкого к сказке Б.Раскина "Мельник,мельничиха и жернова".1919
В Витебске Лисицкий знакомится с Казимиром Малевичем, которого туда тоже пригласил Марк Шагал, но, так случилось, что вскоре Малевич выдавил Шагала и заместил его в Художественной школе. В 1920 г. Малевичем и его учениками была создана группа УНОВИС (утвердители нового искусства), развивавшая идеи супрематизма и был издан одноимённый альманах со статьями, манифестами, декларациями художников. Отделения УНОВИС появились в Смоленске, Москве, Одессе, Оренбурге, Перми, Самаре, Саратове. Именно Лисицкий создает знак УНОВИСа.
Знак УНОВИС, сконструированный Лисицким
Под влиянием Малевича Лисицкий воспринимает его идеи супрематизма (супрематизм - это доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи),
В июне 1920 года группа УНОВИС выпустила в Витебске одноименный альманах, содержавший статьи, манифесты, декларации новаторского движения. Издать альманах в типографии в эпоху разрухи было невозможно, поэтому "уновисцы" напечатали его на машинке в пяти экземплярах и украсили рисунками, сделанными от руки.
Альманах «Уновис»
В наши дни известны только два сохранившихся экземпляра альманаха: один находится в зарубежном частном собрании, а другой, принадлежавший Эль Лисицкому, в 1959 году был передан в Отдел рукописей Третьяковской галереи вдовой Софьей Лисицкой-Кюпперс. Остальные экземпляры альманаха до сих пор не найдены. Возможно, они были уничтожены.
http://homealtart.narod.ru/news/530501.html Горячо принимая идеи супрематизма, Эль Лисицкий, тем не менее, воспринимает их по-своему.
Вот, например, два мнения об искусстве - Малевича и Эль Лисицкого:
В 1915 году Малевич написал "Черный квадрат на белом фоне" и сделал шокирующее признание: "Это не живопись, это что-то другое".
Чуть позже Эль Лисицкий, которого сегодня чтят не только как художника, но и как теоретика искусства, заявил, что "Черный квадрат" - это полное противопоставление всему, что подразумевается под понятиями "искусство", "живопись" и "картина". И что Малевич свел все формы и всю живопись до абсолютного нуля.
Малевич. Черный квадрат
Продолжение следует