пространство и честь (19): о Питерѣ, высотѣ потолковъ, и русской нацiи

Nov 03, 2015 03:19

Оригинал взят съ сокращенiемъ у yanlev въ Немного о Питере, высоте потолков, и русской нации
2 метра 48 сантиметров - на мой взгляд, это роковая цифра для нашего народа.

Это средняя высота потолка в хрущевках. По легенде, Ле Корбюзье, основной теоретик архитектуры массового жилья, обозначил эту цифру как минимум для существования человека. В СССР, естественно, с целью удешевления строительства этот минимум был взят за норму. [Не легенда. См. тутъ ]

Это и было крупным просчетом, который, на мой взгляд, был одним из источников глобального сдвига в сознании нации.

Я же сторонник деталей, я считаю, что театр начинается с вешалки. И мелочь может определить развитие социума.

Все эти мысли окончательно в моей голове оформились после посещения в августе 2013 года Питера.

[Человѣкъ, прибывъ въ СПб. изъ провинцiи ненадолго, снялъ временное жильё въ домѣ въ неорусскомъ стилѣ на Колокольной Улицѣ въ СПб. , это у метро "Владимiрская", достоевскiя мѣста. Квартира была роскошна, и онъ про это написалъ въ оригинальномъ постѣ. Я опускаю саму фотосессiю съ комментами, по-моему она очень правильна, но я просто сокращаю постъ до одного сюжета .]
На этом можно было бы и закончить это небольшое погружение в мир старого Петербурга, если бы не то самое ощущение, которое я испытал, стоя в этой комнате, и которое и послужило толчком к написанию этого пассажа.

Комната не самая большая - метров 25, наверное. Высота потолков - более 4 метров. И стоя в этой комнате, мне вдруг захотелось распрямиться, расправить грудь, спину.

Это диаметрально противоположное ощущение тому, которое я испытываю, находясь в хрущевках. Там наоборот, хочется втянуть голову, на которую давит потолок, сжаться, стать маленьким, не задеть шкаф, не споткнуться о кровать, хочется скорее сесть.

Собственно, вот оно.

Поколения, выросшие в советских квартирах, то есть почти все мы, и я тоже, они такие - с втянутой головой, зажатые, закомплексованные, не тронуть бы что, абы что не вышло.

Это, конечно, большая трагедия - народ, обладающий гигантскими просторами, и выросший на этих просторах, сам себя загнал в клетушки маленьких квартир, в микраши городов, в ограниченное пространство.

Люди, выросшие в деревне, на широких просторах, обладают широтой души.

Урбанизация - естественный процесс, но как и любой другой процесс, его можно было осуществлять совсем по-другому, как говорит нам опыт других стран.

Раньше и в России понимали всю важность простора бытового пространства, раз уж ты живешь в городе, а не на родных просторах Восточно-Европейской равнины - отсюда и все эти гигантские парадные, и высоченные потолки, и лепнина, и размах. А ведь это обычный дом под сдачу, хоть и для людей с доходом выше среднего.

Было бы ошибкой считать, что подобная роскошь только для господ - ведь все дореволюционные дома с высокими потолками, я неоднократно бывал и в бывших рабочих казармах - там вообще высота потолков под пять метров. Наверное, если бы кто-то тогда предложил сделать высоту потолков ниже трех метров, на него посмотрели бы как на душегубца.

Так оно и вышло.

Поколения, выросшие в просторах, обладали соответствующим характером русского человека. Строить железную дорогу - так самую большую в мире, покорять - так Сибирь, лететь - так в космос, воевать - так до конца.

Даже заключенные в сталинские коммуналки и затем хрущевки, они сохраняли эту широту души и русский размах.

Люди же, выросшие изначально в таких условиях, родившиеся в 1960-е годы и позже, в массе с детства ставят себе задачи а ля "как впихнуть тумбочку между кроватью и комодом, чтобы не упал шкаф". Они ходят, втянув голову в плечи.

Это, конечно, не аксиома, везде есть место массе исключений, но тенденция именно такая.

От людей, выросших в квартирах с потолками 2.48, уже можно не ждать широких поступков и тем паче мыслей о славном Отечестве. В массе своей наши цели примитивны, а мысли узки, как наши квартиры.

Что делать? Поднимать высоту потолков.

СПб, Российская Империя, пространство и честь

Previous post Next post
Up