М.Шевалль, П.Валлё. Гибель 31го отдѣла. (Ориг.назв. "Убiйство на 31мъ этажѣ ") Эти авторы въ СССР считались идеологически кошерны. Марксисты же, притомъ восточногерманскаго уклона. Их переводили, а этотъ романъ даже экранизировали: какъ же-ссъ, обличители буржуазнаго общества. Вообще экранизированъ романъ не единожды.
Но тутъ начинаются "но". Шведское общество со временъ начала I МВ ( соцiалистическая республиканская революцiя 1905-1915-- полуудачная, впрочемъ) является по сути соцiалистическимъ . Хуже того: да, Монархiя существуетъ, но права и почести Монарха обкорнаны: Онъ не можетъ ни возводить въ дворянство, ни жить въ Королевскомъ Дворцѣ . Попробуйте въ Швецiи покритиковать марксизмъ или дарвинизмъ, не говоря уже про непогрѣшимое соцiяльное государство съ соц.-дем.партiей и либертарными гей-парадами -- можно и знакомствъ лишиться.
Далее, срѣда, которая образовалась въ Швецiи, благодаря наложенiю обуржуазенныхъ марксистовъ на нормальный консерватизмъ (знать не была экспропрiирована и даже сравнительно мало пострадала отъ Великой Депрессiи) -- не всѣгда уютна. Про то, собственно, и романъ.
Хитрыми финансовыми уловками буржуазные издатели макулатурныхъ журналовъ заполучаютъ къ себѣ коллективъ настоящихъ публицистовъ-интеллектуаловъ (недоуничтоженныхъ СМИ-бизнесомъ) , мiровоззренiе коихъ кстати не раскрывается, и привязываютъ его намѣртво къ закрытой и ненужной работѣ -- лишь бы не мѣшали творить лакированно-иллюстрированную халтуру. Все-таки, пойманные на золотой крючокъ интеллектуалы находятъ выходъ : взорвать золотую клѣтку. Буквально. Вмѣстѣ съ собой: сгорая -- жги ! Полицiя, кстати, находится на высотѣ и разкрываетъ терактъ рефлектирующихъ интеллигентовъ, въ чемъ ей помогаетъ одинъ еще рефлектирующiй интеллигентъ отошедшiй отъ погибающаго кружка, кстати въ силу финансовыхъ причинъ. (Идейно онъ въ общемъ со своими гибнущими товарищами.)
Какъ и въ большинство остальныхъ романовъ дуэта, неправильной, преступной срѣдой является Городъ. Более того, именно въ многоэтажной застройкѣ и произходитъ самое ужасное. Мысль, кстати, ни разу не марксистская, скорѣе ультраконсервативная, съ нацiоналистическимъ акцентомъ. На самомъ дѣлѣ, нами еще недооцѣнивается воля скандинавскихъ населенiй къ малоэтажности -- колоссальная, скажу я, воля. Далее, идея объ унифицированности и предопределенности "маргаринной литературы" и о ея тотальной нетерпимости къ литературѣ приличной -- понятно не нова и "прогрессомъ" не сильно пахнетъ.
И, увы, все произходитъ помимо существованiя Монархiи, коя упоминается лишь какъ сюжетъ для маргаринной литературы съ картинками. Также и религiя оказывается абсолютно не при чемъ. (Надо понимать, что это глубоко неправильно, хотя Швецiя одинъ изъ глобальныхъ лидеровъ по атеизму массъ.)
Добавлю сюда чеканный языкъ, возхитительный динамизмъ сюжета и очень недурственное качество перевода. Я рискну сказать , что мысль романа въ какой-то степени Христiанская -- честь личности важнѣе существованiя туловища личности. (Не будемъ забывать, что въ ряду Святыхъ есть немало тѣхъ, кои, невзирая на пагубность сознательнаго лишенiя сѣбя жизни и непрiятностей для близкихъ, своею волей выбирали смѣрть. Порой и сами лишали сѣбя жизни, чтобы не осквѣрниться. Я прошу не считать данный statement пропагандой суицида, естественно. ) Невзирая кое на какую назидательность, да собственно и на м.б. излишне лѣвый background авторовъ, читать надо, и не разъ .
вообще
про то какъ понимать литературу см. у меня тутъ .