мои либерализмы- 59

Mar 09, 2016 10:52

Для начала вспомню свои записи изъ блокнота 2000 года.

Великая моральная мысль.

Въ мірѣ происходитъ борьба, битва полемъ коей являются сердца и души людей. И вотъ, коль скоро это такъ, битва ведется организованной силой.
А чѣмъ организуется сила? Приказомъ, прежде всего! Роль его исполняетъ то, что называется традиціями и нормы т.н.морали.
Посему они не должны обсуждаться больше, чѣмъ обсуждаются приказы .

Въ этой битвѣ жертвы не всегда мертвыя, но всегда нравственно сломленныя существа.(Впрочемъ, и въ обычныхъ войнахъ есть потери такого рода. )
Если понятно, что есть нравственный долгъ, то не нужны химерныя конструкціи типа совѣсти. Во всякомъ случаѣ, нѣтъ противорѣчія между частной совѣстью (личнымъ нравственнымъ чувствомъ) и общимъ благомъ.

А слово "совѣсть" ( нѣчто почти столь же абстрактное какъ"свобода" или столь же частное какъ "сытость") должно перестать быть фиговымъ листкомъ для измѣны. [ Т.н.общечеловѣческая совѣсть, совѣсть безъ прилагательныхъ именно что такова, "человѣка" вообще не существуетъ, какъ не существуетъ "религіи" вообще, "языка" вообще и "морали" вообще. - примѣчаніе 2016 года]
О добродѣтели вѣрности вообще мало говорятъ въ послѣднее время, ...какъ и о почтеніи...
Сложно убѣдить людей что быть нравственными въ высшей степени выгодно (и сколько пошлостей здѣсь нагородили ) -- на обычной войнѣ связь Долга и Выгоды куда очевиднѣе. Однако, какъ-то надо объяснять...

Абсолютное большинство потомковъ или современныхъ дѣятелей " униженныхъ и оскорбленныхъ" есть сволочь, нуждающаяся въ кнутѣ и надсмотрщикѣ. // Это сказано про разнообразныхъ "искателей справедливости".Сейчасъ я съ этой мыслью не соглашусь, сочту ея недопустимо рѣзкой, и укажу что аппеляторы къ совѣсти и демонстративныя жертвы есть на большой % тѣ кто неусердно прониклись смиреніемъ и за то наказаны Богомъ, что и надлежитъ помнить. -- примѣчаніе 2016 года//

Когда гг.реалисты, тыкаютъ насъ, при помощи своего искусства, носомъ въ дерьмо [ реалисты отъ искусства, тыкающіе публику въ антіэстетизмъ и имморализмъ- примѣчаніе 2016 г.] , и приговариваютъ, что это де правда жизни, -- тутъ есть доля правды, ибо да, такова правда ихъ, реалистовъ говенной жизни, правда сущаго, и то не лучшаго, а не правда должнаго.

И далее сегодняшнее

Велико значеніе слова "народъ", которое многими игнорируется. НАРОДИТЬ и вскормить людей надо въ опредѣленной элементарной чистотѣ, не только духовной, физической тоже. Зачастую, свободы выбора именно тутъ толкомъ и нѣтъ. Въ области чистоты, то есть. Въ нѣкоей такой опредѣленности и нарождаются люди, отъ народа къ народу опредѣленность конечно мѣняется, но она есть. Рожденіе великій и непремѣнно таинственный актъ. Честный трудъ. Я понимаю, что отчасти это только лингвистика, и что иностранные аналоги слова "народъ" могутъ имѣть не столь возвышенную этимологію, но вотъ слово "нація" имѣетъ примѣрно сопоставимую.

Можно сколько угодно возмущаться массами, но народъ оказывается нравственной, моральной (подразумѣвается подъ моралью общепонятная кодифицируемая нравственность), порой такъ и просто гигіенической категоріей.

" Личность","семья", "сословіе", "народъ" это понятія, если не сказать ІЕРОГЛИФЫ того языка которымъ глаголетъ писаная мораль, и который дѣлаетъ людей народомъ съ лицомъ, а не просто безлицею кучею организмовъ.
Извиняюсь, надъ нѣкоторыми изъ оныхъ "іероглифовъ" надо какъ слѣдуетъ "помедитировать".

Понимая нравственность какъ системное сущностное отличіе арміи отъ банды, лавки отъ притона и даже просто ключа отъ отмычки, слѣдуетъ видѣть трудъ просвѣщенныхъ людей въ томъ, чтобы развивать доходчиво данное отличіе, неся въ себѣ моральные принципы, четко установленные, на мѣстность и въ народъ. Не изобрѣтая новаго, но почтительно къ предкамъ воспроизводя ихъ мудрость. ( Достопамятно, немало классическихъ голливудскихъ лентъ показываютъ крупныхъ преступниковъ , порой и неудачниковъ, какъ изобрѣтателей какой-нибудь небываемой вокругъ новости въ области морали. Попраніе ихъ "морали" оказывается хэппи-эндомъ. А оперетта, такая легкомысленная оперетта, сплошь да рядомъ оказывается торжествомъ котораго-нибудь моральнаго принципа, пьесой-моралитэ съ пѣснями и плясками, пробѣжками, скрываніями и переодѣваніями, гдѣ общая мораль черезъ интригу сочетается съ частнымъ счастьемъ!!!)
Вѣдь нигилизмъ тоже порой весьма доходчивъ, классово-сословный допустимъ предатель Салтыковъ-Щедринъ былъ доходчивъ, его читали, успѣхъ имѣлъ, даже имѣлъ гонорары. Построчно, судя по его многобуквенности. Но его творчество есть сплошной "наѣздъ" на существующую въ его странѣ въ его время мораль. Включая писаное положительное право. Да, часто это наѣздъ подъ знаменемъ "совѣсти". Повторяю, категоріи чувственной, столь же субъективной какъ "счастье" или "сытость", и даже болѣе субъективной , при потребительскихъ стандартахъ тогдашняго-то сословнаго общества! Такъ что, нигилизмъ.
Естественно, оный литераторъ предлагалъ очень не опредѣленную положительную программу и нѣтъ чтобы показать личный нравственный примѣръ и сказать "дѣлай какъ я!". Впрочемъ, и сословный и профессіональный престижъ , статусъ литератора изъ столбовыхъ дворянъ, увы, избавляли его отъ такой необходимости. Фантастичность и схематичность его творчества объясняются кстати тѣмъ же: личный намекъ могъ означать вызовъ на дуэль отъ оскорбленныхъ лицъ. Или ихъ ближайшаго потомства. Но что онъ реально продѣлалъ, такъ это смѣшалъ понятія, смыслы, чуть ли не создалъ подобную "традицію". ( Наша, по Солоневичу," очень великая и очень вредная" литература XIX столѣтія имѣетъ впрочемъ извиняющее обстоятельство: ея творили только для ряда классовъ, экономически до конца того вѣка книги не были очень всякому доступны, были отчасти изощренной свѣтской забавой.)
Великой нравственной силой обладаетъ почитаніе предковъ, въ концѣ концовъ Богъ уже подалъ этимъ людямъ благодарное потомство. То есть, немало чего эти люди, должно быть, сдѣлали правильно.
Примѣръ образцовыхъ людей изъ своего сословія увы оказывается чуть менѣе убѣдительнымъ, но всё же, всё же...
Сложность внутренняго устройства общества въ томъ, что правильные примѣры между сословіями и между племенными разрядами народа передаются только ограниченно. Какъ ни непріятно объ этомъ говорить, пресса и литература въ ихъ критической или даже апологетической части, способны подрывать такой трансфертъ морали. А вотъ оперетта какъ правило обезпечиваетъ.

Трансфертъ морали долженъ означать и трансфертъ языка, его понятійнаго устройства. А вотъ тутъ скажемъ подробнѣе.

Вслушаемся : "обладатель безсмертной души плюнулъ мимо урны" , звучитъ какъ-то иронично, по отношенію къ душѣ, да? А между тѣмъ , безсмертная душа это у человѣка. Человѣкъ плюнулъ мимо урны. Можно сказать вѣдь и такъ"мѣшокъ кишокъ плюнулъ мимо урны", "двуногій безперый плюнулъ мимо урны". Тутъ ужъ иронія будетъ обращена къ туловищу заодно съ душой. Но совсѣмъ чудовищно звучитъ " народъ плюнулъ мимо урны". Вниманіе, мы коснулись только подлежащаго, и только въ простомъ предложеніи. Многоходовки въ болѣе сложныхъ фразахъ могутъ подвергаться куда большей смысловой манипуляціи. "Цыганскій юноша со своимъ еврейскимъ пріятелемъ 150 лѣтъ назадъ въ Россійской Имперіи украли уздечку и были посажены въ арестный домъ." Сказуемое первой части фразы опускается, обстоятельства мѣста и времени патетически переосмысляются, и нетрудно переформулировать фразу такъ что Россійская Имперія окажется уздой свободъ и тюрьмой народовъ, являлись же злоумышленники частью какихъ-то народовъ! Какъ ни странно, у нѣкоторыхъ нашихъ современныхъ консервативныхъ интеллектуаловъ выходитъ что-то подобное. Я говорю о приснопоминаемомъ Антонѣ Григорьевѣ, онъ же Теръ-Григорянъ , съ коимъ уже не общаюсь, и отчасти, очень отчасти, объ Энцелѣ, съ коимъ общаюсь. Народъ-де люто изобидѣлъ ихъ предковъ въ 1917 и позже, и учинилъ немало безобразій. Я отнюдь не отрицаю, что ихъ предки пострадали и эти страданія требуютъ возмѣщенія. Я отнюдь не отрицаю фактовъ безобразій, не пытаюсь замазать вопросъ. Я только противъ столь широкихъ обобщеній, затрагивающихъ, напримѣръ, честь МОИХЪ предковъ, въ общемъ-то тоже являющихся частью того этноса , Лаоса, а порой и демоса съ охлосомъ. Мои предки и сами пострадали отъ разныхъ экспропріацій и иныхъ зажимовъ этой безбожной и незаконной бандократіи, примѣрно такъ же. Думаю, не только мои, но и Ваши,читатель. И потомъ, не вообще народъ лишилъ кого-то имущества, - не надо же подозрѣвать его въ само-экспропріаціи или жертвъ въ не-народности, - а вполнѣ конкретныя существа, лично объединившіеся въ преступныя сообщества , личную вину какъ принципъ христіанской этики еще кажется не упразднили. Какъ и личныя выгоды отъ грабежа и кражи признаваемыя теоріями права и морали. (За своихъ предковъ я могу быть увѣренъ, что они награбленнымъ чужимъ имуществомъ можетъ и могли немного пользоваться, - въ частности кооперативная квартира моего отца стоитъ на землѣ которая принадлежитъ явно не ему по имперскимъ правамъ собственности, какъ и его дача,- но сами никого не грабили лично и какъ члены преступныхъ активныхъ группъ.) Это носителямъ таборного и кагального сознанія можетъ быть прилично оперировать коллективной виной, притомъ виной всё больше чужаковъ, мы всё-таки носимъ не такое сознаніе и украденная 150 лѣтъ назадъ уздечка не ложится у насъ тяжестью вины на упомянутыя этнокультурныя и рассовыя сообщества. Хотя мы и понимаемъ, что не всякая личность въ равной мѣрѣ способна и внутренне нуждается въ данной кражѣ данной уздечки, и воровъ въ данномъ случаѣ надо было искать не вообще вездѣ.

Народъ составляетъ нравственную общность, какъ и семья, и сословіе, и община. Неудивительно, что паденіе нравовъ сопровождается часто дезинтеграціей народовъ, сословій, семей , да ужъ и общинъ тоже. Первымъ примѣромъ является завершеніе строительства Вавилонской Башни. Процессъ этотъ обычно сопровождается кое-какими правообязующими актами, напримѣръ разводомъ, раздѣломъ имущества, переселеніемъ, принятіемъ подъ иное подданство, смѣной дѣлового языка и прочее. Пока дезинтеграціи не произошло, есть возможность ея предотвратить, а порой уже состоявшаяся можетъ обратиться и вспять. Какъ правило, притомъ, ни разводъ не дѣлаетъ самъ по себѣ бывшихъ супруговъ нравственнѣе (на сей счетъ есть новозавѣтное рѣченіе) , ни раздѣленіе государства не улучшаетъ само по себѣ моральный духъ большинства бывшихъ согражданъ, примѣры бывшихъ подданныхъ Османской , Австро-Венгерской и Эѳіопской имперій это гласятъ.

Паденіе нравовъ преодолѣвается не безотвѣтственной стихіей, но отвѣтственными личностями (и общностями оныхъ) совершающими нравственныя дѣянія. Я вижу мѣсто свое и своихъ единочаятелей именно среди подобныхъ отвѣтственныхъ личностей. Писаніе говоритъ, худыя сообщества развращаютъ добрые нравы. Я желаю добрыхъ нравовъ и правильныхъ сообществъ. И я вѣрю въ Бога и Его правду. Незатѣйливо, какъ вѣритъ солдатъ той арміи, какая еще не развалилась на банды. Какъ вѣрили мои предки и разныя хорошія люди рядомъ съ ними, спасибо имъ! Я надѣюсь именно на подобную правду, на возможность и дѣйственность такой правды и прошу Всевышняго соотвѣтственно.

Особенно плохо, когда происходитъ порча и подмѣна понятій. Не народъ плюетъ мимо урны. Не народы украли уздечку. Не народы сидѣли въ маловместительныхъ арестныхъ домахъ. Не народъ грабилъ чьихъ-то предковъ включая моихъ. Кстати, и не сословіе. И даже вѣроятно не классъ. (Прекрасно опредѣленіе совпартноменклатуры какъ "класса деклассированныхъ".) Можно конечно обвинять землю въ землетрясеніи, но это будетъ какъ-то не сообразно.

Мнѣ могутъ попѣнять, что съ одной стороны народы подвергаются коллективной порчѣ нравовъ. Это правда, но разныя люди притомъ портятся по-разному. И иногда не необратимо. Необходимо возродить научный морализмъ, чтобы въ интеллектуализованномъ обществѣ не забывать мораль, въ частности моральная статистика какъ прикладная наука совершенно необходима, моральный смыслъ соціальной статистики затерянъ либеральной соціологіей, но онъ существуетъ, смыслы не умираютъ!!!
А съ другой стороны, скажутъ, народы нравственно различаются во времени и пространствѣ, не каждому народу такъ ужъ просто массово порождать воровъ и грабителей, и цѣлыя организованныя преступныя сообщества. Правда и это. Именно поэтому государственное устройство съ разнообразными приличными институціями свойственно разнымъ народамъ по-разному. (Простите меня, это можетъ быть наивно, но какъ Христіанинъ я убѣжденъ въ духовно-нравственномъ происхожденіи и морали, и государства, и законности, и сословій, да и культуры тоже.) И ради чести нашихъ предковъ , блага нашего потомства и истинъ нашей вѣры намъ слѣдуетъ позаботиться о собственной нравственности, собственныхъ носителяхъ оной, собственныхъ правильно работающихъ общественныхъ институціяхъ (установленіяхъ). Это касается далеко не только текущей политики, которую не грѣхъ и отвергнуть иной разъ, это касается красотъ и достоинствъ нашей частной жизни, нашей этнокультурной и сословной работы, нашей духовности, въ общемъ нравственнаго примѣра, который мы обязаны преподать именно какъ родовитая и просвѣщенная часть общества. [Я кстати считаю Русскихъ церковнымъ и сословнымъ народомъ не мѣньше чѣмъ государственнымъ.]
Мнѣ могутъ сказать, что, молъ, у русскоязычныхъ въ современной РФ остались однѣ совки и чекисты, съ разнообразными дериватами того и другого. Ну, да, бываютъ не совсѣмъ соціально полнозубыя народности. Вотъ, въ Словакіи образца 1918 года своей высшей публики не было еще въ большей мѣрѣ, поскольку католицизмъ не сохраняетъ наслѣдственное духовенство (изъ-за целибата), словацкаго дворянства тоже не имѣлось, большинство буржуазіи и существенная часть интеллигенціи была не-словацкой родомъ, было немного мѣщанства, какъ и младшаго чиновничества , но однакоже что-то во что-то развилось, хоть и не первымъ сортомъ , не сразу и не безъ проблемъ. Въ РФ возрождается сословіе потомственнаго (православнаго) духовенства, какъ минимумъ. Насколько-то возрождаются и другіе, на какой-то % .
Мнѣ также могутъ наивно возразить, молъ, главное-то чтобы человѣкъ былъ хорошій. Неправда, именно религія и мораль есть мѣра хорошаго, и для начала должны существовать именно онѣ ; "человѣка вообще" не существуетъ, какъ не существуетъ религіи вообще, языка вообще и морали вообще; человѣкъ за вычетомъ изъ него языка, религіи и морали и станетъ вообще... недочеловѣкомъ. Не говоря объ упраздненіи у такого существа совѣсти.

Выводъ: поосторожнѣе съ тѣми кто взываетъ къ Вашей совѣсти. Особенно внѣ рамокъ религіи и обычнаго права, да ужъ и нормативнаго языка. (Чуть не забылъ о языкѣ: любая вліятельная устоявшаяся секта старается выработать и развить свой сленгъ заодно со своей моралью, просто почитайте ихъ бюллютени&трактаты подрядъ и Вы меня поймете.) Подумайте, какой личный, сословный, народный нравственный примѣръ Вамъ и Вашимъ домашнимъ могутъ подать эти люди. И какъ услышали бы ихъ Ваши предки. Да и о томъ, что за примѣръ должны нести Вы сами. Поосторожнѣе съ носителями теоріи коллективной отвѣтственности. Сплошь да рядомъ, эти люди внѣ нашей морали, иной разъ, увы, люди тѣхъ коллективовъ, изъ которыхъ легко складываются секты и мафіи. Поосторожнѣе съ поспѣшными обращеніями въ области морали. Иногда это почти уклонъ въ ересь, либо въ нигилизмъ.

ЗЫ: Милый читатель, Вамъ можетъ показаться, что передъ Вами человѣкъ если не принадлежащій XIX столѣтію, то пытающійся стилизоваться подъ оное. Да, я таковъ, не исключаю, что кто-то сумѣетъ это сдѣлать лучше меня. Впрочемъ, нравственные и эстетическіе принципы внѣ времени.

Мои сюрные либерализмы полностью см.такъ

.

либерализмы, народ, нравственность

Previous post Next post
Up