Сембенъ Усманъ. Сынъ Сенегала. М., Молодая Гвардія, 1958.
Жизненныя свидѣтельства, даваемыя литературой переходнаго времени, имѣютъ особую, сугубую цѣнность. Тѣмъ болѣе, если касаются дальнихъ странъ.
Выходныя данныя. Именно такое свидѣтельство составляетъ данный романъ. Онъ написанъ по-французски , исходно назывался "O Pays, mon beau peuple!" ("О страна, мой прекрасный народъ!") и исходно изданъ въ 1957 въ родномъ краю маркиза де Сада. По-русски переведенъ и изданъ очень оперативно, въ 1958. Напомню, что въ 1960-61 большинство французскихъ колоній въ Африкѣ станутъ независимыми формально государствами
, то есть написано въ преддвѣріи деколонизаціи.
Авторъ, чтобъ вы знали,классикъ сенегальской литературы и кинематографа. И, кстати, прокоммунистъ. Часть обстоятельствъ романа заимствованы изъ его собственной жизни.
Сюжетъ. Сержантъ французской арміи, фронтовикъ съ медалями, возвращается послѣ Второй Міровой (антифашистской риторики въ романѣ мало) въ родную сенегальскую сельскую округу съ молодой женой-француженкой, денежнымъ капитальцемъ и расширенными знаніями о мірѣ. И не то чтобы онъ отошелъ отъ религіи отцовъ (мусульманской), не то чтобы презрѣлъ образъ жизни предковъ (рыболовство), а вотъ важно для него не это: онъ желаетъ послужить народу, создавъ образцовую ферму, а тамъ и производственный кооперативъ. Онъ обзаводится домикомъ и плантаціей, наемными работниками (замѣтимъ, колонизаторы не вмѣшиваются и даже кой въ чёмъ помогаютъ, да и мѣстный царекъ, - хоть и выведенъ уродомъ, - тоже), грузовикомъ и тракторомъ, обсуждаетъ перспективы развитія своего народа, отстаиваетъ жену отъ сэксуальныхъ домогательствъ бѣлыхъ, борется съ нашествіемъ вредныхъ насѣкомыхъ, помогаетъ землякамъ избѣжать неурожая и голода (колоніальная власть кстати помогаетъ), но идетъ поперекъ коммерческихъ интересовъ ряда колоніальныхъ дѣловыхъ людей. Въ итогѣ его смачно, роскошно убиваютъ. Всё это происходитъ за два года. Его жена ему полностью вѣрна и ихъ имѣющій появиться ребенокъ будетъ принадлежать сенегальскому народу, она этого хочетъ. Траурные тамтамы , герой будетъ жить въ каждомъ сердцѣ своего племени. Занавѣсъ.
Нѣчто про права. Извините, я понимаю,что окультуренныхъ туземцевъ съ выслугой ждалъ большой наборъ правъ и свободъ, но главный герой имѣетъ ихъ просто много. Когда онъ заслуженно, по мнѣнію автора, публично даётъ въ щи европейцу, его ждетъ судъ, да кстати и оправдываетъ. Когда ему нужно съ членами своего клана наловить рыбы въ т.ч. про запасъ, это не проблема. Когда ему нуженъ временно автофургонъ, герой спокойно нанимаетъ его у туземнаго лавочника. Когда герой желаетъ нѣсколько смѣнить родъ занятія и мѣсто жительства - не проблема. Когда герой разчищаетъ прирѣчный лѣсъ (водоохранная зона, кстати!) подъ свою ферму и туда вселяется , проблемы не возникаетъ опять. Что тамъ на этой фермѣ сажать и сколько - не проблема, какихъ-то особыхъ дозволеній не понадобилось. Захотѣлъ туземный мужикъ, главный герой, купить тракторъ, да и грузовичокъ - купилъ, водительскія либо техническія права у него къ слову уже были. Захотѣлъ нанять туземныхъ разнорабочихъ у мѣстнаго царька - нанялъ (возможно тѣ-то туземцы имѣли нѣсколько мѣньше правъ, зато у нихъ была Монархія и племенное самоуправленіе!) почти безъ затрудненій. Захотѣлъ дѣдъ главнаго героя сходить въ хаджъ въ Мекку - можно и это. Захотѣлъ герой произвести экстренное мѣропріятіе по спасенію урожая и ссуду своихъ срѣдствъ пострадавшимъ землякамъ - и провѣлъ, не безъ помощи властей. Захотѣлъ поторговаться со скупщикаміи и дойти до основанія сельхозкооператива - кажется, и это получилось. Но погибъ и за это,и по подозрѣнію въ коммунизмѣ. Погибъ кстати беззаконно. Впрочемъ, запрѣтъ коммунистической работы въ романѣ для сенегальскихъ владѣній Франціи не оговаривается. (Авторъ романа какъ бы сочувствуетъ коммунистамъ, одно время состоитъ въ красныхъ профсоюзахъ и сотрудничаетъ съ красной газетой во Францiи, но не противъ и кой-какой свободы частнаго предпринимательства, какъ видимъ. Очевидно, онъ за свободу только для правильныхъ людей. Равенства изъ романа вообще не ощущается, что забавно. Что до братства, ну, кажется оно относительно.) И люди публично его поминаютъ и сами празднуютъ по нёмъ тризну.
Простите, но мнѣ попервости стало завидно и грустно. Ибо: всё это ровно то, чего демобилизованный нашъ сельскій мужикъ въ сержантскомъ чинѣ имѣть не могъ! Ибо правовъ такихъ не было положено ему. Ни сразу послѣ Второй Міровой, ни, во многомъ, и позднѣе. (Въ частности , даже публичныя тризны въ СССР подъ негласнымъ запретомъ съ конца 1940хъ, въ РФ кстати запрѣтъ смягченъ. И только въ 90хъ сельскій мужикъ въ Россіи вновь смогъ нормально выѣзжать за границу въ паломничество.) Кое-какихъ подобныхъ правъ у русскаго сельскаго хозяина съ хорошимъ бэкграундомъ (я всё про выслугу) нѣтъ и понынѣ. Съ темъ же грузовикомъ немало претыканій. Ну и права на землю порой подъ вопросомъ.
А мораль какова? Вообще же, романъ собственно не доказываетъ нужды въ деколонизаціи, очень не фактъ, что хоть половинѣ этихъ вотъ колонизированныхъ туземцевъ стало-бы лучше житься безъ колонизаторовъ. Они въ романѣ еще только обсуждаютъ промежъ сѣбя возможность самимъ развиваться. Въ узкомъ кругу обсуждаютъ, пусть и безъ полицейской опеки. А колонизаторы тоже только еще начали обсуждать,что туземцевъ , возможно, нельзя ставить ракомъ и цѣлеполагать по-старому. И кстати уже есть намекъ на кое-какіе сложности совмѣстной жизни: среди негровъ Сенегала есть католики, мусульмане и просто язычники - впрочемъ, всѣ воздаютъ опредѣленную дань родноверію и народнымъ системамъ магизма... разные языки есть... далѣе,кое у кого есть царьки, кое-кто (видимо въ первую голову окультуренныя, европеизированныя) живетъ какъ-то сами по сѣбѣ. Различiя есть, и немало. И этимъ группамъ жителей колоніалисты не особо даютъ другъ друга добрососѣдски рѣзать, даже ограничиваютъ такую возможность. Сознательные негры могутъ порой осознавать себя отсталыми и разобщенными, но вопросъ о методахъ преодолѣнія сего во многомъ остается за кадромъ. Не считать же такимъ методомъ только сельхозкооперацію! Кстати, послѣдующая исторія Сенегала была еще не самой страшной изъ бывшихъ французскихъ колоній, сравнительно съ Центральноафриканской то ли республикой, то ли имперіей, ну или съ Берегомъ Слоновой Кости. На мѣстѣ ужасТныхъ французскихъ и иныхъ колоніалистовъ, я бы долженъ былъ этотъ романъ прочитать и сдѣлать соотвѣтственно выводы о сомнительныхъ перспективахъ деколонизаціи даже для самихъ-же деколонизируемыхъ.
Выводовъ заслуживаетъ еще вотъ что: насколько среди туземцевъ должны существовать носители столь широкой, именно столь широкой, свободы, какъ главный герой? Да, именно насколько? Не слишкомъ ли вольготно ему и ему подобнымъ жилось? Въ романѣ показано, что толку изъ его свободы вышло немного. Потомъ, окультуренные туземцы это не самый надежный контингентъ, часто это будущія мѣстныя мазепы и бокассы, петлюры и полпоты... и это потенціально первая жертва любыхъ безпорядковъ среди самихъ туземцевъ, поэтому хоть онѣ и нужны какъ агенты, какъ приводные ремни и даже какъ живыя иллюстраціи благости колоніализма - желательно, чтобы онѣ были не мѣстными и имѣли мало собственнаго вліянія. Какъ это часто дѣлалось во владѣніяхъ Россіи, Португаліи и напримѣръ Даніи. На этотъ вопросъ трудно отвѣчать, къ нему непросто даже приступить, но онъ долженъ рѣшаться постоянно и преемственно, притомъ преемственность должна выражаться порой въ ... отсутствіи преемственности, т.е.въ частичной ротаціи мѣстныхъ привиллегированныхъ слоевъ. Такую послѣдовательную политику можетъ обезпечить только очень преемственное руководство метрополіи - во французской колоніальной имперіи съ этимъ было не очень, отсюда ея внутренній неладъ и скорый распадъ съ послѣдующимъ нашествіемъ туземцевъ на землю колонизаторовъ. Отсюда же не преуспѣли земляки де Сада въ созданіи бѣлыхъ эксклавовъ подобныхъ Австраліи или Азорамъ, и привилегированныхъ городовъ-колоній въ небѣлыхъ странахъ, подобныхъ Макао либо Гонконгу.
Читать романъ сегодня можно и нужно, но я не увѣренъ, что русскій переводъ оцифрованъ.
вообще
мои разборы достойной литературы находятся тутъ а
мои сюрреалистическiе либерализмы находятся тутъ .