осмыслимъ кино (29 )//пространство и честь (20)

Feb 14, 2016 14:04

"Шербурскіе зонтики" это шедевръ производства націи эстэтовъ и моралистовъ.

Формальныя данные по фильму-оперѣ можно взглянуть тутъ.

Классово, -- немыслимо красивый по цвѣту, звуку и композицiямъ, -- этотъ фильмъ-оперу стоитъ отнѣсти къ мелкобуржуазнымъ. (Давайте понимать по сути, классовый подходъ не обязанъ являться только марксистскимъ , марксисты не создали его и не имѣютъ на него монополiи, какъ и нацисты съ рассовымъ подходомъ.)

Если вспомнить историко-экономическую подоплеку, то мелкій бизнесъ въ какой-то моментъ во Франціи сталъ косной и общественно опасной средой, питательной почвой для гражданской войны, и рядъ мѣропріятій что Петэна,что Де Голля, былъ связанъ съ упорядоченіемъ и подъемомъ техническаго уровня малаго бизнеса и ужимомъ кляйнбюргеровъ до частичнаго перехода ихъ въ разрядъ пролетарiата и служилыхъ слоёвъ. Старообразный магазинъ зонтиковъ въ фильмѣ уступаетъ мѣсто складу стиральныхъ машинъ и иной бытовой техники, главный герой обзаводится бензоколонкой и вселяется въ оную съ женой и чадомъ, интересныя техническо-имущественныя подробности.

Почему я поминаю гражданскую войну? Во времена Народнаго Фронта и чуть позже, года до 1968, массы такъ или иначе недовольныхъ жизнью мелкихъ буржуа и пролетаріевъ были готовы тамъ встать подъ самыя разныя знамена, для сверженія существующаго порядка. Во-первыхъ, монархизмъ былъ такимъ знаменемъ.  И клерикализмъ, пусть и предавшій союзъ съ монархистами и утратившій наступательную силу.  Массовыя знамёна, справедливо понятные какъ минимумъ. Во-вторыхъ, коммунизмъ, начавшій въ 30е окучивать деревню, кстати довольно эффективно. Коммунисты бывали готовы на союзъ съ самыми разными другими лѣвыми, которыхъ было немало. (Анархисты во Франціи по-моему были прикормлены, если не болѣе того, но не всѣ вѣдь!) Въ-третьихъ, были и чисто фашистскія движенія. Но дѣлу мѣшала ихъ конкурренція.

И подобное бурленіе длилось довольно долго, въ разныхъ формахъ, невзирая на обѣ міровыхъ войны.

Въ какомъ-то смыслѣ, глобальной гражданской войной надо считать Вторую Міровую, во многихъ странахъ политическіе антагонисты если не стрѣляли другъ въ друга, то хотя бы помогали разнымъ противоположнымъ силамъ, по ходу обвиняя другъ друга въ измѣнѣ. Во Франціи этого тоже было съ избыткомъ.

Притомъ особенностью родины Де Сада была именно широкая мелкобуржуазная классовая база борьбы. Мелкобуржуазная если не по имущественному цензу, такъ по мѣщанскимъ манерамъ. Вся мелкобуржуазная стихія оказалась заперта въ довольно узкій спектръ политики, въ странѣ съѣдобныхъ лягушекъ не существовало ни мощнаго крѣстьянскаго движенія, ни замѣтнаго этнорегіональнаго. А значительная часть политической борьбы происходила въ узкомъ пространствѣ Парижа; и, чтобы вы понимали, уточню географію: кругообразный историческій Парижъ вѣсь размѣромъ примѣрно съ Васильевскій островъ, внѣ этого ядра сѣть предмѣстій и пригородовъ. Тѣсно, но гдѣ-жъ вдоволь дровъ и угля напасти!!! И знаменитая французская общительная уличная жизнь , включая массы мелкобуржуазныхъ магазинчиковъ и кафе, связана съ тѣмъ, что въ домахъ порой не менѣе тѣсно, и люди живутъ но гостей въ своемъ недешево отапливаемомъ жильѣ не очень-то часто принимаютъ. Кстати отсюда и бываемая странная неопрятность личныхъ жилыхъ комнатъ, и сидѣніе въ кафе, и посидѣлки въ частныхъ садахъ, и пресловутые пикники въ садахъ публичныхъ. И знаменитые долгіе обѣды видимо оттуда же. Явственно помню, какъ остановился въ частномъ домикѣ въ парижскомъ пригородѣ. Особнякъ былъ приспособленъ къ пріему гостей только на терраскѣ и въ саду, столовая и кухня вмѣщали ровно численность семьи, мое спальное мѣсто было связано съ отсутствіемъ одного изъ домочадцевъ и было довольно уставленной комнаткой метровъ 8, зато зданіе насчитывало ажъ двѣ ванныхъ, одна снабженная туалетомъ. Возможно, второй туалетъ прилагался къ библіотекѣ, или къ микроспортзалу, не помню ихъ. Повторяю, это была не бѣднота! И чувствовалось эстэтство хозяевъ. Вспоминается у Лимонова его изложеніе жизни въ Парижѣ съ личнымъ распиломъ дровъ, въ комнаткѣ не безъ изяществъ, которая именно по причинѣ необходимости заноса дровъ дешево ему обходилась. А какая тамъ была кровать ! Ахъ, эстэтство!

Жутко романтическая подоплека фильма связана по-моему не съ любовными коллизіями, но именно съ безславной кончиной (труполюбивая элегическая лирика, жанръ!) магазина зонтиковъ и оскорбленными классовыми чувствами провинціальныхъ мелкихъ буржуа. Вѣдь зонтичный лабазецъ былъ не однимъ лишь бизнесомъ, а еще и мѣстомъ своеобразной туссовки, да и просто артефактомъ! Ахъ, про такое эстэтство и спѣть можно, воистину!

Къ сожалѣнію, по мѣрѣ обуржуазенія французской народности, переживанія о деньгахъ стали у нея романтическими переживаніями, характерно въ этомъ смыслѣ творчество Меримэ и Мопассана, сколько эти оба упоминаютъ о деньгахъ! И сколь романтичны могутъ быть посвящённыя денежнымъ дѣламъ страницы французской прозы! Экономистамъ стоитъ вчитаться въ такую буржуазность !

Симпатичные люди , эстэты, поютъ въ "Шербурскихъ зонтикахъ" о гложущей финансовой цѣлесообразности, ахъ,сколько романтики, какой изысканный садомазохизмъ &сюрреализмъ!

(Кстати образъ зонтика у сюрреалистовъ -- это вообще особый вопросъ искусствовѣденiя!)

Именно ради спасенія остатковъ буржуазной жизни при банкротствѣ магазина, главная героиня не соблюдаетъ свое слово и не дожидается главнаго героя, пролетарія, который впрочемъ обзаводится мелкобуржуазнымъ обиходомъ самъ. Именно ради спасенія своего классоваго бытія она лишаетъ своего ребенка истиннаго пролетарскаго отца, но сама и со чадомъ хорошо вродѣ буржуазно устраивается. Ахъ, какая романтика!

У главнаго героя, несмотря на малость имморальное поведеніе (согрѣшилъ съ дѣвушкой болѣе высокаго класса передъ отбытіемъ въ суровую неизвѣстность, -- впрочемъ, что же ему, было не размножиться передъ возможной гибелью, не оставить слѣда въ роду людскомъ ? , -- не сталъ поддерживать съ ней отношенія по почтѣ такъ интенсивно какъ только могъ) есть такимъ образомъ нравственная правота. Да вѣдь же онъ и герой, участникъ войны (пусть и непопулярной), могъ тамъ и погибнуть! А вернувшись съ войны, онъ нравственно страдалъ по своей дѣвушкѣ и своему чаду, и даже по зонтикамъ! Къ тому же, потомъ сумѣлъ еще размножаться и основалъ бизнесъ! Поэтому онъ заслуженно отправляетъ главную героиню, когда она случайно появляется на его бензоколонкѣ пронзительно нордической ночью, теперь пострадать еще. Ты всё пѣла, это дѣло, такъ поди же попляши!

Какъ часто бываетъ въ правильныхъ мелодрамахъ, женщина виновата и должна помучиться!

Здѣсь слѣдуетъ произнести кое-какіе буквы про пресловутый французскій морализмъ въ связи и съ пространствомъ. Жизнь въ упорядоченныхъ пространствахъ, - чтобы отъ нея не сразу умирали (вспоминается японская тѣснота быта, долгое время съ низкой продолжительностью жизни, культомъ ритуальнаго суицида, умерщвленіемъ одряхлѣвшихъ... кстати зачинателями ввода японщины въ европейскую моду были какъ разъ Французы братья Де Гонкуръ), и чтобы не громоздиться другъ другу на голову, да еще и чтобы въ ней были отдѣльныя просторныя роскошества, тѣ же сады, и кладовки и кухни для чудесной французской кулинаріи, студіи для чудесной французской живописи и скульптуры, про ванны и не говорю, да у людей и изысканные склады хламовъ въ частномъ быту не рѣдкость, - таки требуетъ не столько технологій, сколько манеръ. Отсюда факты шокирующей технологической и организаціонной отсталости французскаго народа въ нѣкоторыхъ отрасляхъ жизни при болѣе чѣмъ приличномъ развитіи въ другихъ и эстэтскомъ шикѣ въ третьихъ. Всё это вычурно переплетается, притомъ. И сопровождается странными для внѣшняго наблюдателя формами садомазохизма и самоотверженности. (Вспоминаются ярко-красные полевые штаны французскихъ пѣхотинцевъ носимые ради моральнаго духа и повлекшіе за собой постоянную демаскировку бойцовъ и горы напрасныхъ труповъ. Первая міровая война,однако!) А гдѣ манеры, тамъ маневры (мой афоризмъ!!!), тамъ изощренность и мораль(опять мой афоризмъ, да я просто геній!!!). Народъ моралистовъ, по-католически преизбыточно фонтанирующая мораль. Даже имморализмъ становится моралью, у того же классоваго предателя Де Сада или у мерзавца Мопассана абсолютно моралистическое творчество, просто мораль не та. Маратъ это оголтѣлый моралистъ. Робезпьеръ ярый моралистъ-эстетъ, неподкупный но элегантный публичный живодеръ, которому именно намекъ на имморализмъ своихъ подѣльниковъ стоилъ жизни. Прудонъ очень истовый научный моралистъ, расчеливо-добродѣтельный насадитель анархической морали. Какой-нибудь Курсель-Сенель, основатель теоріи экономики фирмъ, въ своихъ наставленіяхъ втыкаетъ постоянныя отсылки отъ коммерціи и технологіи къ морали. Братья Де Гонкуръ выводятъ мораль изъ эстетики и эстетизма, писатели натуралистической школы и пропагандисты изящныхъ стилей искусства. Гобино и Лебонъ расисты-моралисты. Дріе Ла Рошель въ своемъ дневникѣ моралистически обращается къ доходящему до похабства урологической драмы собственному моральному несовершенству, а заодно и къ чужому. Или другой, далекій отъ порнографіи примѣръ: почти нигилистъ, антибуржуазъ, Селинъ оказывается на всю жизнь озабоченъ моральной стороной жизни, людскимъ сволочизмомъ. Моральная проблема разворачивается на мѣстности, довольно изощренной мѣстности. И эта проблема не должна убаюкивать и подавлять людей, о нѣтъ! (Въ Россіи убаюкала-бы давно, да. ) Эстэтски она должна быть подана. Какая-то вотъ такая реальность.

Добавимъ сюда языкъ, въ которомъ обряды общенія пожалуй довольно свободны, а строй рѣчи прозраченъ, и который хорошъ и въ поэзіи, и въ прозѣ, да притомъ и ректифицированъ какъ обильной литературой, такъ и борьбой съ діалектами.

И мы получимъ пониманіе очень многаго во внутренней жизни этихъ самыхъ французскихъ людей. Осознаёмъ многое изъ того, что насъ отъ нихъ отчуждаетъ, но умиляетъ.

Кто-то не забудетъ спросить про вѣру въ Бога, куда же она у нихъ? Неужто они безбожники ? Такъ вотъ: она тоже моральна въ этой системѣ. И въ ней тоже много эстетства. А порой и садизма съ мазохизмомъ, если не честнаго самоотрицанія. То есть, она какъ-то антропоморфна, она неуничтожима, но не универсальна. Понятно, нѣтъ? Непонятно? Дамъ эстэтическое объясненiе. Одинъ изъ самыхъ красивыхъ образовъ французской изящной словесности, ярый интеллигентъ-атеистъ разъ въ годъ усерднѣйше выстаивающій поминальную обѣдню по своему вѣрующему другу и благодѣтелю. ("Обѣдня атеиста", разсказъ Меримэ, по-моему.) Другой образъ, монастырское кресло обитое цѣльной кожей саможертвенной добродѣтельной монахини включая соски. (Изъ полупохабныхъ "Озорныхъ разсказовъ" Бальзака, кажется.) Такъ и тутъ. По фильму, главный герой поначалу живетъ у своей крестной матери, которая умираетъ пока онъ согрѣшаетъ, оставляя ему наслѣдство, онъ женится именно на доброй сидѣлкѣ этой славной женщины. Духовно, морально ! Добавимъ, сподобляется кончины за кадромъ и мать главной героини, раззорившаяся собственница зонтиковъ и зонтиковаго лабазца, c'est la vie! Фильмъ кстати кромѣ не одного "Оскара" и золотой Каннской вѣтви получилъ призъ отъ католической киноассоціаціи.

Есть впрочемъ еще одинъ слой этой пронзительно красивой по съемкѣ (импрессioнистской, рэйоннистской, если понимаете) кинокартины. Пораженіе.

Франція терпитъ пораженіе въ алжирской войнѣ, притомъ неудобно взваливать вину за это пораженіе на неоднозначнаго но считающегося національнымъ героемъ вождя Де Голля. ( Почти диктаторъ, съ чертами героя, критиковать коего въ лобъ людямъ чистаго искусства не комильфо.) Который сдалъ Алжиръ послѣ по сути выигранной войны противъ сепаратистовъ, сдалъ по просьбѣ своихъ англо-американскихъ кураторовъ, презрѣвъ воинскія успѣхи и жертвы своей арміи, волю народа, въ т.ч. немалой части самихъ туземцевъ, по сути покончивъ съ Франціей какъ съ колоніальной державой, и предавъ не только клерикаловъ и монархистовъ такъ довѣрявшихъ ему (предполагалось таки возродитъ законную монархiю), не только знать, къ которой принадлежалъ самъ (на этихъ слояхъ и на алжирской войнѣ онъ въѣхалъ во власть съ 1957), не только законодательство разсматривающее Алжиръ какъ не колонію а часть территоріи Франціи, но и массу жителей самой этой провинціи, -- въ общемъ организовавъ Пораженіе.

Не однимъ мной принято думать, что распадъ колонiальной системы (обошедшiйся человѣчеству въ большее число труповъ чѣмъ обѣ мiровыя войны) знаменуетъ собой конѣцъ мiровыхъ войнъ, и что въ 1945 мiровая война не закончилась, а только перешла въ иную фазу, цѣлью были именно колонiальныя владенiя, которыя желали уничтожить Американцы. Если это такъ, къ началу 1960хъ гг. то Францiя внѣ сомнѣнiя страна побѣждённая.

Пораженію соотвѣтствуютъ особыя пѣсни. Пѣсни пораженія, пѣсни побѣжденныхъ, часто онѣ красивѣе, долговѣчнѣе и трѣзвѣе пѣсенъ побѣдителей. И какъ правило, не обличаютъ, но оплакиваютъ. И радуются тихенько возможности новой жизни. (Вспомнимъ нашъ вальсъ "На сопкахъ Маньчжуріи" и нашъ маршъ "Тоска по Родинѣ", это по итогамъ не самой удачной войны съ Японіей. Или сербскій вальсъ 'Дунайскія волны", явившійся вслѣдъ проигранной войнѣ Сербовъ съ Болгарами. А если про кино -- вспомнимъ "Унесенныхъ вѣтромъ" , чуть ли не архишедевръ мірового кино, снятый про разгромленныхъ рабовладѣльцевъ!) Такъ вотъ, чудесна стихотворческая, оперная часть " Шербурскихъ Зонтиковъ" , ея однако надо понимать именно какъ пѣсню пораженія, тоску по утраченной Колонiальной Имперiи, ея невообразимому эстэтству и собственнымъ упущеннымъ возможностямъ.

И пѣсню оскорбленныхъ нравственныхъ чувствъ, морализмъ же!

Буржуазную пѣсню, возможно во всёмъ присутствуетъ элементъ феодальнаго троллинга ехидства въ адресъ буржуазiи, зажимающейся въ щель (вспомнимъ бензоколонку главнаго героя и ещё рядъ щелевыхъ пространствъ по ходу кинокартины) . И нордическаго окисленiя на суетную бездарность южанъ.

Чуть не забылъ: городъ Шербуръ въ реальности это не французская Чухлома, это нордическiй портъ, центръ судостроенiя и колонiальной торговли, упадокъ коей означаетъ упадокъ и самого города.

Въ общемъ, фильмъ выходитъ во многомъ про горюшко народное , а не про любовь частныхъ лицъ. Хотя мы обычно воспринимаемъ его именно какъ "про любовь".

ЗЫ: вотъ интересно, переведутъ-ли на русскiй языкъ хотя бы одинъ лиричный турецкiй фильмъ про распадъ Османской имперiи ? "Королёкъ -- птичка пѣвчая" не въ счётъ, тамъ всё это очень мало показано, въ реальности у Турокъ только про Сарыкамышъ было снято 2 фильмы.

полностью у меня про проблемы пространства и чести

полностью мои обзоры достойнаго интереса кино

.

осмыслимъ кино!, республиканизм, пространство и честь, империализм, некрофилия, садизм, буржуазия, нравственность, производительныя силы, Франция

Previous post Next post
Up