Пока весь взор кинокритиков и новостных агентств обращен на финальный эпизод трилогии о Бэтмане, на больших экранах уже вовсю отгремела картина о другом супергерое, обладающем сверхспобностями - Человеке-пауке. Сквозь весь фильм прослеживается мысль, которая и подтолкнула Человека-паука использовать свои сверхспособности на благо жителей Нью-Йорка: "Чем больше сила, тем больше ответственность". Мысль эта очень важная и правильная, но как можно понять ее и применить в нашей повседневной жизни, не подразумевающей надевания разноцветного трико и проведения на себе генетических экспериментов?
Ответственность, как категория, во многом связана с ошибками и сопровождающими их последствиями, а также ответными действиями. Само слово "ответственность" имеет в корне "ответ", что подразумевает то, какая реакция будет на совершенную ошибку (интересно, что точно такая же этимология у этого слова и во многих других языках). Почему именно ошибка является основным определяющим фактором ответственности? Ответ прост - ведь именно ошибка заставляет выходить из какого-то запланированного порядка действий, позволяя увидеть то, что изначально было скрыто под кажущуюся прочной завесой порядка и плана; именно ошибка дает возможность проявить истинные качества, реагируя на внезапно открывшиеся обстоятельства и именно ошибка вскрывает изначальные неточности и недочеты, заложенные в план. В конце концов, если не было ошибки, то за что брать ответственность? Не надо быть героем, чтобы брать на себя лавры победы.
Но при этом, цена любой ошибки зависит от силы его допустившего и тех последствий, которые вызваны совокупностью элементов: силы ошибившегося, глубиной просчета и степенью ее влияния. В случае с одним конкретным человеком эта ошибка может сказаться на достаточно ограниченном количестве людей: начиная с самого человека и кончая теми, кто оказывается в его круге влияния. Круг этот зависит от силы человека: ошибка крупного и влиятельного бизнесмена (построившего этот круг влияния своими прошлыми действиями, за которые он брал ответственность), безусловно, будет иметь последствия для многих и многих людей, но у него нет абсолютной власти, ведь его сила ограничена рыночными механизмами. Совсем в другом положении находится государство.
Государство - единственный институт, имеющий монополию на применение насилия и способный использовать эту монополию для достижения такой силы и власти, что совершенные ошибки повлияют на жизнь всех и каждого, причем масштаб этого влияния будет просто огромен. Речь в данном случае идет даже не столько о тоталитарных режимах, где этот масштаб настолько очевиден, что должен быть понятен каждому (достаточно привести
цифру в 169,2 миллионов убитых в XX веке государством людей, рассчитанную Рудольфом Раммелом в книге
"Death by Government"), а об обычном, "цивилизованном" государстве. Одним из ярких примеров является институт центрального банка, регулирующий уровень процентной ставки. Процентная ставка - один из основных сигналов, которым руководствуется бизнес, поскольку любые инвестиционные решения принимаются с учетом ее уровня, поэтому тот искусственно заниженный уровень ставки, который устанавливался ФРС и ЕЦБ, привел к тому, что деньги были ошибочно вложены в проекты, которые на самом деле являлись убыточными, что ломало естественную структуру экономики и привело к тем серьезнейшим экономическим проблемам, последствия которых почувствовал на себе каждый из нас. Такая пагубная самонадеянность и вера в возможность контролировать неконтролируемое может привести (и приводит) к серьезнейшим ошибкам, но цену за эти ошибку заплатят не допустившие их, а самые обычные люди, единственная вина которых заключается в допущении такого порядка вещей. Та сила, которой обладает государство, приводит к огромнейшей индивидуальной ответственности, которую государство нести не может ввиду своей коллективистской природы.
Сводя вместе слова Лорда Актона "Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно" и девиз Человека-паука, можно заключить, что та власть и та сила, которой наделено государство, подразумевает огромнейшую ответственность и ужаснейшие последствия в случае совершенных ошибок, которые неминуемо возникнут в силу самой природы государства. Единственный способ борьбы с разросшимся Левиафаном и той разрушающей силой, которой он обладает, является максимальная минимизация государственного вмешательства в жизнь людей, в частности в их экономические и гражданские свободы, и сведение его роли до "ночного сторожа", охраняющего частную собственность и правопорядок.