Николай Шеляпинъ*
*Кандидатъ соціологическихъ наукъ, доцентъ
Dead морозъ - архикрасный носъ
- Разъ, два, три! Дѣдъ Морозъ скорѣй приди! - слышался нестройный дѣтскій хоръ. - Плохо зовете дѣдушку! Эдакъ дѣдушка совсѣмъ не придетъ, и вы останетесь безъ подарковъ! А ну-ка еще разъ! - раздался прокуренный голосъ воспиталки. - Разъ, два, три! Дѣдъ Морозъ скорѣй приди! - надрывались малыши. - Иду! Иду! - изъ дѣтскаго туалета вышелъ маленькій человѣчекъ въ синей плюшевой шубѣ, съ палкой и мѣшкомъ. На подбородкѣ была наспѣхъ приклеена бѣлая мочалка. Изъ-подъ газетной маски на ошалѣвшихъ ребятишекъ смотрѣли не шибко трезвые глаза завхоза. Отъ страха дѣти залѣзли подъ стулья.
- Вотъ въ наше время такъ дѣдушку Мороза не встрѣчали! Нынче только Покемоновъ и Микки-Маусовъ знаютъ! - возмутился чей-то присутствующій на утренникѣ дѣдъ...
Да, въ послѣднее время стало модно говорить о патріотизмѣ. Многіе общественные дѣятели и самые обычные граждане начали съ пѣной у рта защищать русскую культуру и національныя традиціи. Подъ соусомъ патріотизма въ Петербургѣ совсѣмъ недавно былъ проведенъ «Хрустальный апельсинъ», конкурсъ работъ среди студентовъ - будущихъ спеціалистовъ по связямъ съ общественностью. Цѣлью конкурса провозглашалось формированіе (ни больше, ни меньше!) новой интеллектуальной элиты страны. Напомнимъ, что спеціалисты по связямъ съ общественностью, или піармены, организуютъ предвыборныя кампаніи, создаютъ имиджъ государственнымъ дѣятелямъ и артистамъ, популяризируютъ товары и идеи, создаютъ рекламные матеріалы, подготавливаютъ статьи и телерепортажи. Такимъ образомъ, спеціалисты по связямъ съ общественностью выступаютъ «властителями думъ» современнаго обывателя. И чѣмъ-же насъ порадовала будущая интеллектуальная элита? Въ связи съ этимъ, особенно хочется отмѣтить проектъ «Дѣдъ Морозъ изъ сказочной Лапландіи», который посвященъ (по заявленію автора) «проблемѣ угрозы утраты подрастающимъ поколѣніемъ представленія о Дѣдѣ Морозѣ, какъ одномъ изъ центральныхъ персонажей русскихъ сказокъ». [Собственно совковаго фальшака стилизованнаго подъ оныя. -- Кирилловецъ ]
У однихъ читателей эта студенческая работа вызвала предновогоднее умиленіе и возродила воспоминанія о беззаботномъ піонерскомъ дѣтствѣ, а у другихъ вызвала недоумѣніе и массу вопросовъ. Давайте постараемся разобраться, дѣйствительно ли Дѣдъ Морозъ имѣетъ отношеніе къ русской традиціи празднованія Рождества и Новаго года, и какое мѣсто этотъ персонажъ занимаетъ въ русскихъ народныхъ сказкахъ. Рождество на Руси начали отмѣчать еще со временъ крестителя Князя Владиміра, а Новый годъ, приближенный къ современному пониманію, стали праздновать при Петрѣ I. Встрѣча Новаго года и Рождества сопровождалась колядованіями (поздравительными рождественскими пѣснями и стихами), карнаваломъ ряженыхъ, праздничнымъ застольемъ, а также языческими обрядами: гаданіями и молодецкими играми (зачастую, развратными, которыя были связаны съ культомъ плодородія). Съ XVIII в. сѵмволомъ Рождества и Новаго года стала елка. Однако, въ книгахъ такихъ извѣстныхъ собирателей фольклора и традицій какъ Забелинъ, Костомаровъ, Сахаровъ и другихъ мы не найдемъ образа добраго Дѣдушки Мороза. Нѣтъ добренькаго Дѣдушки Мороза и на поздравительныхъ рождественскихъ и новогоднихъ открыткахъ XIX в.[А это правда. Поищите его на нихъ, только чуръ безъ фотошопа. -- Кирилловецъ ]
Когда же этотъ старичокъ съ мѣшкомъ вошелъ въ нашу жизнь? Въ 1930-е, когда многихъ старичковъ, да и не только старичковъ отправляли съ вещмѣшками эшелонами на сѣверъ, поближе къ Дѣду Морозу. Надо сказать, что въ 1920-е совѣтская власть, разумѣется, отмежевалась отъ Рождества какъ «религіознаго пережитка», хотя еще при Ленинѣ день Рождества какъ выходной оффиціально не былъ отмѣненъ. Подвергся гоненіямъ и Новый годъ какъ праздникъ «мелкобуржуазный». Но уже при товарищѣ Сталинѣ, въ 1930-е, Новый годъ, отмотавъ десятилѣтній срокъ, былъ реабилитированъ, поскольку режиму требовался праздникъ, не особенно политизированный по сравненію съ другими государственными торжествами, и при этомъ подчеркивающій заботу партіи и правительства о простомъ человѣкѣ. [Къ 1936 году переформатировали праздничекъ, какъ разъ подъ очередную волну массовыхъ посадокъ и Безбожную Пятилѣтку.
Подробности этой ловкой манипуляцiи массовыми вкусами можно почитать тутъ -- Кирилловецъ] Для этого праздника нужны были свои сѵмволы и обряды. Въ это время появляются трогательные разсказы о томъ, какъ добрый дѣдушка Ленинъ, находясь въ Горкахъ въ 1922-24 ггъ, устраивалъ елки для сельскихъ ребятишекъ. Эти исторіи также правдивы, какъ и реальное существованіе Дѣда Мороза, поскольку Ленинъ въ эти годы былъ парализованъ и выглядѣлъ еще хуже, чѣмъ теперь, лежа въ мавзолеѣ. Но партія писала очередную новогоднюю сказку для взрослыхъ и дѣтей. Такъ тоталитарное сознаніе, неспособное къ оригинальному мышленію, зато умѣющее всё искажать [больше азiятски-варварская черта, давайте не забывать что сов.режимъ есть предательство Христiанской Европейской Цивилизацiи, и въ его генезисѣ колоссальную роль сыграли именно варвары-азiяты -- Кирилловецъ ], соединило европейскій образъ Святаго Николая (Санта Клауса) со славянскимъ языческимъ божкомъ Морозкой.
Отмѣтимъ, что Морозко - это божокъ потусторонняго міра (воистину-Dead), преимущественно злое существо. Такъ, въ поэмѣ Некрасова «Морозъ- красный носъ» Морозко безжалостно замораживаетъ главную героиню. Пожалуй, только въ одной сказкѣ Морозко по заслугамъ одариваетъ добрую дочку старика, но при этомъ расправляется съ нерадивой и лѣнивой дочкой старухи. Въ деревняхъ также было принято задабривать Морозко киселемъ или кашей, чтобы онъ не заморозилъ хозяевъ и скотину. Иногда Морозко присутствовалъ въ поминальныхъ обрядахъ, однако не имѣлъ никакого отношенія къ Рождеству и Новому году.
Другая же половинка совѣтскаго Дѣда Мороза (Санта Клаусъ) изначально имѣла глубоко христіанскій смыслъ. Санта Клаусъ выступалъ судьей для дѣтей и дарилъ подарки только хорошимъ, послушнымъ, живущимъ по христіанскимъ заповѣдямъ дѣтямъ, а плохихъ дѣтей могъ наказать. Но нашъ Дѣдъ Морозъ былъ воплощеніемъ совѣтской мечты о ХАЛЯВѢ, то есть дарилъ подарки всѣмъ совѣтскимъ людямъ безъ исключенія, что лишало этотъ образъ нравственной идеи. [Неправильно. Идея какъ разъ была, понятно, кривая : полагается только за то что ты члѣнъ КОЛЛЕКТИВА. -- Кирилловецъ] Вспомните стихи С. Маршака:
Эти флаги и шары
Дѣдъ Морозъ развѣсилъ
Для совѣтской дѣтворы,
Чтобы годъ былъ веселъ...
[Да ужъ, именно этотъ афроазiятъ и былъ оффицiальнымъ главнымъ сов. поэтомъ для сов. дѣтворы, а также генiемъ переводческой школы СССР, профессiональнымъ изказителемъ смысловъ и институцiональнымъ англофиломъ. -- Кирилловецъ ]
Отношеніе къ Дѣду Морозу было часто ироничнымъ даже въ оффиціальной поэзіи:
Онъ испортилъ кранъ съ водой
Въ нашемъ умывальникѣ.
Говорятъ: онъ съ бородой,
А шалитъ, какъ маленькій...
Ну а въ народномъ неоффиціальномъ совѣтскомъ фольклорѣ у дѣтей выражалось презрительное и потребительское отношеніе къ Дѣду Морозу:
Здравствуй, Дѣдушка Морозъ,
Борода изъ ваты,
Ты подарки намъ принесъ,
Паразитъ проклятый?!!!
[какъ правило, въ обиходѣ тутъ говорилось "ПИ*АРАСЪ горбатый" -- Кирилловецъ]
Такъ что приходится признать, что русскаго Дѣда Мороза изъ традиціонныхъ сказокъ никогда не существовало. Дѣдъ Морозъ - это такое же порожденіе совѣтскаго времени, какъ Мальчишъ-Кибальчишъ, Чебурашка, Штирлицъ, но куда болѣе живучій и популярный. Не слѣдуетъ приписывать образу Дѣда Мороза (по незнанію или умышленно) исконно русское происхожденіе.
Конечно, Дѣдъ Морозъ уже прочно вошелъ въ нашу новогоднюю традицію. Замѣчательна идея созданія заповѣдника Дѣда Мороза подъ Великимъ Устюгомъ. При этомъ въ наши дни образъ Дѣда Мороза въ связи съ возрожденіемъ христіанскихъ традицій и вліяніемъ западноевропейской культуры всё больше сближается съ образомъ рождественскаго Святаго Николая. Такъ въ Европѣ въ каждой странѣ существуютъ свои традиціи празднованія Новаго года и Рождества, но ихъ объединяютъ христіанскія цѣнности. И современная Россія, безусловно, можетъ быть желаннымъ гостемъ на всеевропейскомъ праздникѣ Рождества, при этомъ, не утративъ свой національный колоритъ. Вполнѣ цѣлесообразно было бы возродить такіе красивыя русскія традиціи празднованія Рождества какъ: театрализованныя представленія, катанія на саняхъ, рождественскія ярмарки. Прекрасны также традиціи дарить подарки бѣднымъ и незнакомымъ людямъ, кормить голодныхъ, амнистировать преступниковъ, заслужившихъ прощеніе и такъ далѣе...[Надо понимать, новогодняя амнистiя 2013 года, во славу Ходорковскаго и "pussy riot", это и есть возрожденie рождественской традицiи на русскоязычно-республиканскiй ладъ ???! -- Кирилловецъ] Всѣ эти традиціи морально воспитываютъ человѣка и объединяютъ самыхъ разныхъ людей. Но почему-то, нѣкоторые считаютъ, что главное для сегодняшняго празднованія Новаго года - это «возродить» какой-то особенный образъ Дѣда Мороза въ противовѣсъ «ихнему» Санта Клаусу. Правда, существуютъ споры о томъ, откуда вышелъ нашъ русскій Дѣдушка Морозъ - изъ Великаго Устюга, или изъ заповѣдника на Кольскомъ Полуостровѣ. Но мы то знаемъ, что подобно тому, какъ русская литература вышла изъ шинели Акакія Акакіевича, образъ Дѣда Мороза вышелъ изъ шинели Феликса Эдмундовича...
Въ заключеніи хочется отмѣтить, что подрастающая россійская «интеллектуальная элита», какъ и нынѣшняя власть, активно используетъ и реанимируетъ совѣтскіе мѵѳы, даже въ самомъ абсурдномъ контекстѣ. Если можно популяризировать Дѣда Мороза какъ «исконно русскій» персонажъ въ угоду патріотической идеѣ, то почему нельзя по такой же логикѣ популяризировать образъ Сталина какъ добраго царя-батюшки, а ГУЛАГ какъ образъ тридевятаго царства?
[оно же три-шестое -- Кирилловецъ]
"ПОСѢВЪ" № 1 2004
Вообще
всё на тему " РФ какъ Азiатскiй Оккультный Рейхъ" см. тутъ