Итак,
ранее мы коснулись странной связи Сталина с Батумом -- пунктом в котором было немало турецких интересов. Но добро бы этим всё и кончалось! В возможной работе Сталина на турок было еще кое-что, не менее любопытное.
Участие в иранской революции.
Итак, дам сначала исходный текст. Из воспоминаний Мир Башир Касумова "Я хочу начать с Садарханской революции, назову несколько фамилий: Мешади <Азизбеков???>, Аскер < хочется верить, что это не был Сюлейман Аскери, будущий руководитель османской террористической спецслужбы... иначе всё было бы слишком просто>, Мюджай и другие.
Тогда товарищ Сталин был в Персии. Его отправили туда <знать бы, кто конкретно???>, и он помогал в этой революции до приезда шаха Мамед Али. <Отметим, Его Величество Шах Мохаммад Али вернулся было в Иран после изгнания, в июле 1911> Если мне память не изменяет, товарищ Сталин сам был в Реште <столица Гиляна, центр «демократического» движения, куда тамошний русский консул Некрасов требовал ввести не только пехоту и конницу, но и суда с пулеметами!>. " (РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. Д. 583. Л. 11, цит. по стр. 557 у Островского)
Собственно, наличие в тогдашнем бурлящем Иране не только дашнаков (армянских националистов- просоциалистов), но и грузинских социал-демократов НЕ ОТРИЦАЕТСЯ иранскими источниками, указывается например, что с июня 1908 десятки этих людей при оружии появились в районе Тебриза по просьбе тамошнего энджумена (совдепа). (Казем-Заде Ф. Борьба за влияние в Персии. Дипломатическое противостояние России и Англии. Пер.с англ., М., ЗАО Центрполиграф, 2004, 544 сс., с. 428) . И немало их участвовало в сопротивлении возвращению Шаха Мохаммада Али летом-осенью 1911г., тот же источник говорит не о десятках, а о сотнях (Казем-заде, 490).
"Имеются сведения, что деньги, направленные на поддержку [кем? ] революционного движения в Иране, переводились через банковскую контору "Германия" " - пишет Островский про 1906 и следующий год (стр.500) и ссылается на ГАРФ Ф.102, ОО.1907. Д. 7-47. Л.86. Мне не совсем ясно, имеется ли в виду петербургская контора этого банка, или какая-то другая. Но эта банковская контора явно находится в России.
Поймем вот что: кое-каким европейцам азиатские революции в начале ХХ ст. были НУЖНЫ - это совершенно ясно. (Кстати не факт, что среди этих европейцев так уж были главари Социалистического Интернационала. Но их спонсоры быть могли.) И конечно, тут на ум приходит Англия. И Германия. Из азиатов -- иранская революция была нужна прежде всего именно туркам, старым врагам иранской монархии. Всем турецким фракциям -- и старо- и младотурецким. Вряд ли революция в Иране могла как-либо соответствовать интересам Российской Империи. А вот интересам российских революционеров -- могла, да. То, что иранская революция начала ХХ в. была туркам (в т.ч. МЛАДОТУРКАМ) выгодна ОЧЕНЬ, и ими по мере сил поддерживалась, давно выяснено. (Шоу, 1, 390) Как и возможный британский интерес во всем этом. И устремления в этом направлении иранских демократов, конституционалистов и прочих т.ск. народолюбцев. В нынешнем Иране скрывать эти факты не принято. Укажем например официозно-хомейнстскую монографию Р.Ша'бани «Краткая история Ирана» (Спб., пер.с фарси, «Наука», 2008, 384 сс., с.226-246).
Если Сталин участвовал в иранской революции, это могло быть ПОСЛЕ бегства из Сольвычегодска летом 1909 и ДО декабря 1911 года, когда русские войска заняли соответствующие районы Ирана и революцию начали серьезно подавлять, а революционеров просто ликвидировать без суда. Начальная дата установлена как по сообщению Касумова, так и по данным об отсидках и побегах Сталина, и его пребывании в Баку.
Кстати от Баку до Ирана и вправду близко. Пребывание Сталина в Баку не могло помешать его поездкам в северные местности Ирана. Скорее, помогло.
И еще. Баку - центр нефтяной промышленности и т.ск. рабочего движения Кавказа. Рабочие союзы города и округи контролировались далеко не только идейными эсдеками - панисламистами и пантюркистами ТОЖЕ. На рабочие восстания, организуемые такими союзами, пыталась осенью 1914 года поставить турецкая спецслужба «Тешкиляты Мехсуссэ», в лице в частности группы азербайджанского националиста Селима Бубутова, и только опасения германских партнеров за сохранность нефти вкупе с самим городом и турецкие сложности в снабжении агентуры помешали данному проекту. (Шоу, 2, 933)
Да, о столице Гиляна. Решт был не просто центром персидского революционного движения... именно в Реште английский и ТУРЕЦКИЙ консулы возбуждали массы против русских, а русский консул Некрасов, по сути, организовал оккупацию в конце 1911 года, лично производил аресты и обыски. (Казем-заде, 517). Как мы помним, после Октябрьской революции именно в Гиляни была попытка организации советской республики. Попытка опиралась на самоопределение местных бандитов и была подавлена центральными властями Ирана очень не сразу.
Я не считаю, что версия о работе Сталина в иранской революции полностью верна, подтверждений мало, деталей немного, но, скажем так, было время, когда она была озвучена. И скандал эта версия не вызвала. Такая вот работа не могла пройти МИМО и против турецких интересов, и британских тоже. Если не лично Сталин революцию в Иране делал, то многие, для кого он был товарищем по партийному списку. И по ведомостям на финансирование. Совершенно ясно, что часть таких ведомостей была турецкими. И британскими.
Надо добавить, что верный сподвижник и друг Сталина
Орджоникидзе отметился в городах Гилянской области именно как организатор просвещения масс под лозунгами левоисламистского и тюркистского толка с осени 1909 года и видимо до весны 1911 года. Сразу после бегства из Восточной Сибири. Ясно, что турецким разлагателям персидской государственности он не мешал, а российским умиротворителям Персии не помогал...
Турецко-еврейская тень на российских революционерах.
Турецкий официозный источник (St.J.Shaw, The Ottoman Empire in World War I. Ankara, Turk Tarih Kurumu, vol.1, 2006, vol.2, 2008) не столь мало пишет про турецкий след в «русской революции». Им упоминается, что турецкая спецслужба «Тешкиляты Мехсуссэ» создавалась под повстанческо-диверсионную работу по соседним странам, отчасти даже под карательные действия (ей посвящается целая глава у Ст.Дж.Шоу, 1, 353-457) , разведкой занимались другие службы - по линии МВД, МИД, военного ведомства Девлета. Вышеупомянутая спецслужба всегда включала, на разных ролях, немало выходцев именно из кавказских народов. Именно «Тешкиляты Мехсуссэ» была «платформой сборки» кавказских и иранских революционных комитетов в Первую мировую войну.
Упоминается, что одним из центров турецкой разведывательно-диверсионной работы и сколачивания агентуры - был именно Батум. Притом, именно там «работали по» грузинам, аджарцам и тамошним туркам.
В это время в Турции уже несколько лет спекулировал, сколачивал миллионы, да кстати и сотрудничал в общественно-политических кругах, такой трогательный персонаж, как Александр Парвус, он же Израиль Лазаревич Гельфанд, спонсор российской, и не только, социал-демократии. Собственно Парвус организовал для СВУ ("Спилки Вызволенья Украины") встречу с директором «Тешкиляты Мехсуссэ» членом руководства партии младотурок Сюлейменом Аскери в августе 1914 года, сразу после образования СВУ [стало быть, был деловым другом, или, по крайней мере партнером этого деятеля]. Вскоре «украиньскую справу» поддержал и сам Талаат-паша (как пишет источник, первым среди руководителей Центральных Держав, и тоже, видимо не без помощи Парвуса). (Такого уровня влияния никто больше из российских революционных эмигрантов, наверное, не достигал...) Планировался даже десант турок и украинских националистов в район Одессы, сопровождаемый украинским восстанием. Понятно, что турецкие затруднения (почти полный дефолт государства во время мобилизации, контрудары русского Черноморского флота, а затем скандальный разгром армии вторжения под Сарыкамышем и постепенный крах тылов) отсрочили и сняли с повестки дня этот проект, но он был. Контакты турок с СВУ впрочем, не прерывались, как и с грузинскими националистами, особенно с кругом Мачабели. (Шоу, т.2,931). А может, этно-сепаратистами дело скорее заканчивалось чем начиналось? На месте турок, я тогда не брезговал бы пестовать и просто анархическую публику, и даже вовсе безыдейных любителей марафета -- только бы подорвать Россию.
Турецким официозом поминается, что в Стамбуле в первые месяцы Первой Мировой образовался, с дозволения властей Девлета, штаб (headquarters) “русских социалистов и коммунистов», в частности для работы в лагерях военнопленных и пропаганды внутри России, с изданием и засылкой соответствующей литературы, притом «непреднамеренным последствием» (unintended consequence - термин экономического либерализма показывающий объективный результат субъективной активности) его работы было появление рабочего и коммунистического движения и в самой Турции. (Шоу, 2, 843-844) Революция в России была, понятно, намеренным последствием. Никаких конкретных имен и дат турецкий официоз не приводит, но дает ссылку на депешу Б.Серафимова во 2 политический департамент МИД РИ от 4/17 января 1915, АВПРИ, ф. Особый политич.отдел, о.474, д.18, л.6. Заметим, с начала августа 1914 года, вообще что-либо общественное организовывать и печатное издавать в Девлете а тем более распространять на за рубеж, было невозможно без согласия жесткой и многоярусной цензуры связанной с военно-полевыми судами и вообще без «административного ресурса». Да и типографии работали просто плохо, а почта почти перестала обслуживать что-то кроме государственных нужд. (Шоу, 1, 176-192;2, 757)
Это только некоторые факты сотрудничества революционных партий не столько с немцами и австрийцами, сколько с ИМЕННО турками. (В исследовании Элизабет Хереш о Парвусе написано еще больше, но я сейчас указываю именно на турецкий официоз.) Прямой отсылки к личности Джугашвили тут нет, да и быть не может (на это время социалисты внутри России во многом подавлены, сам Джугашвили в ссылке) но тенденция - есть. И есть т.ск. corpus delicti: сотрудничество с сильно связанном с турецкими спецслужбами и политиками Парвусом кидает тень на любого революционера его круга, понятно, тень коллаборации с турками. Хуже того: сам-то Парвус конечно не был турецким агентом, он был уровнем повыше. Таких агентов он мог создавать, связи позволяли.
Почему его не особенно судили?
Давайте не будем обвинять русские судебные и полицейские власти в скудоумии, в гнилом либерализме, разгильдяйстве, а равно в коррумпированности. В то время обычные представления о мужской дееспособности были другими, и повыше, чем теперь. Кто может получиться из сухорукого инвалида-инородца, так себе владеющего русским языком, недоученного и не имеющего высокого сословного положения и родства, да еще и небогатого, технически малограмотного и не особо умеющего торговать? И не имевшего опыта сколько-то обстоятельной работы по найму? Да, чуть не забыл - вроде бы женатого, но находящегося где-то в основном отдельно от жены, далеко не роскошествующей ? Вор, налетчик? Навряд ли. Рядовой махинатор? Ну, разве если убогий. Агитатор-подстрекатель уездного, ну, губернского масштаба? Да, это да. Глава шайки? Вероятно, но мало. Член руководства изуверной (экстремистской) секты? Может, но не сразу. Притонодержатель? Возможно, но не сразу и не очень. Но террорист? Едва ли. Шпион? Маловероятно, что обстоятельный. Совершенно понятная логика. Логика сословной юстиции и полиции ТОГО времени. Притом, давайте не будем забывать: правоохранительные органы Империи довольно компактны, и исходят из компактности образованной публики страны. [Поймем: в то время грамотные люди нужны на гос.службе много где, существует в то время широкая практика переброски служащих и чиновников из одного ведомства в другое. Да и частный сектор экономики нуждается в грамотных людях - техников и инженеров, учителей средней школы, лесоводов и агрономов Россия даже ИМПОРТИРУЕТ. Конторского персонала для частного предпринимательства тоже не хватает. Добавим еще вот что: образованная публика того времени ОБЯЗАНА иметь определенные стандарты жизни, жить в некотором роде представительно и ГЛАСНО. Это не только неписанные правила. Иногда очень даже писаные! ] Воспринимать будущего Сталина как дееспособную единицу сравнительно компактного образованного слоя Империи просто нельзя. По крайней мере, до какого-то времени, м.б.года до 1912, еще нельзя. Так, туземец-разночинец невысокого полета.
Так вот: сама версия о систематической работе Сталина именно на царскую полицию и охранку как-то сразу БЛЕКНЕТ, если задуматься о его дееспособности. То есть разовые задания такой человек выполнять мог, но поручать ему что-то систематическое - очень не факт, что стоило - в глазах тогдашних функционеров российского сыска.
Была еще одна причина: начинающих революционеров вообще старались не судить. Героизация революционера (и даже бандита) вследствие открытого, гласного судебного процесса - дело обычное, особенно если это борец не только за классовое, но и за национальное дело. Гласности можно избежать, если перенести процесс как можно дальше в пространство, а можно - если свести дело на наказание, налагаемое в административном порядке. Не столь трудно убедиться, что подобные репрессии применялись царскими властями довольно часто. Арестовали, заперли, услали подальше без лишних слов. Главное - чтобы во время сидения под арестом ничего не случилось с арестантом: любое ЧП - повод усомниться в добросовестности аппарата. Арестанта не сберегли - а может и чего-то более важного могут не сберечь? Тем более, повторимся, аппарат компактный и довольно на виду, надо блюсти аппарат.
С административно высланным же может случиться много что, но желательно чтобы тоже подальше от аппарата.
Например, занимается высланный научно какими-нибудь грунтами, травами, зверями или инородцами, пишет научные статьи - ну и чудесно. Никаких административых препятствий. Почти. Решил осесть на землю, при торговле или ремесле состоять - ну тоже хорошо, может, образумится. Хочет просто читать книжки - даже такое отчасти сойдёт. Пусть потратится на это, а не на что-то прямо предосудительное. Опять же, пока живет в ссылке, подымает собой местную экономику, как минимум потому, что тратится на жизнь. Можно даже дать пособие на бедность.
Сбежал? Значит, поддержал местное народное хозяйство: помирая от голода, и не имея чем прикрыть наготу, не сбежишь. Выловивши, обратно запихают. Но в основном не по суду, а вновь в административном порядке.
Ну, а помрет в ссылке - не беда. Лишь бы помер подальше от приличной публики, включая полицию и жандармов.
Так вот: пока нету крупной и регулярной организации, пока нет громких и однозначно ДОКАЗУЕМЫХ дел - власти Империи дел о революционерах старались до суда не доводить. И дело даже не в наполненности судейских и адвокатуры либералами, а в том, что гласность суда в государстве нужна только ограниченно, и самим судам и так было чем заняться. (Некоторым исключением является практика военно-полевого судопроизводства, но она , вообще-то, была очень поставлена в рамки во времени и пространстве.)
Да, ко всему прочему ссылка ДЕШЕВЛЕ каторги и тюрьмы. Даже если ссыльным давать пособие.
Я не знаю, правильна ли была такая тактика в том или ином случае, но не могу сомневаться, что она была такой.