Кое-что о нашемъ доблестномъ просвѣщеніи.

Mar 08, 2016 05:54

Въ качествѣ одного изъ механизмовъ подрыва народа, антинароднымъ режимомъ использовались наука и просвѣщеніе, страшно дорогостоящія, не конкурентоспособныя въ основномъ на міровомъ уровнѣ, чрезмѣрно распространенныя. Увы, это сказывается и сейчасъ. (Кстати именно сейчасъ Минздравъ РФ узаботился дефицитомъ собственныхъ врачебныхъ кадровъ на мѣстахъ и утечкой подготовленныхъ за казенный счетъ врачей въ бизнесъ. Проблема та, что врачей въ основномъ въ РФ готовитъ именно Минздравъ. )

Я разскажу кое-что извѣстное и понятное мнѣ, при томъ рядъ вѣщей окажется понятно за кадромъ, кстати рассовый вопросъ, вопросы религіозности, вопросы взаимосвязи отдѣльныхъ частей процесса.

Я пока что также не коснусь вопросовъ языка.

Я противъ бюрократической логики, по которой оптимизація должна означать ростъ числа подчиненныхъ, ростъ числа опытныхъ ученыхъ функціонеровъ (зачастую неспособныхъ по-людски документально ретранслировать этотъ опытъ),ростъ объема ненормируемыхъ мѣропріятій при спихиваніи на кого-то другого, будь то начальство или смежники, ряда реальныхъ компетенцій, уничтоженіе конкуренціи и форсированное новаторское нормотворчество. Это всё мы уже проходили въ похабно рухнувшемъ СССР, а поскольку люстраціи не произошло, унаслѣдовали и въ РФ, отчасти. Но если потребительскій рынокъ прошелъ путь отъ райторга черезъ базарные ларьки къ всероссійскимъ сѣтевымъ гипермаркетамъ, то въ сферѣ просвѣщенія столько преобразованій не было , по различнымъ причинамъ.

Кто-то можетъ обвинить меня въ излишнемъ либерализмѣ, но я знаю, и имѣю въ виду, что развитіе движется не прилавкомъ, и даже не переговорнымъ столомъ. А какъ минимумъ тѣмъ, что и какъ къ нимъ приносятъ!

Обобщимъ нѣкоторыя стороны вопроса.

1. Намъ не надо слишкомъ много дипломированныхъ женщинъ.

Надо лишній разъ останавливаться на такихъ обстоятельствахъ: въ среднемъ чѣмъ выше у женщины образовательный уровень, тѣмъ меньше она рожаетъ дѣтей, ожидать отъ женщины талантовъ въ рядѣ занятій вообще не приходится (много вы видите женщинъ-столяровъ? а вѣдь физически и интеллектуально это не самый тяжкій трудъ), массовая женская занятость дѣйствительно обернулась переносомъ половой распущенности, если не проституціи, на рабочія мѣста ( о чёмъ предупреждалъ еще Густавъ фонъ Шмоллеръ лѣтъ 130 назадъ), дѣйствительно выдающихся представительницъ фундаментальной науки и капитальной инженеріи не столь много. А вотъ среди лицъ съ высшимъ образованіемъ работающихъ не по спеціальности мужчины въ явномъ меньшинствѣ!
Въ свое время меня потрясла сербская статистика: еще въ1960 годы тамъ введено всеобщее средне-спеціальное образованіе, а въ современной Сербіи (данные 2008 года) каждая восьмая или седьмая взрослая женщина должна считаться полностью неграмотной. То есть, грамоту просто не осваиваютъ либо забываютъ за ненадобностью! Вотъ насколько образованіе не нужно женщинѣ въ не самой худшей среднеразвитой экономикѣ! Едва-ли у насъ намного лучше.
А размножать народъ, понятно, надо.

2. Намъ не нужно столько высоко-дипломированныхъ спеціалистовъ въ рядѣ областей.

Для учителя начальной и даже средней школы достаточно бакалавріата, техникума, а то и двухгодичныхъ курсовъ. Для рядового музейнаго и библіотечнаго работника абсолютно достаточно техникума. Порой хватитъ и курсовъ.

Для статистика (если это не научный расчетчикъ, не страховой актуарій и не сотрудникъ развѣдки) полностью хватитъ техникума. Для обычнаго бухгалтера кстати тоже. Пяти семестровъ будетъ абсолютно довольно. Для банковскаго операціониста хватитъ средней школы и восьмимѣсячныхъ курсовъ. Это мнѣніе самихъ финансистовъ. Съ помощью вечерняго обученія, удовольствіе можно и чуть растянуть.

Для театральнаго актера хватитъ одно- двухгодичнаго училища послѣ школы. (Это режиссеру нуженъ вѣроятно бакалавріатъ. И то не фактъ. Кстати поношенность нашихъ актеровъ, невозможность подростку сразу стать знаменитымъ , обстоятельно воспользоваться свѣжестью внѣшности для нуждъ дѣла искусства, - печальное слѣдствіе глупаго и поощряющаго должностную проституцію (да и просто блатъ) образовательнаго ценза; для міровыхъ звѣздъ режиссуры, Станиславского и Ханжонкова, хватало актеровъ окончившихъ въ лучшемъ случаѣ частные двухлѣтніе курсы!) Кажется что-то подобное можно сказать и про артистовъ эстрады.

Всегда ли должность взводнаго командира должна исполняться выпускникомъ офицерскаго училища, а не школы прапорщиковъ, и не должно ли оное училище опираться на ту школу ? Иногда подготовку офицера лучше начинать именно въ ней! (Полагаю, военные меня поддержатъ!) Кстати въ швейцарской арміи, преимущественно горнострѣлковой, полная подготовка солдата (включая и альпинистскую подготовку и службу какъ таковую) длится всего-то полгода, сержанта учатъ еще кварталъ, кажется.

Порой фельдшеръ и даже медсестра достаточны для ряда медицинскихъ должностей занимаемыхъ дипломированнымъ врачами. (Полагаю, медики смогутъ это подтвердить! )

Сокращенное образованіе обязательно должно сопровождаться ученичествомъ, ассистированіемъ, стажировкой, что позволитъ лучше подбирать кадры, да кстати и чуточку поэкономить трудъ спеціалистовъ уже занимающихъ должности. Стажеръ какъ минимумъ видитъ повседневныя обязанности спеціалиста, и можетъ избавлять его отъ нѣкоторой рутины, порой. Да и профессіональныя отношенія ученичество обычно только улучшаетъ, не говоря про преемственность труда. Вотъ тутъ бы вѣдомству образованія стоило и власть употребить!

Въ концѣ концовъ, вообще методика подбора кадровъ для современнаго бизнеса въ чёмъ-то существенно иная чѣмъ была 30 или 50 лѣтъ назадъ, возможностей трудоустройства порой стало больше, а гарантій казалось бы меньше. Но культура возросла.

Если бы широкіе массы трудоустраивающихся реально хотѣли больше образованности, для самихъ себя, для самоуваженія, спросъ на курсы иностранныхъ языковъ и капитальныхъ ремеселъ былъ бы выше. Какъ и стремленіе учиться за рубежомъ. Это самоуваженіе можно поднять и безъ спеціальныхъ казенныхъ учрежденій.

Сколько человѣко-часовъ живого труда народное хозяйство страны теряетъ на избыточномъ обученіи, страшно подумать!

Тутъ мнѣ могутъ возразить, что вузовская многолетка даетъ подборъ цензовой интеллигенціи.

Да, но если оная цензовая интеллигенція неспособна обрѣтать динамизмъ, самосортироваться, самоочищаться еще и въ другихъ мѣстахъ, и другими методами, не однимъ высиживаніемъ (тренировки органовъ усидчивости навѣваютъ похабныя мысли) , такъ недорого она и стоитъ. Инфляція дипломовъ и должностей, хроническая въ русскихъ земляхъ послѣдніе полвѣка, только подтверждаетъ данную мысль. Къ тому же, для приличнаго трудоустройства одного диплома обычно недостаточно...

Да, не менѣе важенъ моментъ ожиданій: высшее образованіе не можетъ не сопровождаться высшими претензіями по части непыльной напримѣръ работы. (А вѣдь получить приличныя оцѣнки въ зачетку и проявить служебное соотвѣтствіе на работѣ это не одно и то же!) Типажъ непризнаннаго образованца-разночинца опасенъ для общества.

Да, масса молодыхъ мужчинъ спасается на студенческихъ (и даже аспирантскихъ!!!) скамьяхъ отъ солдатчины, отъ "призывнаго рабства", и это понятно. Только народному хозяйству это дорого обходится! Но, быть можетъ, часть военнаго обученія можно просто перевести на иниціативно-платную основу, съ соотвѣтствующимъ сокращеніемъ срока срочной службы или даже военнаго обученія? (Заодно, коррумпированное коммерческое использованіе солдатскаго и курсантскаго труда еще болѣе снизится!) Частная иниціатива неплохо справляется съ подготовкой шоферовъ и яхтсменовъ , горнолыжниковъ и альпинистовъ, охранниковъ и трактористовъ, неужели у нея не получится со строевой подготовкой, стрѣльбой, сервисомъ оружія, пользованіемъ средствами индивидуальной защиты, вожденіемъ бронеавтомобиля и воинскими уставами? Да и не нищее у насъ населеніе, ради экономіи допустимъ 3-4 мѣсяцевъ труда, а то и пары лѣтъ ненужной учебы, немало парней смогутъ по-честному заплатить, тѣмъ болѣе, что получатъ полезныя знанія взамѣнъ! Зато проблема многолѣтнихъ уклонистовъ отъ обороны снизится, да и кадры военнаго вѣдомства и иныхъ силовыхъ вѣдомствъ можно будетъ оптимизировать. Какъ и использованіе ряда спортбазъ и полигоновъ. И даже лазаретовъ.

3. Намъ не нужны будущіе дудаевцы съ дипломами.

Въ свое время, многіе полевые командиры дудаевскихъ отрядовъ оказались выпускниками грозненскаго госуниверситета и иныхъ мѣстныхъ вузовъ. Среди руководства современной "Украины" выпускниковъ не украинскихъ вузовъ очень мало, какъ правило это приглашенные спеціалисты; притомъ вожди заканчивали вузы еще "УССР". Немало крупныхъ дѣятелей бандитской "республики Косово" окончили филологическій факультетъ тамошняго университета, тоже еще при коммунистахъ. Энверъ Ходжа, Полъ Потъ , да вродѣ и Дэнъ Сяопинъ и Хо Ши-Минъ учились во французскихъ университетахъ , на условіяхъ льготныхъ стипендій. Съ другой стороны, выпускникъ мектеба, медресе или чего-то подобнаго въ качествѣ командира вѣроятнаго противника просто проще чѣмъ выпускникъ вуза.

Давайте прямо скажемъ: намъ такого не надо, отъ практики снабдить вузомъ и дипломированными мѣстными кадрами любую "національную окраину", субсидировать обученіе тамошней молодежи и т.п. - надо отходить, тѣмъ болѣе что жуткихъ успѣховъ Ительменовъ и Табасаранцевъ въ фундаментальныхъ наукахъ и прикладныхъ тоже, а равно и такихъ успѣховъ въ тамошнемъ производствѣ, я что-то не припомню. (Только Славяне съ иными Арійцами, Армяне и Евреи , плюсъ представители волжско-финскихъ народовъ, аріизованные, дѣлаютъ реальную науку въ РФ. И реальное производство тоже. Остальныя рассы тамъ встрѣчаются только въ порядкѣ исключенія, и сравнительно мало къ ихъ численности въ населеніи. Это же статистика! )

Навѣрное какое-то количество тамошней молоди сможетъ получить образованіе въ вузахъ внутренней Россіи, вплоть до столичныхъ, но не надо собирать и эту молодь въ коллективы, въ тусовки. (Гдѣ гарантія противъ какой-нибудь петлюровщины или дудаевщины въ этомъ случаѣ? ) И не стоитъ давать малоимущей части тамошнихъ населеній слишкомъ много шансовъ въ образовательной области. Опять же, академическая мобильность это благо а не зло.

Какіе-то совершенно особыя усилія понадобятся внутри русской націи для развитія высшихъ слоевъ русскаго общества: навѣрное , почти всякій при прочихъ равныхъ условіяхъ предпочитаетъ видѣть надъ собой начальствомъ сына не кухарки а баронессы, но для этого о размноженіи баронессъ придется позаботиться особо. Въ данномъ случаѣ, черезъ институты благородныхъ дѣвицъ и женскія гимназіи. Съ соотвѣтствующими учебными планами привиллегированныхъ среднеспеціальныхъ учебныхъ заведеній. Ну и тамъ насчетъ поощренія рождаемости...

4. Нашему бизнесу многіе вузы не нужны.

Навѣрное даже лѣтъ 30 назадъ дипломы нѣкоторыхъ вузовъ разсматривались какъ сомнительный штемпель на біографіи, сейчасъ это еще болѣе такъ. Скажемъ прямо, выпускники допустимъ Тувинскаго госуниверситета имѣютъ за предѣлами Тувы небольшіе шансы на рынкѣ дипломированнаго труда. Да и въ самой Тувѣ реальный бизнесъ не противъ брать выпускниковъ другихъ высшихъ школъ. Къ сожалѣнію, о Дагестанѣ это тоже можно сказать. На дипломы полученные на т.н. " Украинѣ" или въ Бессарабіи работодатель въ РФ глядитъ косо, даже на столичные. Да и не ѣздитъ изъ РФ никто вмѣняемый туда за реальнымъ образованіемъ!

Сбербанкъ свой персоналъ предпочитаетъ доучивать самъ. РЖД естественно тоже.

Немало крупныхъ и солидныхъ бизнесовъ имѣютъ если не собственные учебные центры, то службы стажировокъ и дообученія, въ РФ эта практика еще сравнительно недоразвита.

Не удивительно, что и допустимъ политическія партіи обзаводится своими партшколами.

Несмотря на перепроизводство юристовъ, юристовъ по патентному праву и юристовъ съ хорошимъ знаніями иностранныхъ языковъ въ РФ не хватаетъ.

Да и вообще съ подготовкой свѣдущихъ въ иноязыкахъ людей гособразованіе традиціонно не справляется. Даже я самъ не смогъ бы прилично подготовиться по англійскому языку безъ репетиторовъ. И это въ Петербургѣ!

Съ другой стороны, не вполнѣ ясно, зачѣмъ Министерство Образованія РФ готовитъ кадры для полностью приватизированной целлюлозной промышленности или почти полностью приватизированнаго банковскаго дѣла нашей страны , за счетъ казны, т.е. налогоплательщиковъ? Зачѣмъ Минздравъ РФ учитъ за счетъ казны а значитъ и опять налогоплательщиковъ, врачей, желающихъ работать въ частномъ здравоохраненіи? (Кстати Минздравъ РФ этимъ недавно узаботился.) Не правильнѣе ли сдать эти функціи полностью коммерческимъ структурамъ? А налогоплательщиковъ вознаградить небольшимъ сниженіемъ бюджетныхъ расходовъ и налоговъ?

Да, мнѣ могутъ кое-что возразить про воспитательную сторону высшей школы. Всё такъ, только бизнесъ предпочитаетъ людей прошедшихъ интенсивные тренинги. Да и таинственные вопросы методологіи академической воспитательной работы въ высшей школѣ СССР и РФ я предпочту тутъ не раскрывать, чтобы это не напоминало разжиганіе соціальной розни, и обошлось безъ грязныхъ ругательствъ, въ иныхъ терминахъ не получится.

5. Намъ не нужно столько гуманитаріевъ.

На рынкѣ труда явно черезчуръ много дипломированныхъ экономистовъ, юристовъ, соціологовъ, педагоговъ, психологовъ, философовъ, искусствовѣдовъ, не говоря ужъ о всяческихъ менеджерахъ. А вотъ инженеровъ и напримѣръ переводчиковъ (особенно по рѣдкимъ и трудоемкимъ языкамъ) можетъ и не хватать. Какъ кстати и врачей. Говорятъ, не хватаетъ даже художниковъ по прикладнымъ искусствамъ!

Не говоря уже о дефицитѣ мастеровыхъ кадровъ въ РФ, пріобрѣтающемъ черты явнаго скандала.

Не работающіе по гуманитарной спеціальности выпускники гуманитарной высшей школы это деклассированный кадръ, годный хорошо если для прилавка. Зачѣмъ плодить деклассированные кадры?

Дѣйствительно, качественное гуманитарное образованіе это хорошій личный активъ. Но его цѣна такъ ли ужъ должна альтруистически оплачиваться соотечественниками-налогоплательщиками, особенно если налицо коммерческая цѣнность? Совершенно ясно, что ученіе Фрейда или Р. Штайнера необязательно для обстоятельной гуманитарной высшей школы. И цѣнность такихъ ученій для дѣла ограниченна. А потребности общества въ экспертахъ по языку хауса (явно нужныхъ для и такъ высокооплачиваемыхъ дипломатіи и развѣдки какъ минимумъ) просто не вполнѣ опредѣлимы. Гуманитарно образованнаго человѣка нелегко поставить къ станку и даже оснастить умными кнопками умныхъ механизмовъ, будемъ понимать! А съ другой стороны, техническое обустройство Отечества , чаемый ростъ реальнаго сектора экономики требуетъ массовой технической и естественнонаучной грамотности, вѣроятно и за счетъ грамотности гуманитарной - тутъ кстати вопросъ и о содержательной сторонѣ того и другого. Да и методахъ обученія; самообразованіе и взаимообразованіе тоже никто не отмѣнялъ. И паче того, современные каналы ретрансляціи знаній въ любомъ случаѣ на порядокъ шире академической среды (интернетъ обезпечиваетъ невѣроятную преемственность знаній , это положительно консервативная среда), дообученіе можетъ быть страшной силой.

Націоналистически мысля, я вижу нужду Русской Націи по гуманитарной части именно въ знатокахъ иностранныхъ языковъ, фундаментальныхъ правовыхъ наукъ, искусствовѣдѣнія, всяческой поповской премудрости (философія, притомъ только философія права и морали здѣсь повсюду оказывается только составной частью безъ самостоятельнаго смысла,впрочемъ нужной вельми!), но я не увѣренъ, что институціи образованія , образовательныя учрежденія, будучи субъектами и плана и рынка, смогутъ проводить въ жизнь эту общенаціональную потребность. Пока что выходитъ безъ блеска. (Одна изъ самыхъ непріятныхъ фигуръ образованщины это таки дипломированный "русскій религіозный философъ", по-моему.) Самоочевидно, что научиться чему-то философскому , или психологическому, включая менеджментъ чего-нибудь, можно и безъ вузовъ, по книгамъ и видеокурсамъ. Но съ иноязыками такое массово можетъ и не пройти.

6. Излишній дирижизмъ, слишкомъ много государства.

Не столь много въ странѣ негосударственныхъ высшихъ школъ. Должна существовать опредѣленная межсекторная конкуренція. Кстати, японское экономическое чудо во многомъ дѣло рукъ выпускниковъ частныхъ училищъ и университетовъ. Испанское чудо тѣхъ же временъ - не въ меньшей мѣрѣ результатъ работы выпускниковъ церковныхъ и муниципальныхъ заведеній. То есть не совсѣмъ казенныхъ!

Требованія къ организаціи и вѣдѣнію негосударственныхъ техническихъ и естественнонаучныхъ вузовъ могутъ быть еще неоправданно высоки. (Укажу напримѣръ на необходимость переписывать и переиздавать учебныя программы подъ любое небольшое измѣненіе почасовой нагрузки, составляя изъ нихъ всё новые учебно-методическіе комплексы, или на требованія, чтобы преподаватели сами разрабатывали контрольныя заданія, по тѣмъ курсамъ, гдѣ изданы общепринятые учебники съ практикумами! Это кстати тотъ еще подрывъ единства и преемства высшей школы, когда по одному и тому же компендіуму знаній разные учебные заведенія одного, казеннаго, собственника, вправѣ учить по-разному!!! ) Между тѣмъ, частнымъ сѣтямъ медицинскихъ центровъ виднѣе, какіе врачи и фельдшеры имъ нужны, не говоря о томъ, что приватизированной целлюлозной промышленности сподручнѣе самой опредѣлять, какіе ей потребны инженеры и техники. (Я намѣренно говорю объ отрасли, которая никуда не дѣнется.) Это кстати будетъ способствовать и повышенію горизонта планированія бизнесовъ, и болѣе чуткому отношенію къ кадрамъ.

Да, малый бизнесъ самъ можетъ готовить для себя только подмастерьевъ, и то не всегда, но въ РФ дѣловая жизнь требуетъ крупной промышленности, крупныхъ банковъ, крупныхъ транспортныхъ и торговыхъ бизнесовъ, даже частныя лѣчебницы и старьевыя лавки объединяются въ сѣти; ремесло и иная малая предпріимчивость только дополняютъ крупную. И этой крупной предпріимчивости порой виднѣе, кого, сколько и какъ учить для реальнаго дѣла. Порой ( та же целлюлозная промышленность) горизонтъ планированія составитъ пару пятилѣтокъ. Другое дѣло, что поддержка именно профессіональнаго ученичества на мѣстахъ со стороны властей и общества есть особый процессъ. Въ этомъ процессѣ важны усилія не только патроната, но и инженерныхъ союзовъ, и профсоюзовъ.

Есть тотъ печальный моментъ, что въ наше время "государственное" это вовсе не значитъ"добротное" или"недорогое", порой это даже значитъ "коррумпированное". Или " бездуховное".

7. Зачѣмъ готовить кадры для заграницы?

Я не про студентовъ гражданъ иныхъ государствъ, учащихся по особымъ контрактамъ, я про доблестныхъ выпускниковъ нашей профессіональной школы, отбывающихъ зарубежъ. Да, возможно въ РФ не для каждаго дипломированнаго жителя находится сообразная диплому работа, приличный заработокъ и прочее, но налогоплательщикъ совершенно не обязанъ финансировать обученіе будущихъ эмигрантовъ, это явный уронъ для нашего народнаго хозяйства. Той степени международной интеграціи, которая существуетъ въ области образованія (и мобильности образованной рабсилы) въ Евросоюзѣ, русская геополитическая сфера возможно не потребуетъ вообще, да и эмигрируютъ изъ РФ главнымъ образомъ наружу этой сферы. Статистика же есть!

Одно это соображеніе могло бы потребовать полной платности не только высшаго, но и среднеспеціального образованія, въ частности въ формѣ повышеннаго налога на родъ занятій, поимущественнаго налогообложенія уже существующихъ дипломовъ, платы за обученіе со вновь поступающихъ, хотя бы условно.

8. Намъ не нужно столько и такихъ маститыхъ!

Непогрѣшимость господъ профессоровъ, членовъ академій (и аказоотій) всяческихъ наукъ не менѣе опасна для общества чѣмъ неудовлетворенность полубезработныхъ ихъ учениковъ. Гласная критика лицъ , учрежденій а главное идей въ наукѣ&образованіи въ современной РФ устрашающе слаба, и одна изъ причинъ тутъ чисто количественная: можно годами дѣлать карьеры, имѣть публикаціи, защищать диссертаціи, засѣдать въ ученыхъ совѣтахъ , даже посѣщать конференціи и быть просто незамѣтнымъ въ силу многочисленности учрежденій, научной прессы и даже объединеній научной общественности. (Интересъ и почтеніе публики, круговъ публики, къ конкретному интеллигенту былъ также преднамѣренно пониженъ совѣтской системой, создавшей культы вождей и очень селективныхъ героевъ, включая артистовъ. Причинъ много, но упомянемъ это пока только какъ факты. )

Другіе причины заключаются въ изоляціи нашего научнаго сообщества отъ міра въ силу языкового (попробуйте доказать, что Ваша статья въ иностранномъ академическомъ электронномъ изданіи не менѣе важна, чѣмъ въ насквозь проплаченномъ мѣстномъ изданіи включенномъ въ списокъ ВАК!) и административнаго барьера, въ засиліи бывшихъ и нынѣшнихъ партійныхъ товарищей. (Еще кое-какіе причины надо выявить.)

Только явный скандалъ вродѣ открытія подраздѣленія сугубаго бреда ( скажемъ каѳедры теософіи и антропософіи или лабораторіи полировки оптическихъ осей) въ одномъ государственномъ учрежденіи, серійнаго плагіата въ диссертаціяхъ въ другомъ, пропаганды пантюркизма въ третьемъ, разгула гомосэксуализма въ четвертомъ, излишняго массоваго увольненія въ пятомъ, какъ-то способствуютъ расчисткѣ авгіевыхъ конюшенъ. А безъ скандала, попробуйте покритикуйте что-нибудь въ какъ бы солидномъ изданіи! Да даже и со скандаломъ. Даже чью-то гипотезу чисто академическаго свойства. Или чью-то порцію цифровыхъ выкладокъ либо схемъ. Тутъ же стѣной встанутъ авторитетныя главы научныхъ школъ, маститые члены ученыхъ совѣтовъ, невообразимо почтенные администраторы, великіе практики разныхъ процессовъ, и Вамъ откажетъ въ гласности случайный младшій клеркъ. Возможны и карьерныя непріятности начиная съ кляузъ.

Раскрою одну страшную интимную тайну высшей школы совѣтскаго и постсовѣтскаго ареала: несмотря на массу должностей методистовъ, спеціалистовъ по контролю за качествомъ образованія (кстати, а почему это не одно и то же??? знаете???потому что методисты очень давно превратились въ диспетчеровъ, напримѣръ), спеціалистовъ учебныхъ отдѣловъ ,- собственно методикой преподаванія, а не оборотомъ разныхъ документовъ на тему расчасовки учебнаго матеріала, почти никто не занятъ. Можно годами проработать въ системѣ, и ни разу не услышать детальнаго положительнаго оффиціальнаго совѣта, что какъ доводить до юношества, да и неоффиціальнаго тоже, и хорошо если будетъ возможность кому-то подражать именно въ педагогическихъ методахъ! И непонятно, что при этомъ дѣлаетъ методическій совѣтъ Министерства Образованія, учебно-методическія объединенія при ономъ, да и Россійская Академія Образованія, бывшая Академія Педагогическихъ Наукъ? (Я пишу про РФ, но мнѣ говорили, что и въ РБ творится нѣчто сопоставимое.) Кстати, реорганизація отраслевыхъ государственныхъ научныхъ академій ея отчего-то не затронула, навѣрное тамъ сидятъ невообразимо авторитетныя маститости, но конкретныхъ методикъ въ качествѣ рекомендацій до вузовъ онѣ почему-то не особо доводятъ. А доводятъ, такъ не доходитъ. Извиняюсь, а зачѣмъ тогда НАМЪ именно эти академики? И: можетъ, лучше ничего не производить, чѣмъ гнать халтуру работая на самотекъ, въ мѣру собственной испорченности? То есть, передъ нами вырожденіе педагогическаго труда, и мало кому до этого есть дѣло.

Выводы:

А. Необходимо сокращеніе некапитальнаго государственнаго высшаго образованія (я не про ядерную физику вѣдь пишу) вплоть до экономической цѣлесообразности, съ пониженіемъ верховыхъ требованій по образованію для ряда профессій и должностей и съ допущеніемъ болѣе широкихъ негосударственныхъ иниціативъ въ данной отрасли, возможно часть высшихъ школъ вообще стоитъ продать въ руки крупнаго бизнеса и частныхъ иниціативъ вмѣстѣ со студентами и преподавателями. А часть преобразовать въ колледжи. При этомъ, для государственныхъ стандартовъ и требованій въ отрасли достаточно смягченія въ нѣкоторой части.

Б. Встаетъ вопросъ о томъ, съ какими профессіональными объединеніями работниковъ образовательнаго дѣла государство и общество могли бы взаимодѣйствовать, а съ какими не очень.

Возможно, государственное и общественное поощреніе профессіональныхъ и особенно научныхъ ассоціацій ( и ихъ взаимодѣйствія съ профессіональнымъ образованіемъ) должно быть выведено на совершенно иной уровень. Но это уже полностью особый вопросъ.

В. Предстоитъ немалое обсужденіе методикъ преподаванія, борьба въ которой будутъ даже убитые и раненые, а главное ликвидированные за ненадобностью. Вѣдь дефекты высшей школы въ этомъ отношеніи навѣрное характерны и для средней? Вопросъ о сути, смыслѣ да и чести педагогическаго труда по-моему долженъ встать именно въ связи съ методами и пріемами этого труда!

Г. Предстоитъ осознать болѣе направленные методы культиваціи приличной просвѣщенной русской публики. Вѣроятно, спеціалисты по евгеникѣ еще не всё сказали по данному вопросу. Если вообще начали.

Д. Въ особое дѣло предстоитъ вынести вопросъ объ упорядоченіи нормативнаго русскаго языка.

Е. Убытки народнаго хозяйства отъ недолжнаго функціонированія образовательныхъ службъ , и т.ск. корпуса образованной публики ,еще предстоитъ отслѣдить и оцѣнить, общественности стоитъ уточнить мѣры по сокращенію такихъ убытковъ.

народность, Россия, добро, я творю, антисоветское, советизм, Приличие, рельсы

Previous post
Up