Dec 15, 2012 09:44
Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин внес в Московскую городскую Думу проект поправок, которые будут корректировать городское законодательство в сфере проведения массовых мероприятий: митингов, пикетов, шествий. Основной упор во внесенных поправках сделан на создание в Москве так называемых аналогов Гайд-парка. Об этом дискуссия идет на протяжении долгого времени. Такая идея возникла этим летом. Городские власти проводили опросы на порталах города Москвы по подбору подходящих площадок. И вот теперь эта инициатива выразилась в конкретных законотворческих предложениях. О чем идет речь: закон предполагает, что в Москве будут созданы специально отведенные места, где можно будет проводить любые общественно-значимые мероприятия без получения согласования на то органов исполнительной власти.
Единственное требование, согласно законопроекту, - за три дня проинформировать о том, что планируется такое-то мероприятие в таком-то специально отведенном месте. Для чего просят проинформировать? Чтобы можно было корректировать ситуацию в городе. Вполне реально, что в одно и тоже время могут захотеть прийти на одну и ту же площадку две или три противоборствующие силы. И если вот эту ситуацию допустить, то может произойти столкновение. Чтобы эти столкновения не допускать, в Москве будут созданы как минимум две площадки. Об этом уже заявлено. Таких мест в перспективе появится с годами больше, если они будут востребованы различными общественными, гражданскими, политическими силами, как вот такие платформы для упрощенной процедуры проведения массовых мероприятий. Но, при этом, порядок проведения массовых мероприятий на территории города за рамками таких специально отведенных мест сохраняется, и везде можно будет проводить митинги, пикеты в действующем порядке, получив согласование от органов исполнительной власти.
Есть предварительные идеи о том, где разместить две такие площадки: одну - в парке Горького, другую - в парке «Сокольники». Но пока не принят закон, говорить о конкретных площадках невозможно, так как они должны быть закреплены в подзаконном акте, то есть в распорядительном документе Правительства города Москвы. А чтобы выпустить такой документ, необходимо, чтобы Мосгордумой был принят соответствующий закон.
Объясню, почему предлагаются именно эти две площадки. Потому что у них есть существенное преимущество - вокруг нет жилых домов. Надо понимать, что когда выходит какая-то группа людей проводить акцию, это наносит определенный дискомфорт окружающим людям: тем, кто едет мимо на машине и может попасть в пробку, если перекрыто движение; тем, кто живет в непосредственной близости от места проведения митинга с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Следовательно, площадки должны выбираться еще и с тем условием, чтобы местным жителям активность и выражение гражданской позиции не мешало.
В первом чтении закон будет рассмотрен до конца текущего года, а дальше все зависит от того, как будет происходить дискуссия. Если у депутатов возникнут вопросы, поправки, то может быть отведено какое-то количество дней на работу с поправками для принятия закона уже во втором чтении. Если поправок и замечаний по итогам обсуждения в первом чтении не поступит, то закон может быть принят сразу в окончательной редакции и вступит в силу уже до конца текущего года после его опубликования.
Лично у меня есть вопрос, который мне задают многие представители СМИ, обратившиеся за разъяснениями. В законопроекте сказано о том, что вне отведенных специальных мест, то есть на других площадках города при согласовании численности должно учитываться количество участников митинга или пикета, количество присутствующих органов правопорядка и количество представителей СМИ для того, чтобы вместе все три категории не создали давку. Как посчитать количество участников - понятно: заявители говорят сами, сколько ожидается митингующих. Как посчитать количество сотрудников органов правопорядка - тоже понятно: для этого есть нормативы. А вот как заранее посчитать ожидаемое количество представителей СМИ на той или иной акции - не известно. Ведь какая-то акция может привлечь внимание всех средств массовой информации, и тогда будет огромное количество корреспондентов, фотографов, операторов, а другая акция может пройти незамеченной для СМИ. Вот этот момент я бы и хотел уточнить и переадресовать этот вопрос докладчику, когда будет рассматриваться законопроект.
Вообще, я считаю, что предложения, которые внесены мэром на рассмотрение Московской городской Думой, они еще больше упрощают процедуру проведения акций. Если раньше жаловались, что не всегда получается согласовать нужный маршрут, площадку под проведение митинга, то сейчас город создает такую возможность, что любая организация и группа граждан может приходить и без согласования в рамках закона выступать с требованиями, поднимать проблему, проводить массовые акции, приковывать внимание к каким-то ключевым, общественно-значимым вопросам. То есть город создает возможность для выражения общественных интересов гражданского общества. Мне кажется, что эта идея, которая уже реализована в конкретном тексте закона, будет гражданскими силами востребована. Потому что это расширение прав на участие в мирных акциях и упрощение порядка согласования и организации мероприятия.
интервью,
Мосгордума,
оппозиция,
законотворчество