выродившееся изкусство-31: польская жывопись тоже вырождалась !

Mar 24, 2014 19:31

Я вынужденъ извиниться передъ моими читателями. Съ одной стороны, я въ своемъ ЖЖ этотъ постъ сокращаю, чтобы были более выпячены кое-какiя факты, да и вообще я не главный спецъ по "польскому вопросу". Съ другой -- я показываю, насколько деградируетъ излишне вольнолюбивое, ищущее изкусство уровня провинцiи. Съ трѣтьей -- соотечественники, не надо предаваться нацiоналъ-мазохизму, надо ровно наоборотъ. И вообще на дворѣ годовщина торжественнаго подавленiя гнуснаго польскаго мятежа 1863-1864 гг. Мои комменты этаго цвѣта. Кирилловецъ.

Изходная подборка : uglich_jj в История России в картинах польских художников...


В польской живописи много картин на исторические темы, в т.ч. про Россию и русских. Ниже - подборка наиболее интересных из них. Эти картины стоит увидеть, друзья. Они довольно ярко раскрывают национальный менталитет и отношение поляков к своему прошлому. И к любимому восточному соседу, в частности.

Неэффективная экономика.

Благодаря шляхте демократия и вольность в Польше имеют вековые традиции (в отличие от некоторых других стран). Но правда, был там один нюанс. Все вольности были для узкого круга. Крестьян они не касались. Крестьяне в Польше с 15 века были обращены в крепостное право. И в таком печальном состоянии пребывали лет 300. Их  называли chlopi (хлопы), а также  bydlo (скот). Слово "быдло" потом из Польши через Украину попало в русский язык.

Йозеф Хельмонский. "Выдача оплаты (суббота на фольварке)".1869 г.
Фольварк - польская барщина. Пан заставлял хлопов работать на себя бесплатно или в порядке принудительного найма (например, предварительно согнав с земли и оставив без средств).  На картине - фольварк в день получки.  Группа крестьян в центре получила копейки и в ужасе - как кормить детей на эти гроши? Двое хлопов слева, наоборот, веселы. Уже успели нажраться.



Занятно, что дом у пана при такой обдираловке - все равно убогий, крыша совсем развалилась. Это тонкий намек художника - шляхта славилась своим транжирством. Выжимали из фольварков хлеб,  гнали за границу, деньги тратили на всякую фигню. Война, попойки и понты - вот был менталитет шляхтича. Дорогой экипаж, соболиная шуба с золотыми пуговицами, и на бал, полонез танцевать :)

Александр Коцис. "В шинке". Ок. 1870 г.
Пока шляхта плясала на балах, хлопу оставалось только идти в шинок (кабак). Это был популярный бизнес. Шинкарем был, например, прадед В.И.Ленина Моше Бланк из г. Староконстантинов на Волыни. В 1795 г. по третьему разделу Польши Волынь вместе Моше Бланком и его таверной отошла к России.



Впрочем, в триаде "война, пьянка и понты" у польской элиты еще в 17 в. наметились проблемы именно с войной. Нет, поляки никогда не были трусами на войне. Проблема была в организации. Война - это созыв всеобщего ополчения шляхты (посполитного рушения), а это - через сейм. И деньги на войну - тоже сейм. Такие решения было провести нелегко, что ослабляло боеспособность Польши. Когда в 1648 г.  всю Украину охватило восстание Хмельницкого, поляки первоначально смогли выставить скромную армию всего в 40 тыс. чел. За ней ехал обоз из 100 тысяч подвод с барахлом и 5000 женщин легкого поведения. Ехали на войну как на свадьбу. И были наголову разбиты казаками.

С восстания Хмельницкого начался закат Польши. Соседи стали откусывать от неё по кусочку то тут, то там. Пока, наконец. в конце 18 века не поделили полностью. Причем подкупили сейм и он сам за это проголосовал!

Отъ кабака хлопскаго къ кабаку вельможному. Отъ неэффективной экономики къ продажѣ Родины.

Ян Матейко. "Рейтан - упадок Польши". 1866 г.
Сейм в 1773 г. принимает решение согласится с разделом Польши. Шляхтич Тадеуш Рейтан, последний патриот Польши, в отчаянии пытается этому помешать: ложиться на выходе не давая депутатам разойтись после заседания. Депутатам многим стыдно, они только что продали свою страну. На стене - портрет Екатерины II (их спонсора), за дверью - русские гренадеры, наверху в ложе - русский посол Репнин с двумя дамами. Вот уж действительно - упадок Польши!



Польский народ, конечно, с упадком Польши не смирился. Было несколько крупных восстаний, подавленных державами - участниками раздела. 100 000 поляков-добровольцев участвовали в походе "Великой Армии" Наполеона на Москву в 1812 г., надеялись получить независимость.

Войцех Коссак. "Гусар Великой Армии". 1907 г.
На картине - поляк из армии Наполеона. Художник сам служил уланом в армии, так что кавалерию рисовал со знанием дела. (Чувствуется что спонсоръ помогъ. Вотъ и логотипъ его просматривается. Пиаръ , однако. )



Еще Войцех Коссак. "Весна 1813 г.". 1903 г.
Снег сошел... А там остатки бравых кавалеристов. (Поляковъ. Знатныхъ, кстати. Быдлу такихъ славныхъ коней не полагалось.)



Еще один занятный факт: поляки воевали за Наполеона не только в России, но и в Испании, давили герилью (испанское сопротивление французам).  Чтоб заслужить независимость себе, поляки лишали её испанцев. (Кстати какъ тамъ про католическую солидарность ??? Впрочемъ, говорятъ, что польскiе добровольцы помогали англичанамъ добивать пару ирландскихъ возстанiй. И имъ поручалось англичанами отвѣтственное дѣло: добивать раненыхъ повстанцевъ. Это еще более доблестно. )

Януарий Суходольский. "Штурм стен Сарагосы". 1845 г.
В 1808 г. Сарагоса восстала против французских оккупантов. Её осаждали 9 месяцев. Сражались все, женщины, дети. Погибло 50 тысяч человек. На картине -  поляки врываются в город.



Януарий Суходольский. "Битва на Сан-Доминго". 1845 г.
Это не Испания. Это карательная экспедиция Наполеона на остров Гаити (тогда - колония Сан-Доминго). Там против французов восстали местные негры, а усмирять негров вместе с французами приехали поляки.



Это все к тому, что дальше у нас будет серия картин про то, как восстания самих поляков за свободу своей страны давили разные нехорошие люди :)

Но не надо думать, что у Русскихъ конница и штурмовая пѣхота были хуже ! И потомъ, Русскимъ не надо было, для чужого дяди, давить ни негровъ, ни испанцевъ... Силы объективно экономились...

Войцех Коссак. "Черкесы в предместье Кракова". 1912 г.
Краков, 1846 год. Восстание против австрийцев, которым тогда принадлежал этот город. Восстание подавлено при содействии российских войск.  Последних художник изобразил в виде орды черкесов, несущихся по городу  с православным знаменем. Правда, черкесы - мусульмане, но это не важно. Черкесы палят в воздух из всех видов оружия, машут плетками, прохожие разбегаются.



Да, "Черкесы в предместье Кракове" - шедевр. Кстати, первоначально картина называлась "Дагестанская свадьба на Тверской" (шутка). Кстати уточню по запросу автора поста. Это таки не Краковъ, а Варшава, Краковское Предмѣстье, 1863 годъ. И именно симъ годомъ была массовая высылка настоящихъ черкесовъ изъ Россiйской Имперiи , линiя Анапа-Сухумъ, въ Османскую.

Войцех Коссак. "Эмилия Плятер в битве под Шауляем". 1904 г.



Это антирусское восстание 1863 г.  Его еще называют Январское восстание. В центре картины  - графиня Эмилия Плятер, нечто типа польской Жанны Д`Арк. Графиня командовала отрядом повстанцев, лично участвовала в боях. Во время одного из походов заболела и умерла в возрасте 25 лет. Легендарная личность в Польше ( а также среди белорусских националистов).

А далее пришла разплата. Ну и вопли проигравшихъ. Ну очень проникновенные вопли.

"Русская армия грабит польское поместье во время Январского восстания". Неизв. польский художник 19 в.
Автор постарался изобразить русских солдат и офицеров как можно более отталкивающе. Орда дикарей буйствует в культурном европейском доме, ребенка выбросили из коляски, колят картины штыками.



(Кстати поглядите, изъ погрома постѣпенно родится покой. Вотъ она, русская правда. )

Артур Гротгер. "Путь в Сибирь". 1867 г.
Участников восстания 1863 г. гонят в Сибирь.



Архилиберальная Россiйская Имперiя позволяла подконвойнымъ антигосударственнымъ бунтовщикамъ, возбухавшимъ колонiальнымъ туземцамъ,  курить въ строю -- и это въ то самое время, когда курить на улицахъ городовъ и деревень возбранялось! Возбранялось какъ разъ по 1865 годъ.

Александр Сохачевский. "Прощание с Европой". 1894 г.
Польские повстанцы 1863 г. на пути в Сибирь. Дошли до обелиска на границе Европы и Азии.  Художник сам был участником восстания, получил 20 лет каторги (он где-то тут есть на картине, кстати, возле обелиска).



Один из сильных фрагментов.



Александр Сохачевский. "Пани Гудзинская". 1894 г.
Это реальный персонаж, участница восстания, которая была сослана на солеварни под Иркутск (как и автор картины). В Варшаве у неё остался муж и 2 детей. На солеварнях работала прачкой, целыми днями стирала в проруби, в Ангаре.Умерла на каторге в 1866г.



Была справедливо наказана, померла -- и правильно сдѣлала. А вотъ про автора картины это сказать затруднительно. Вдругъ онъ выжилъ благодаря сотрудничеству съ каторжными властями? Во всякомъ случаѣ, бѣльё въ лѣдяной проруби подъ конвоемъ небось не стиралъ -- а стиралъ-бы, такъ не выжилъ-бы.

Яцек Мальчевский. "Смерть на этапе". 1891 г.
Еще ужасы царского гулага.



Яцек Марчельский."Вигилия в Сибири". 1892 г.
Вигилия  - ночное бдение у католиков перед Пасхой или Рождеством.  Польские ссыльные в Сибири верны родной католической вере. Кстати, мужики за столом выглядят вполне прилично, упитанные, в костюмах и белых рубашках. (Или это не мужики? А вдругъ феодалы такъ опухли отъ голода ? )



Станислав Масловский."Весна 1905 года." 1906 г.
Это уже революция 1905-1907 гг. Она охватила и Польшу тоже. На картине казаки, выполнявшие роль царского ОМОНа, ведут арестованного. Контраст конвоя и арестанта: четверо лбов на конях ведут одного маленького человечка.

Это такая нормальная позицiя побитыхъ мордальоновъ по щамъ  : мы были столь невинны и не желали никакого геройства,  мы трогательные и маленькiе!



Войцех Коссак. "Погром". 1907 г.
Революция 1905 г. сопровождалась волной еврейских погромов, в т.ч. в Польше. На картине - русский казак в форме и с оружием на фоне погрома. Горят дома, на мостовой лежат трупы. Однако казак в данном случае - НЕ представитель сил правопорядка. Он сам погромщик и есть. Именно это хотел сказать художник Коссак. Вот, мол, она, русская армия: бандиты и убийцы.



Солдаты и царская полиция действительно были участниками ряда погромов, например, в Белостоке (1906 г.). Однако погромщиков хватало и среди местного населения. Просто на картину Войцеха Коссака они не попали... А революция 1905 г. тоже не принесла Польше свободы. Пришлось ждать до 1918.

Ну что же, вскорости настала вольнОсць. Кстати качество живописи ухудшилось, сразу.

Войцех Коссак. "Улан конвоирует русских пленных". 1916 г.
Это первая мировая война. На коне - доброволец из т.н. польского легиона австрийской армии. Примерно 25 тыс. польских националистов пошли на службу к австрийцам и воевали на их стороне на Восточном фронте. Эти легионеры потом составили костяк офицерского корпуса независимой Польши.



В ноябре 1918 г. после капитуляции Германии и Австрии независимость Польши была, наконец, восстановлена.  И сразу началась серия войн за границы на Востоке. Сначала польско-украинская война 1918-19 гг., в которой поляки наголову разбили украинских националистов. Потом советско-польская война 1920 г., в которой поляки разбили и Красную армию тоже. Война была с переменным успехом, а перелом наступил, когда войска Тухачевского дошли уже до Варшавы ("Чудо на Висле"). Эта война, которая в Польше назывется польско-большевистской, оставила немалый след в местном искусстве.

Войцех Коссак. "Советский враг".
Снова орда дикарей, один с бутылкой вместо шашки. Обратите внимание на фигуру убитого мирного жителя слева (над которым плачет девочка). Фигура один к одному с картины "Погром".



Ежи Коссак. "Чудо на Висле 15 сентября 1920 года".1930 г.
Ежи Коссак - это сын Войцеха Коссака. Картина посвящена контрнаступлению польской армии у Варшавы в августе 1920 г. Советские войска были окружены, польская столица спасена. На картине - неудержимая атака поляков, поддерживаемая с воздуха авиацией и Иисусом Христом.



Надо полагать, не Спаситель помогъ полякамъ ограбить литовскiй народъ, отнявъ у него около половины историческихъ земель съ городомъ Вильно... Или и это тоже была помощь Божья ? Въ такомъ случа событiя 1939 года показываютъ, что не въ коня кормъ.

Ежи Коссак. "Погоня за убегающим комиссаром". 1934 г.
Комиссар в красной рубахе тикает от польских уланов.



Возрожденная Польша (Вторая Речь Посполитая, как её называют) просуществовала всего 21 год. Закончилось все в 1939.

А вотъ самое феерическое. Масса народу сейчасъ пытается доказать, что этаго кретиническаго эпизода не было, что онъ выдуманъ нацистами. Но оффицiозъ польскаго нацiонализма доказываетъ обратное. Халтура кстати въ томъ, что танки то непонятной модели, то нарочито массивны и габаритны, а кавалеристамъ не надо даже касокъ.

Ежи Коссак. "Битва под Кутно". 1939 г.
С шашками на танки: уланы против Вермахта. Это из серии "одна винтовка на пятерых", польский вариант. Танки непонятной модели, сбоку люки, куда кавалеристы метают пики...



Ежи Коссак. "Битва под Кутно". 1943 г.
Отдельные непонятные моменты в первом варианте картины заставили художника переписать её спуся несколько лет.



После 1945 г. Польша входит в советский блок и там начинается соцреализм. Примерно вот такой:

Юлиус Студницкий. "Стахановка Гертруда Высоцкая". 1950 г.
На ящике слева  написано Centrala rybna. Главрыба!



Рыба нарочито морская, кстати. Это такая ловко замаскированная благодарность кровавому Сталину за Померанiю и Западную Пруссiю, которыя при иныхъ обстоятельствахъ полякамъ не должны были достаться. Очень дипломатичная благодарность. Чтобы не оскорбить собственную благородную ненависть къ москалямъ.

Каторга и ссылка впрочемъ продолжались. Но качество живописи явственно  упало.

Не все было, правда, так весело ..

Феликс Кай-Кржевинский. "Польские пленные на пути в Сибирь". 1940 г.



Собственно эта картина, и еще слѣдующая  -- напомнили Кирилловцу зарисовки  про жизнь кисти спивающагося экспедицiоннаго разнорабочаго. Когда-нибудь покажу.

Феликс Кай-Кржевинский. "Голодная степь. Казахстан". 1945 г.
Депортированные поляки в Средней Азии. На картине предположительно сестра художника Элизабет Кржевинская.



Но понятно неволя была также и внутри несгинЭвшей. Тонко намѣкается на толстое обстоятельство. Какая кошмарная дикатура, какъ она мало поощряла многозначительно-претенцiозно-дегенеративное изкусство! Но оно , опираясь на больные, окисленные  и рассово оскверненные гормоны, неуклонно пёрло вперде !

Ежи Зелинский. "Улыбка, или 30 лет, или ха-ха-ха", 1974 г.
Знаменитая картина в стиле поп-арт. Зашитые губы символизируют цензуру и коммунистическую диктатуру в тогдашней Польше. При этом три креста -  это 30 римскими цифрами, как раз в 1974 г. исполнилось тридцать лет приходу советской армии в Польшу (1944), которая принесла и новую власть. Ну и наконец, если читать по-русски, это просто: Ха-Ха-Ха :)



вообще у меня вся тематика про выродившееся изкусство смотрится такъ

.

скорбь, восстание, мировоззрение, выродившееся искусство, Славянство, инволюция, демокрады

Previous post Next post
Up