паденiе нравовъ въ СССР , или что подгнило во время "оттепели"

Jun 18, 2016 21:49

Оригинал взят у kellylynch в Развод по-советски: 1970 год
Интересная статья из советского журнала 1970 года, показывающая - уже в 1960х традиционная схема "вступать в брак - один раз и навсегда" начала рушиться ( Read more... )

здоровый образ жизни, СССР, хламоподобие, истина, мировоззрение, нравственность

Leave a comment

kellylynch June 19 2016, 16:08:10 UTC
>что подгнило во время "оттепели"

да, если уж рассуждать на тему что там и когда "подгнило" :-) в "семейных устоях", то начинать надо раньше - где-то с конца 19 века. Именно тогда на арену вышел "индустриализм" вместе с урбанизацией - общество в котором Одиночка мог (чисто технически) выжить и без принадлежности к Семье.
С этого момента часы "традиционной семьи" были сочтены.

Вот дореволюционный рассказ А. Куприна

..................
Два года тому назад его жена Ониська - хорошенькая, но распутная и глупая бабенка - вернулась из ближнего городка, где она служила в разных местах за кухарку. Вернулась она в деревню не по своей охоте. Уже давно до Александра доходили слухи, что его жена ведет себя нехорошо, путается со всеми городскими господами и с их мужской прислугой и что даже проезжие посылают «из номерей» мишуреса за Ониськой. Александр не раз являлся в город, отнимал у жены все зажитые ею платья и вещи и рубил их в мелкие кусочки на пороге, а жену избивал и уводил в деревню. Но она улучала минуту и тайком сбегала опять в город. В последнее время ее «водворила на место жительства» полиция, к содействию которой обратился - не знаю уж, по чьему совету - Александр.

Вместе с городским гардеробом Ониська привезла с собою легкость городских нравов и презрение к деревенской необразованности. Держала она себя с соседями заносчиво, употребляла в разговоре никому не ведомые слова, ела в пост скоромное и даже в одно воскресенье - смешно сказать - явилась в церковь с синим пенсне на носу, за что Александр получил от священника, отца Анатолия, строгий выговор.

Поведение ее не стало лучше в деревне. Она таскалась сначала с сыном волостного писаря, потом с конторщиками соседнего лесного имения, потом с помещичьими кучерами, и, наконец, в настоящее время ее постоянным кавалером сделался вольнопрактикующий фельдшер Кацейовский,
..........................

Почему такое явление как эта "Ониська" возникло только к концу 19 века, а не скажем во времена Киевской Руси? Потому что в арграном обществе Одиночке не выжить. Он ВЫНУЖДЕН влючаться в Семью - "хочется" ему этого или нет. Судьба "бобыля" в доиндустриальном обществе горька:

А.Н.Толстой
ДЕТСТВО НИКИТЫ
........
Избенку бобыля, дурачка Савоськи, завалило совсем, одна труба торчала над снегом. Мишка сказал, что третьего дня Савоську всем миром выкапывали лопатами, а он, дурачок, как его завалило за ночь бураном, затопил печь, сварил пустых щей, поел и полез спать на печь. Так его сонного на печке и нашли, разбудили и оттаскали за виски - за глупость.
........

А с появлением индустриализма, мегаполисов, "сферы услуг", общепита, коммунальных сервисов и проч Индивид "просёк" - можно жить и без Семьи! И без Семьи не пропадёшь.

А раз так - то принадлжность к Семье становится всё меньшей и меньшей ценностью. Значит - браки распадаются всё легче и легче...

Reply

kirillovec June 20 2016, 13:24:10 UTC
Купринъ и А.К. Толстой это эротико-либерально-разлагательская макулатура

В.В. Розановъ говорилъ, что на 1913 годъ въ РИ приходится громадное число разводовъ, ажъ 13 000 въ годъ ! ужасался, какъ падаютъ нравы ! а это порядка 0,07 развода на 1000 чел. жителей, не такъ-ли ?

Reply


Leave a comment

Up