праобразъ Святaго Царя-мученика Паvла Петровича съ матерiаломъ для житiя

Nov 22, 2015 11:45

Естественно, вопросъ не предрешёнъ, возможны поправки и уточненiя. Но умыселъ и автора иконы и составителя житiйнаго наброска -- основателенъ, по-моему.

Оригиналъ взятъ у innadocenko въ Икона Святого Царя-мученика Павла Петровича с житием



Описанiе иконы святaго Царя-мученика Паvла Петровича съ поясненiями.

Клейма

Слева  (свѣрху внизъ):
1. Созданiе больницы для бѣдныхъ

Огромное впѣчатленiе на восьмилѣтняго Цесаревича Паvла произвелъ ночной дворцовый переворотъ, въ результатѣ которого был убитъ Его Oтецъ Императоръ Петр III. Во время коронацiонныхъ торжествъ въ честь уже Его Матери Онъ разболѣлся настолько, что «начали опасаться за Его жизнь. По выздоровленiи ярко проявилась впервые Его доброта. По свидѣтельству Панина, Паvелъ, когда началъ поправляться отъ болѣзни, пожелалъ завести въ Москвѣ больницу для бѣдныхъ» [ Н.Д. Тальбергъ. Паvелъ I.].

2. Почитанiе праведнаго Царя Мельхиседека.

Особое вниманiе Цесаревича было обращено къ св. Царю Мельхиседеку. "Что это сказано о Немъ: "безъ отца и безъ матери?" - спрашивалъ юный Паvелъ своего наставника митрополита Платона. Возможно, Его интересовало еще тогда совмѣщенiе Царскaго и священническaго служенiя. По-любому, къ моменту восшествiя на Престолъ, мѣсто Царя въ Церкви Онъ представлялъ вѣсьма опредѣленно, причемъ въ соотвѣтствiи съ дрѣвней Православной традицiей.(см. Прил. А)

3.  Императоръ Паvелъ - глава Церкви

Въ день Своей коронацiи Император Паvелъ огласил «Актъ о наслѣдованiи Всероссiйскaго Императорскaго Престола», ставшiй Основнымъ закономъ Россiйской Имперiи . Императоръ въ этомъ Актѣ (1797 г., апрѣля 5) именуется "Главою Церкви". Такимъ образомъ, по существу коронацiю Императора Паvла должно разсматривать и какъ утвѣржденiе Императора главой Церкви.(см. также Прил. Б)

4. Забота о крестьянахъ

Следующимъ важнѣйшимъ документомъ сталъ Манифестъ о трёхднѣвной барщинѣ, которымъ впервые въ исторiи Россiйской Имперiи вводились ограниченiя на использованiе труда крѣпостных крестьянъ. Еще въ 80-е годы Oнъ писалъ: «Крестьянство содержитъ собою всѣ прочiя части общества и трудами своими особого уваженiя достойно и утвержденiя состоянiя, не подвѣрженного нынешнимъ его перемѣнамъ». Онъ существенно улучшилъ положенiе крестьянъ въ своихъ личныхъ имѣнiяхъ, значительно умѣньшивъ крестьянскiя повинности, ввѣдя двухдневную барщину и разрѣшивъ крестьянам отхожiе промыслы въ свободное отъ барщинныхъ работъ время. Паvел даже выдавалъ крестьянамъ ссуды, строилъ для нихъ медицинскiе пункты и школы. Паvловскiй манифестъ сталъ первымъ законодательнымъ актомъ, существенно ограничивающимъ права помѣщиковъ, которымъ запрещалось принуждать крестьянъ работать въ воскресныя дни. Вводилась трехдневная барщина, т.е. крестьянинъ могъ работать на помѣщика только 3 дня въ недѣлю, а три дня у него оставалось для работы на своемъ участкѣ. Кроме того, Императоръ Своимъ Указомъ запрѣтилъ продавать крѣпостныхъ изъ одной семьи порознь. Крестьянамъ разрешили подавать апелляцiи на судебныя решенiя и т.д. (см. Прил. Д)

Внизу въ центрѣ:

Походы Суворова

Справа (свѣрху внизъ):

1.Забота о солдатахъ

Императоръ Паvел I заложил основы современной армiи. Его военная реформа была выдающейся въ россiйской военной исторiи, какъ и Самъ Императоръ.
Результатомъ военной реформы Паvла было созданiе новыхъ родовъ войскъ, строительство казармъ по всѣй странѣ. Изменённая система организацiи и управленiя армiей принципiально не измѣнилась до нашихъ дней. Многое из правилъ службы, введённыхъ новыми уставами, сохранилось и до нашаго времени практически без измѣненiй. При Паvлѣ значительно улучшилось положенiе солдатъ. (см. Прил.А)

Изъ статьи Ю. Веремѣева «Въ защиту Императора Паvла I»:

1.Паvелъ ввелъ реальную дисциплинарную и уголовную отвѣтственность оффицеровъ за сохраненiе жизни и здоровья солдатъ.

2. Ввелъ понятiе "беспорочная служба" для нижнихъ чиновъ. За беспорочную выслугу 20 лѣтъ нижнiе чины навсѣгда освобождались отъ тѣлесныхъ наказанiй.

3. Регламентировалъ тѣлесныя наказанiя нижнихъ чиновъ, особо отмѣтивъ, что "…оные допускать въ крайнихъ случаяхъ, памятуя, что служатъ для исправленiя нерадивыхъ солдатъ, а отнюдь не для ихъ калѣченiя".

4. Ввелъ впервыеъ въ Европѣ награжденiе нижнихъ чиновъ знаками отличiя орденовъ "Cв.Анны" и "донатомъ ордена Cв.Iоанна Iерусалимскaго".
Отмѣчу, что до этаго, какихъ-то орденовъ или наградъ для солдатъ попросту не существовало и не только въ Россiи, но и въ Европѣ. Вторымъ послѣ Паvла въ исторiи Европы наградные знаки для солдатъ ввёлъ во Францiи Наполеонъ. (см. Прил. Ж)

5. Уволилъ со службы всѣхъ нижнихъ чиновъ изъ дворянъ, числившихся при полкахъ, но находящихся въ длительныхъ отпускахъ. [Какъ ни цинично это звучитъ, имъ шло чинопроизводство по выслугѣ лѣтъ. ]

7. Запрѣтилъ оффицерамъ и генераламъ отпуска болѣе одного мѣсяца въ году.

8. Ввелъ отпуска нижнимъ чинамъ по 28 днѣй въ году.

10. Ввелъ для зимняго времени для часовыхя караульныя овчинныя шубы и валенки, причемъ въ караульном помѣщенiи валенокъ должно было быть столько, сколько трѣбуется, чтобы каждая смѣна часовыхъ надѣвала сухiе валенки. [Кстати рачительная помощь отечественной войлочной промышленности! Вотъ бы изъ нея кто вспомнилъ про промыслительнаго Царя мученика!]

12. Приказалъ, чтобы лѣкарями въ полкъ допускались только лица, сдавшiя лѣкарскiй экзаменъ въ Медицинской коллегiи.

13. Подъ страхомъ каторги запрѣтилъ делать удержанiя изъ солдатскаго денежнаго жалованiя и подъ страхомъ смѣрти невыдачу солдатскаго жалованiя.

14.Учредилъ лазареты при каждомъ полку.

15. Ввелъ для отставленныхъ отъ службы из-за увѣчiй или прослужившихъ болѣе 25 лѣтъ солдатъ пенсiи съ содержанiемъ такихъ солдатъ въ подвижныхъ или гарнизонныхъ инвалидныхъ ротахъ.

16. Приказалъ умѣршихъ и погибшихъ солдатъ хоронить съ воинскими почестями, могилы передавать на присмотрѣнiе инвалиднымъ гарнизоннымъ ротамъ. (см. Прил. Е)

2. Перенѣсенiе мальтiйских святынь - части дрѣва Животворящаго Креста Господня, Филермской иконы Божiей Матери и дѣсной руки Cв. Iоанна Крестителя -  въ Гатчину.
Перенѣсенiе въ Россiю этихъ величайшихъ святынь Мальтiйскaго ордена связано съ падѣнiемъ Мальты въ руки революцiонныхъ Французовъ. Это случилось въ 1798 году. Уже 15 августа того-же года кавалеры и сановники ордена обратились къ Россiйскому Императору Паvлу I съ просьбой принять Мальтiйскiй орденъ подъ Свою Державу, что Тотъ и сдѣлалъ, принявъ титулъ Великого магистра Мальтiйскaго ордена.

Такое отношенiе къ католическому ордену, зависимому отъ Папскаго Престола, смущалo въ Россiи многихъ, въ томъ числѣ и Cына Императора Паvла, Императора Николая I. «Его вопросы продолжались до тѣхъ поръ, пока извѣстный русскiй дипломатъ баронъ Брюнновъ не объяснилъ Ему истинное значенiе происшедшего: Императоръ Паvелъ надѣялся собрать подъ знамена Мальтiйского Ордена всѣ живыя силы старой Европы, матерiальныя и моральныя, военныя и религiозныя, чтобы повсюду противопоставить соцiальный порядокъ и Христiанскую цивилизацiю, противъ идей разрушенiя, порожденныхъ Французской революцiей» [А. Андреевъ и др. Исторiя Мальтiйского ордена].

3. Индiйскiй походъ
28 февраля 1801 года начался поход русскихъ войскъ въ Британскую Индiю. Въ этот день Донское войско двинулось въ направленiи Оренбурга. Въ мартѣ оно достигло Волги въ Саратовской губернiи. Въ том-же мѣсяцѣ группой заговорщиковъ Императоръ Паvелъ былъ убитъ. (см. Прил.Г)Есть всѣ основанiя полагать, что убiйство Помазанника Божiя было совершено на английскiя деньги и въ интересахъ Англiи, могущество которой во многомъ зависѣло отъ покоренной ею Индiи. Что касается результата этого похода, то въ настоящее время все болѣе и болѣе становится очевиднымъ его успѣхъ во славу великой Россiйской Имперiи и Ея мудраго и дальновиднаго Императора.
Изъ письма Императора Паvла къ атаману Донскаго войска генералу-отъ-кавалерии Орлову 1-му (января 12-го 1801 года):
«Англичане приготовляются сдѣлать нападенiе флотомъ и войскомъ на Меня и на союзников Моихъ - Шведовъ и Датчанъ; Я готовъ ихъ принять, но нужно ихъ самихъ атаковать и тамъ, гдѣ ударъ имъ можетъ быть чувствительнѣе и гдѣ мѣньше ожидаютъ. Отъ насъ ходу до Индiи от Оренбурга мѣсяца три, да отъ васъ туда мѣсяцъ, итого четыре. Поручаю всю сiю экспёдицiю Вамъ и войску Вашему, Василiй Петровичъ. Соберитесь Вы съ онымъ и выступите въ походъ къ Оренбургу, откуда любою из трехъ дорогъ или всѣми пойдете съ артиллерiею прямо черезъ Бухарiю и Хиву на рѣку Индусъ и на завѣденiя англiйскiя, по ней лѣжащiя. Войска того края, ихъ таковаго-же рода, какъ и ваше, такъ имѣя артиллерiю, вы имѣете полный авантажъ. Приготовьте все къ походу. Пошлите своихъ лазутчиковъ приготовить или осмотрѣть дороги; все богатство Индiи будетъ намъ наградою за его экспедицiю. Соберите войско къ заднимъ станицамъ, и тогда, увѣдомивъ Меня, ожидайте повеленiя идти къ Оренбургу, куда пришедъ, опять ожидайте другаго-идти далѣе. Такое предприятiе увѣнчаетъ васъ всѣхъ славою, заслужитъ, по мѣрѣ заслугъ, мое особенное благоволенiе, приобрѣтетъ богатства и торговлю и поразитъ непрiятеля въ его сердцѣ».(см. Прил. З)

4. Убiйство Императора Паvла.
Сразу же после погрѣбенiя убiенного Царя, по Его молитвамъ, как утвѣрждали въ народѣ, стали произходить многочисленныя чудеса.
Чудеса на гробѣ Государя.
Владимiръ Вишняковъ:
«Русскiй народъ-богоносецъ, носящiй Бога въ своихъ сердцахъ, - черезъ столѣтнюю грань - позналъ своего Царя, и невидимая связь установилась между Царемъ и подданными Его Державныхъ Потомковъ: къ Царю, почившему болѣе ста лѣтъ тому назадъ, все еще какъ къ живому люди обращаются съ просьбами въ своихъ нуждахъ и печаляхъ, и Царь… слышитъ и изполняетъ просьбы, въ мѣру пользы просящихъ. О дивная, посмѣртная страница въ биографiи (жизнеописанiи) Императора! Чудо непонятное для иныхъ, но тѣмъ не менѣе… осязаемое, такъ какъ каждый можетъ видѣть тѣ многочисленныя свѣчи, горѣнiе коихѣ на гробницѣ Императора поддѣрживается изо дня въ день многочисленными паломниками къ этой гробницѣ, уединенной от центра суетнaго города. Приди, и увидишь!

Что заставляетъ все это множество лицъ ставить свѣчи на гробницу Имп. Паvла I и молиться у нея? Что влечетъ ихъ къ Его гробницѣ?

Дивенъ Богъ во святыхъ Его, Богъ Израилевъ! Во славѣ Его святыхъ особенно проявляется Его дивное всемогущество. Онъ, Всесильный, силенъ и прославить верного раба Своего, - не тою славою, которая содѣлывается руками человѣческими; не тою славою, которая вѣнчаетъ человѣка на страницахъ исторiи; но - славою о Христѣ Iисусѣ; тою славою, которая къ нетлѣннымъ мощамъ смиреннаго инока привлѣкаетъ толпы богомольцевъ; - славою, которая къ честнымъ мощамъ швеца Симеона (чудотворца Меркушинскaго и Верхотурскaго) приводила недужныхъ за исцѣленiями много раньше, чѣмъ этотъ мiрянинъ былъ причтенъ къ лику святыхъ Православной Церкви.

Не можетъ укрыться свѣтильникъ, стоящiй на вѣрху горы. И слава о заступникѣ за людей въ ихъ скорбяхъ и напастяхъ разнѣслась далеко по Россiи.
Издрѣвлѣ, почти со времени самой кончины Благочестивѣйшаго Государя Императора Паvла I Петровича (12 марта 1801 г.), многiе люди разныхъ классовъ, положенiй, званiй и состоянiй - приходили въ Петропавловскiй соборъ (Усыпальницу Русскихъ Государей и всѣй Царской фамилiи) и просили священниковъ собора служить панихиды при гробницѣ Императора Паvла I, повествуя иногда при этомъ о случаяхъ заступленiя и помощи - послѣ молитвы по Императорѣ Паvлѣ I - со стороны Его въ разныхъ тяжелыхъ жизненныхъ обстоятельствахъ, - особенно въ дѣлахъ тяжебныхъ и судебныхъ, - при явно наносимыхъ обидахъ со стороны сильныхъ слабымъ. Иногда присылались письма изъ разныхъ мѣстностей Россiи съ просьбой отслужить панихиду при гробницѣ Императора Паvла I. И нынѣ присылаютъ. Въ послѣднiе годы паломничество къ этой гробницѣ увеличилось, - и не проходитъ почти ни одной недѣли (въ 1911, 1912 и 1913 годахъ), въ которую бы никто не обращался съ просьбою о служенiи панихиды по Императорѣ Паvлѣ I. А съ декабря 1913 года стали особенно много ставить свѣчей на гробницу Его. Панихиды почти ежедневны, а иногда - по нѣскольку. Все это побудило причтъ собора по возможности опрашивать молящихся при гробницѣ Императора Паvла I: 1) давно-ли они молятся, 2) по какимъ побужденiямъ, 3) видятъ-ли благiя послѣдствiя своихъ молитвъ, - и всѣ эти свѣденiя записывать.

Изъ книги записей, вѣдомыхъ причтомъ Петропаvловскаго придворнаго собора въ Петроградѣ

Мало еще собрано матерiалу за то короткое время, съ котораго причтъ Петропаvловского собора - по благому почину о. Александра Александровича Дернова, тогда настоятеля сего собора, ныне Протопресвитера придворного духовенства - началъ собирать и записывать то, что повѣдываютъ имъ богомольцы у гроба Императора Паvла I. Но и то, что записано, поражаетъ вѣрующаго человѣка. На страницахъ этой тетради проходитъ длинная вѣреница именъ людей, то мятущихся душою и взывающихъ къ Императору, то умиротворенныхъ и приносящихъ молитву благодарѣнiя. Мелькаютъ фамилии русскiя и инородческiя, даже иноверческiя; люди знатные и люди простые. Вотъ дама, крестившаяся по-католически, какъ замѣтилъ священникъ, служившiй панихиду по просьбѣ ея спутника; вотъ чистокровная француженка; вотъ два актера, одинъ изъ нихъ - армяно-григорiанского вѣроисповѣданiя; вотъ нѣкiй Кубликъ О-iй с дочерью: они уже давно молятся при гробницѣ Паvла I и видѣли много случаевъ заступленiя по Его молитвамъ… Тогда-то отслужена панихида по просьбѣ въ письмѣ, изъ Кубанской области; такая-же просьба изъ Донской области, изъ Пензы. Богомолецъ, приехавшiй изъ Туркестана, свидѣтельствуетъ, что у нихъ тамъ чтятъ Паvла I и знаютъ, что молитва у Eго гробницы приноситъ помощь; петербургскiй мастеровой свидѣтельствуетъ, что онъ из Новгорода вывезъ веру, что Императоръ помогаетъ въ душевной скорби; вотъ торговка изъ Холмогорскаго уѣзда, Архангельской губернiи: 15 лѣтъ тому назадъ она по совѣту близкихъ прiѣзжала помолиться у гробницы Паvла I передъ начатiемъ своего дѣла и тепѣрь дѣлаетъ это каждый разъ, какъ прiѣзжаетъ въ Петроградъ; а вотъ дама со старинной громкой фамилiею свидѣтельствуетъ, что всѣ ея родичи издавна чтутъ память Паvла I и, особенно вя трудныя минуты жизни, считаютъ долгомъ помолиться на Его могилѣ; вотъ рассказъ жителя Тобольска, вотъ - крестьянки Рязанской губернiи.

Всѣ они пришли къ могилѣ любвеобильнаго Царя, слава Котораго свѣтится во всѣхъ концахъ Россiи. И житель Пскова передаетъ о чудной молвѣ жителю Москвы.

Если небеса повѣдывают славу Божию, то тѣмъ болѣе поражаетъ душу человѣческую и къ Богу приводитъ та власть, которою Господь надѣлилъ Своего Помазанника по Его , Помазанника, смѣрти.

Извѣстный лекторъ В. П. Б. повѣдалъ причту собора о томъ, какъ перемѣнилось сердце жестокаго человѣка за 2-3 часа времени. Тотъ самый человѣкъ, который только что глумился надъ вдовою, пришедшею къ нему получить деньги, данные ему въ долг покойнымъ ея мужем безъ росписки, "на слово", черезъ 3 часа умоляетъ ея прiѣхать къ нему за полученiемъ 10.000 руб. сполна. А вѣдь вдова только и сдѣлала, что по совѣту своей старой служанки поѣхала поплакать у гробницы Паvла I. Да и что другое оставалось ей, въ самомъ дѣлѣ?

Вотъ игуменья Б. монастыря С. губернiи свидѣтельствуетъ причту собора, что лѣтъ 27-28 тому назадъ Императоръ Паvелъ явился ей во снѣ, съ двумя придворными, и обѣщалъ помочь ей въ нуждахъ ея убогой обители, и что дѣйствительно черезъ 2 дня сдѣлано было въ монастырь пожертвованiе въ 25.000 руб.

Вот двѣ содѣржательницы учебного завѣденiя для дѣвочекъ, получившiе совѣршенно неожиданно "поддѣржку ихъ бюджета" на другой день, какъ они, тоже по совѣту, отслужили панихиду у гробницы; вотъ и жена капитана I ранга, уже испытавшая помощь въ своихъ дѣлахъ послѣ крѣпкой молитвы у гробницы, и тепѣрь постоянно прибѣгающая къ ней въ трудныхъ случаяхъ своей жизни.

Много есть такихъ записей о случаяхъ помощи, поданной Императоромъ Паvломъ; много ихъ передается изъ устъ въ уста. Но и того, что выше пересказано, думается, достаточно, чтобы поколѣбать сердце невѣрующаго и возрадовать сердце доброго христiанина.

Петроградъ, 1916 г». (см. Прил. В)



++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Мои поясненiя

А. Особливое историческое величiе и достославное помазанническое служенiе Государя Императора Паvла Петровича выразилось и въ томъ, что, помимо болѣе регулярно управляемой армiи и гражданской администрацiи, Онъ сподобился возсоздать регулярный Правящiй Домъ (Котораго во время Царствованiя Его достославной Родительницы собственно ещё не существовало), нынѣ потомствомъ Государя Паvла являются 9 Владетельныхъ Домовъ Европы, частью по нѣсколькимъ генеалогическимъ линiямъ. Кстати высокое качество Потомства сего Государя глубочайшимъ образомъ доказываетъ Его собственныя высокiя качества (вопрѣки клѣветническимъ измышленiямъ о неразумности и напрасной жестокости сего Государя) и попѣченiе Господне о Нёмъ и Его людяхъ.

Б. Государь Паvелъ проявилъ особое раденiе о судьбѣ православныхъ соотечественниковъ-старообрядцевъ, смягчивъ какъ ихъ общее положенiе, такъ и возможность ихъ пребыванiя въ оградѣ господствующей Церкви.

В. Указанiя на широкое народное почитанiе гробницы Паvла I есть въ воспоминанiяхъ Государя Кирилла Владимiровича (порой крайне скупыхъ на детали, телеграфныхъ по стилю)... собственно самъ я именно оттуда впервые узналъ о сёмъ. Характерно, что повидимому порождённое лубянскими провокаторами неконструктивное движенiе за канонизацiю Царя Iоанна IV и старца Григорiя Распутина-Новыхъ совѣршенно обходило стороной вопросъ народнаго почитанiя Императора Паvла I.

Г. Надо понимать, что родовитый Государь-домостроитель, рѣшительно реформировавшiй Своё державное хозяйство и не спускавшiй крючкотворамъ (была переработана для удобоусвояемости чуть не половина имперскаго законодательства) , хищнымъ эксплоататорамъ народа, бонвиванамъ и казнокрадамъ, былъ многимъ внутри Державы неудобенъ. Добавимъ и то, что Его реформы проводились довольно быстро. Отсюда, увы, успѣхъ покушенiя на Его жизнь.

Д. Сниженiе барщинной повинности стало возможнымъ также потому, что возсоединённыя въ царствованiе Державной Матери Императора Паvла относительно холодныя земли Бѣлоруссiи и Литвы не предполагали очень интенсивнаго труда для ихъ культивацiи, тогда какъ чернозёмы Новороссiи чуть не съ самаго начала стали обрабатываться вольнымъ, наёмнымъ трудомъ наряду съ барщиннымъ по причинѣ дефицита жителей и нестабильности климата. Кромѣ того, по мѣрѣ развитiя ряда промысловъ въ городахъ оказалось возможнымъ въ большихъ размѣрахъ отходничество на сезонные заработки.  Нужды народнаго хозяйства Государь смогъ достойно осознать.

Е. До царствованiя императора Паvла значительныхъ массъ военныхъ инвалидовъ не было видимо по причинамъ ихъ высокой смѣртности и относительно компактнаго характера войска, но войны Россiи екатеринискаго царствованiя означали ростъ числа этихъ страждущихъ. Попѣчительность Императора о Своихъ старыхъ служакахъ дошла до того, что немало прiютовъ было воздвигнуто возлѣ царскихъ дворцовъ, а порой и изъ оныхъ переоборудовано.

Ж. Медаль Импаераторскаго Ордена Св. Анны (ранее династическаго) была установлена Государемъ какъ воинская награда, и остаётся таковой даже по сю пору. До того, нижнимъ чинамъ полагались медали только посвящённыя конкретному бою или кампанiи.

З. Даже какъ демонстративная вылазка, походъ русскихъ войскъ въ направленiи Индiи былъ необходимъ и выгоденъ Имперiи въ силу особенностей азiятской ея политики, но реальность такого прохода черезъ Хиву и Бухару въ Индiю въ то время остаётся притомъ дискутабельной.

И. Именно Паvелъ сообразилъ внѣдрить окраску штукатуренныхъ повѣрхностей казённыхъ зданiй (и не только ихъ) въ ярко-охряной цвѣтъ, что оптимально для свѣтоотраженiя и создаётъ радостный настрой глазъ у смотрящихъ. Интересно, что подобная цвѣтность исторически была у дрѣвнерусской штукатурки въ ряд мѣстностей. Даже въ такой небольшой детали проявилась дѣятельная народолюбивость и воля къ переосмысленiю прошлаго у сего славнаго Государя!

.

Царство, Российская Империя, святость, Российский Императорский Дом, почтительное, Империя, Церковь

Previous post Next post
Up