Акт Архиерейского Собора РПЦЗ о прославлении в лике святых Митрополита Филарета (Вознесенского)

Nov 20, 2018 22:36




Акт Архиерейского Собора

Русской Православной Церкви Заграницей

о прославлении в лике святых приснопамятного Митрополита Филарета, Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей

В понедельник, 11/24 ноября 2008 г., в день памяти мучч. Мины, Виктора и Викентия и Иконы Божией Матери «Иверской-Мироточивой» Монреальской, мы, архиереи Русской Православной Церкви Заграницей, собравшиеся на Архиерейский Собор в г. Монреале (Канада), ознакомились с материалами, связанными с житием и деяниями Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета (Вознесенского), третьего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви.

Вопрос прославления возник в 2004 году, когда к Архиерейскому Собору обратилась большая группа верующих нашей Церкви из разных стран с пожеланием общецерковно прославить Приснопамятного Митрополита Филарета в лике святых. Тогда же на Соборе в связи с этими пожеланиями была создана Синодальная комиссия по подготовке его прославления. На Архиерейском Соборе в марте/апреле 2008 г. был утвержден новый состав этой комиссии, под председательством Преосвященного Епископа Владимира Сан-Францисского и Западно-Американского, которой было поручено собрать материалы для прославления и представить отчёт к следующему Архиерейскому Собору.

Результатом деятельности Синодальной комиссии явилась, на основании собранных материалов, заключение о святости приснопамятного Митрополита Филарета. В связи с этим, членами комиссии была составлена служба Святителю, написана ему икона и предпринята работа по составлению подробного жизнеописания.

Их этих материалов явствует, что почитание приснопамятного Владыки Митрополита начало созревать в недрах нашей Церкви уже давно, еще в бытность его в Китае и усилилось более, когда он стал Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви.

Рассмотрим теперь главные причины, вызвавшие почитание Митрополита Филарета верующими, не только в русском рассеянии и в Отечестве, но и в других странах:

1.                   Жертвенная пастырская деятельность Святителя на ниве Христовой еще в Харбине: помощь его страждущим и обремененным и словом и делом. На его службы люди, желая послушать его проповеди и получить наставления и советы, приходили не только из Харбина, но и приезжали из других городов. Слава о его благочестивой жизни и силе молитв разнеслась по всей Маньчжурии. После его богослужений всегда образовывалась целая очередь жаждущих не только его наставлений и молитв, но и бедных, прослышавших о его доброте, милосердии и нищелюбии. Часто, желая помочь обездоленному, он, за неимением денег, отдавал необходимые ему самому личные вещи. Он был поистине «всем для всех» (I Кор. 9, 22).

2.                   Исцеления, происходившие по молитвам Святителя (о некоторых из них сообщала «Православная Русь», например, в № 1 за 2006 г.). Имеются также свидетельства духовных чад Митрополита о его прозорливости. Многие из них признавали Митрополита Филарета как великого молитвенника.

3.                   Особым попечением Святителя были дети и молодежь, которым он всегда уделял много времени, проводя с ними занятия Закона Божия, беседы на религиозные и прочие темы. За свою проповедническую деятельность верующие его называли «Дальневосточным Златоустом». Владыка стяжал особый дар утешения скорбящих.

4.                   Особенно примечательно исповедничество Митрополита Филарета. Так, в годы японских гонений на православных, когда власти заставляли их поклоняться языческой богине Аматерасу, Святитель, претерпев страшные, нечеловеческие пытки, побои и издевательства, заступничеством свят. Николая Чудотворца, с помощью Божией, идолу не только не поклонился, но чад своих от поклонения отвратил, что и вызвало озлобление японских властей, хотевших его предать смерти. Следы повреждений остались навсегда на лице Святителя.

5.                   Также, в период коммунистического нашествия в Китае, Святитель был одним из немногих в своей епархии, кто отказался поминать советскую власть и московского патриарха, несмотря на вынужденную и формальную от него зависимость и, более того, в своих проповедях он громогласно обличал нечестие безбожной власти и неверность Христу, особенно в лице иерархов, созданной ею марионеточной советской церкви. Служил он также, несмотря на запрет, панихиды по Царственным мученикам. За эти действия ему было запрещено одно время проповедовать, также он был сослан на два года в дальний монастырь. Коммунистические власти неоднократно вызывали его на многочасовые допросы, подвергали побоям и издевательствами и, в конце концов, желая его погубить, подожгли его келью, когда он спал. Получив большие ожоги, исповедник чудом остался жив. Исповедничество архим. Филарета стало известно и в Русской Зарубежной Церкви и вызвало высокую оценку ее Первоиерарха Митрополита Анастасия, который делал все возможное, чтобы вызволить исповедника из коммунистического Китая.

6.                   Став промыслительно Первоиерархом Зарубежной Церкви, Митрополит Филарет продолжил свою исповедническую деятельность уже в рамках всей Православной Церкви. Так, он уже в первые годы своего первоиераршества бесстрашно выступил на весь мир против утверждающейся экуменической ереси, опубликовав с этой целью, кроме открытого письма греческому архиеп. Иакову, поборнику экуменизма, три «Скорбных послания» Константинопольскому патриарху, лидеру экуменического движения. Причем, почти двадцатилетняя антиэкуменическая деятельность Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей выразилась в 1983 году соборно принятой анафемой на эту всеересь.

7.                   Выступал также Первосвятитель с обличением расколов, происшедших в Зарубежье, учиненных митроп. Евлогием и американскими лжеавтокефалистами, уча, что нужно различать истинную Церковь от групп от Нее отколовшихся. Протестовал он также против сослужений с клириками этих раскольнических групп, навлекая из-за этого негодования церковных либералов. Аналогичной позиции в отношении сослужений придерживался Святитель и в отношении клириков новостильных церквей.

8.                   Будучи ярым противником безбожной коммунистической идеологии и ее воплощения советской власти, решительно не признавал и ее порождение, т. наз. советскую церковь. Соответственно, Святитель не признавал ее руководителей, поставленных коммунистами, в качестве законных возглавителей Российской Православной Церкви. Истинною Русскою Церковью считал лишь Церковь Катакомбную, свободным голосом которой считал возглавляемую им Русскую Зарубежную Церковь. Отметим, что, в потаенной Церкви было установлено поминовение почитаемого катакомбниками зарубежного Первоиерарха.

9.                   Отвращаясь от экуменизма и модернизма во всех его проявлениях, Святитель шел навстречу пожеланиям греческих старостильников установить молитвенное общение с Русской Зарубежной Церковью, что и было сделано путем признания законности хиротоний одних и совершение хиротесии над другими.

10.                Многоразличная первосвятительская деятельность Митрополита Филарета на ниве Христовой, прославившего в том числе целый сонм новых Святых в Земле Российской Просиявших: св. прав. Иоанна Кронштадтского, преп. Германа Аляскинского, блаж. Ксении Петербургской и свв. Новомучеников и Исповедников Российских, ознаменовалась после последнего прославления явлением в Русской Зарубежной Церкви чудотворной Иконы Божией Матери «Иверской-Мироточивой» Монреальской, причем, ее хранителю было видение, в канун кончины Святителя, в котором Митрополит Филарет в тяжелейших условиях нес свой первосвятительский крест и который после него взял следующий Первоиерарх, Митрополит Виталий.

11.                Строго православная позиция Святителя в отношении современных церковных вопросов, обусловленная хорошим знанием Митрополитом Филаретом св. Отцов, отнюдь не утратила доныне своей актуальности и важности. Его мнения являются в пагубный век Апостасии важнейшим указанием для всех, стремящихся остаться в Истине, и дают им верное направление среди путаницы, фальши и подделок, которыми так богата современная церковная жизнь.

12.                Святитель вел поистине аскетический образ жизни, спал по 2-3 часа в сутки, пищу принимал по монашескому уставу в самом умеренном количестве, был кроток, молчалив, незлобив, уступчив, особенно, если дело касалось второстепенных вещей, и неумолимо тверд, если дело касалось вещей принципиальных и важных с точки зрения церковной правды, при этом старался никогда не вмешиваться в чужие разговоры и никого не критиковать и не осуждать.

13.                Митрополит Филарет был не только в плане личного благочестия изрядным делателем евангельских заповедей, но и «ратоборцем» (по слову Митрополита Анастасия) за Истину Христову, неутомимым стражем чистоты Православия. При этом, будучи пламенным ревнителем церковной правды и поборником соблюдения св. Канонов, Святитель отвращался от ревности не по разуму в том смысле, что православному христианину необходимо бороться против зла и неправды, но не воздавать злом самому грешнику. Также известно его мудрое суждение о наличии благодати в Московской патриархии: «Наша Церковь мудро не определяла есть ли там благодать. Мы знаем где есть истина и где есть благодать, так что не надо увлекаться вопросами где ее нет. Мое личное мнение это то, что благодати нет в Московской Патриархии».

14.                Благочестивая жизнь, ревностная забота о пастве, исповедническая деятельность Митрополита Филарета вселенского масштаба получили явное признание не только у верующих в Отечестве и в рассеянии сущих, но у Господа Бога, выразившееся в полном нетлении его мощей и облачения, о чем показало открытие его гроба и его перезахоронение в начале ноября 1998 года, в 13-ю годовщину кончины Святителя.

Список деяний Святителя можно было бы продолжать и далее, но уже приведенное позволяет свидетельствовать о неоспоримой святости Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета, явно угодившего Господу.

Поэтому, Архиерейский Собор, не сомневаясь в его святости, постановляет:

1.                   Прославить в лике Святых Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского, Первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви, как Святителя и Исповедника.

2.                   Прославление Святителя совершить 10/23 августа 2009 года в Синодальном храме Свято-Преображенского скита в Мансонвилле (Канада) и одновременно в храме Свят. Иоанна Шанхайского г. Киева (Украина).

3.                   Память Святителя Филарета Исповедника устанавливается 8/21 ноября в день его праведной кончины. Службу ему совершать накануне, 7/20 ноября в один день с памятью почитаемых Святителем новосвященномучеников Митрополитов Кирилла Казанского и Иосифа Петроградского, основателей Катакомбной Церкви. Этот день также совпадает с годовщиной принятия важного и пророческого Постановления за № 362 («нового Канона Русской Церкви») Св. Патриарха Тихона, дающего каноническое основание существованию Истинной Церкви в России (катакомбной и зарубежной Ее части) в условиях отсутствия Центральной Церковной Власти.

4.                   Поручить Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви Заграницей оповестить клир и паству о предстоящей канонизации Святителя Филарета, разработать порядок ее проведения (в соответствии с чином, принятым в Русской Зарубежной Церкви) и предоставить возможность всем приходам заранее обзавестись службой и иконой Святителя.

5.                   Архиерейский Собор призывает свой клир и паству заблаговременно усердной молитвой подготовиться к этому важному торжеству, для чего, по крайней мере, за месяц до прославления надлежит во всех храмах нашей Церкви совершать после литургии заупокойные литии по приснопамятном Митрополите Филарете, в надежде упования о том, что и нас Господь предстательством святителя Своего «помилует и спасет, яко Благ и Человеколюбец». Аминь.

Председатель Архиерейского Собора:    + Епископъ Владимiръ

Члены Архиерейского Собора:                 + Епископъ Викторъ
                                                                             + Епископъ Алексiй

Секретарь Архиерейского Собора:            + Епископъ Анастасiй


Previous post Next post
Up