Два представления о Церкви Христовой (или мой отклик на «Комментарий» двух епископов) -5-

Jul 05, 2013 00:02


Хочется надеяться, что ничего хорошего из очередной попытки произвести реформы у них не получится, как ничего путного не получилось у предыдущих реформаторов РПЦЗ: бостонцев, матфеевцев, а затем и у бывш. епископов А. Орлова и В. Пивоварова.




Словно по поводу этих реформаторов писал о. Серафим (Роуз) следующее: «со временем “сверхправильные” усилят свое влияние и устроят великий раскол, этакий путч внутри Церкви, однако успехом он не увенчается, и кончат бунтари маленькой, закосневшей в своих догмах сектой, и никакого влияния у них уже не будет».


Часть 2




Согласно второму представлению - кафолическому или вселенскому (которое разделяю и я), «Церковь является единой, святой, соборной и спасительной. Она едина по своему началу и основанию, по своему устройству, внешнему (делению на пастырей и пасомых), внутреннему (соединение всех верующих в Иисуса Христа, как истинной Главе Церкви)... Она свята по своему началу и основанию; по своему назначению, по своему устройству (Глава её есть Всесвятый Господь Иисус; в ней пребывает Святой Дух со всеми, освящающими нас, благодатными дарами; и ряд других). Она соборная, иначе кафолическая или вселенская по пространству (предназначена обнимать всех людей, где бы они ни обитали на земле); по времени (предназначена приводить к вере во Христа и существовать до скончания века); по своему устройству (учение Церкви может быть принято всеми людьми, образованными и необразованными, не будучи связано с гражданским устройством и, следовательно, ни с каким определенным местом и временем). Она апостольская по своему началу (поскольку Апостолы первые прияли власть распространить христианскую веру и основали много частных церквей); по своему устройству (Церковь ведет свое начало от самих Апостолов чрез непрерывное преемство епископов, учение свое заимствует из писаний и преданий апостольских, правит верующими по правилам святых апостолов)» (Изложение догматов Православного догматического богословия по книге: «Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия», М.А.Л., М., Синодальная типография, 1913.).

Итак, кафоличность Церкви Христовой является догматом - обязательным признаком её истинности. В чём же она на практике выражается?

В классическом варианте в признании Первоиерархом данной церковной организации глав Восточных Церквей и соответственное признание этими главами этого Первоиерарха, т. е. в единстве всех автокефальных Церквей.

В наше апостасийное время, чтобы не участвовать в чужих грехах, приходится ревнителям чистоты Православия отгораживаться от отступления, происходящего в поместных Церквах, и воздерживаться от молитвенного и евхаристического общения с отступающими. И как реакция на это отступление образовались истинно-православные церковные организации в России, Греции, Румынии, Болгарии. Но это ограждение ни в коем случае не является расколом со Вселенской Церковью, но мерой предосторожности (защитой от заражения) в надежде на исправление отступающих, наконец, свидетельством истины Православия или «спасительным тормозом» в их дальнейшем скольжении, по меткому слову Архиепископа Серафима (Дулгова).

Церковная организация, которая разрывает связь с Единой Вселенской Церковью, тем, что отрицает Таинства, в ней совершающиеся, становится самодостаточной сектой. Сделать это можно лишь только в том случае, если поместные Церкви официально (явно) изменят православный Символ веры, т. е. изменят догматы или примут, как обязательное для всех вероучение, анафематствованную на вселенском уровне ересь. Если же в Церкви внедряется какое-то новое сомнительное учение (лжеучение), то оно и его носители должны быть также анафематствованы на вселенском уровне.

В случае всеобщего отпадения, Вселенским Собором может являться Собор всех епископов, оставшихся верными истине. Как писал Архиепископ Феофан Полтавский, «Истинно Вселенский Собор зависит не от количества собравшихся епископов, а оттого, будет ли от мудрствовать или учить “Православно”. Если же отступит от истины, он не будет вселенским, хотя бы и назвал себя именем вселенского» (http://www.belmagi.ru/russia/30priznaki2.htm). И локальное осуждение новой ереси может являться лишь базой для осуждения вселенского.

К примеру, арианская ересь (и её конкретные носители) сначала были анафематствованы на местном уровне свт. Александром Александрийским, и затем позже, когда ересь стала как рак распространяться дальше по всей Вселенской Церкви, она была предана анафеме Первым Вселенским Собором.

В применении к нашему случаю, самочинное и самопроизвольное признание зилотами всех поместных Церквей безблагодатными, а себя единственными носителями истины, является, без сомнения, ярко выраженным сектантским признаком - нарушением догмата о Церкви и сужением её до размеров своей карликовой юрисдикции.



1997 г. Леснинский монастырь. Митрополит Виталий, прот. Михаил Арцимович, диак. Андрей Меясу

Вот поэтому, РПЦЗ никогда ничего подобного не заявляла, и своей анафемой на экуменизм самочинно не отлучала поместные организации от Православия, а её Первоиерарх, Митрополит Виталий в 1997 г. публично напомнил в Леснинском монастыре перед пастырями Западно-Европейской епархии о поминовении им за Богослужениями Восточных Патриархов, которых он считал «поскользнувшимися», но ещё не отпавшими. А также заявил, что глав поместных Церквей, участвующих в экуменическом движении, должен судить только законный будущий Вселенский Собор, а не Зарубежная Церковь, неимущая такую власть и право. И все главы поместных Церквей, несмотря на происки Советской власти и подвластной ей иерархии МП, признавали де-факто каноничность Русской Зарубежной Церкви.

Таким образом, РПЦЗ, храня истину, никогда не разрывала связь со Вселенской Церковью, порицая при этом отступление некоторых её членов от чистоты Православия. И, более того, РПЦЗ, несмотря на распространение экуменизма, имела прямой выход во вселенское пространство, сохраняя многие годы молитвенное общение с Иерусалимской и Сербской Церквами.

*****

По учению св. ап. Павла Церковь Христова является Телом Богочеловека Христа, Который является её Главой и Раздатчиком благодатных даров - св. Таинств, необходимых для спасения уверовавших в Него.

И эти св. Таинства подаются православным христианам Богом Отцом через Иисуса Христа Духом Святым в Единой Вселенской Православной Церкви.

«Все люди призываются быть членами Церкви, но не все суть её члены на самом деле. К Церкви принадлежат только те, которые крестились. Те, которые согрешили, но исповедуют чистую веру Христову, также принадлежат к Церкви, лишь бы они не сделались отступниками. Отступники, еретики, отщепенцы (или раскольники) невидимым действием суда Божия отсекаются как мертвые члены» (Изложение догматов Православного догматического богословия по книге: «Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия», М.А.Л., М., Синодальная типография, 1913.).




Из Священного Писания известно, что у Христа может быть только одно видимое Тело - Вселенская Православная Церковь и св. Таинства являются её принадлежностью. Те еретики и отступники, которые были отсечены законным судом Православной Церкви или отделились от неё сами, к ней уже не принадлежат, и в их церковных организациях спасительных Таинств нет. Те отступающие от чистоты Православия (например, экуменисты), которые позиционируют себя как православные и от единства церковного сами себя не отделяют (как это сделали римо-католики, протестанты, монофизиты и т. д.), и ещё не отсечены церковным вселенским судом (т. к. время суда для них ещё не пришло), оставаясь в видимых церковных организациях «мертвыми членами», отсекаются от Тела Христова (мистического Организма) «невидимым действием суда Божия». И через этих служителей недостойных (пока они законно не отсечены судом от видимой церковной организации) подаются ради спасения верных св. Таинства.

Иллюстрацию, почему это так (т. е., что церковная организация состоит не из одних только «чистых», но и из принимающих, то или иное лжеучение, но ещё не осуждённых законным судом), можно найти в святоотеческом толковании Евангельской притче о плевелах (Мф. 13: 24-30 и 13: 36-43), в которой говорится о том, что Царство Небесное, «то-есть земная церковь, основанная Небесным Учредителем и приводящая людей к небу, подобна человеку, посеявшему доброе семя на поле своем» (Архиепископ Аверкий). И «Целый мир, вся земля, все народы - вот обширное поле для этого сеяния: поле есть мир, по которому распространится Его вселенская Церковь» (Еп. Мефодий. Святоотеческое толкование на Евангелие от Матфея - http://www.lepta-kniga.ru/ncd-0-49-1138/gospel.html).




Господь в этой притче уподобил Себя «человеку», посеявшему на «своём» вселенском «поле» «пшеницу» или «доброе семя» - «сыны Царствия», а «враг его» - дьявол, посеял на этом же поле, т. е., фактически, в структуре земной Вселенской Церкви, между «пшеницей» «плевелы» - «сыны лукавого».




По изъяснению св. Иоанна Златоуста под «плевелами» надо понимать «еретиков», лжеучителей, «еретические сонмища» (являющихся до соборного отсечения членами земной Церкви - ипд.ВК). Ибо «Таково одно из ухищрений дьявола, что он к самой истине всегда примешивает заблуждение, прикрашивая его разными подобиями истины, чтобы тем легче обмануть легковерных. Вот почему и Господь называет посеянное врагом не другим каким семенем, а плевелами, которые с виду походят несколько на пшеницу… Нечто подобное случилось в начале христианства. Многие предстоятели церквей, введя в них людей лукавых, скрытных ересеначальников, тем самым открыли дьяволу легкий путь для совершения своих козней. После того, как он всеял такие плевелы, ему нечего было уже и трудиться... И не в этих только, но и в последующих словах Господь продолжает с точностью описывать поведение еретиков. «Когда взошла зелень, - говорит Он, - и показался плод, тогда явились и плевелы». Так действуют и еретики. Сначала они себя прикрывают; когда же приобретут смелость и получат полную свободу слова, тогда и изливают яд… Заметь также усердие слуг: они сейчас же готовы выдергать плевелы… Что же отвечает им господин? … Он останавливает их в исполнении предпринятого намерения, по следующим двум причинам: во-первых, для того, чтобы не повредить пшеницу; а во-вторых, потому что все неисцельно зараженные сами по себе подвергнутся наказанию. Поэтому, если хочешь, чтоб они были наказаны, и притом без повреждения пшеницы, то ожидай определенного к тому времени. Но что разумел Господь, сказав: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы»? Или то, что принявшись за оружие и убивая еретиков, неминуемо истребите с ними многих святых; или то, что многие из этих самых плевел могут перемениться и сделаться пшеницею… Итак, Господь не запрещает обуздывать еретиков, заграждать им уста, сдерживать их дерзость, нарушать их сходбища и заговоры; но запрещает их истреблять и убивать… должно щадить плевелы, доколе они растут подле пшеницы, потому что для них возможно еще стать пшеницею. Если же еретику случится умереть без всякого плода, то необходимо постигнет его неизбежное наказание» - будет отсечен «невидимым действием суда Божия» от Тела Христова (Беседы св. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея - http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Zlatoust/tolk_51=46).

Какой же вывод можно сделать из толкования этой притчи?

Во-первых, что видимая Единая Вселенская Православная Церковь (несмотря на то, что она состоит из независимых административно автокефальных Церквей) сравнивается Спасителем с единым «полем», на котором «плевелы» (ереси, лжеучения и отступления всех родов, включая и фанатичное «безблагодатничество») «растут подле пшеницы» (среди неповрежденного Православия).

Что как только Господь посеял хорошие семена, так сразу же дьявол стал сеять между ними сорную (еретическую) траву, и всё это начинает переплетаться между собой. Поэтому, видимая церковная организация в реальности не состоит только из «чистых» и «святых» членов - «пшеницы». Но также и «плевелы» являются её членами, правда, мертвыми с точки зрения мистического Организма, преждевременное выдирание которых (особенно занимающих то или иное иерархическое положение) может повредить саму церковную организацию и препятствовать произрастанию «пшеницы», для блага которой Господь использует и гнилые сосуды, и ржавые трубы, не отсечённые ещё судом Церкви.

Следовательно, Господь подает Свои спасительные, благодатные Таинства не в зависимости от «чистоты», «святости», «истинности» той или иной церковной организации (т. е. каждой отдельно), но для всей Вселенской Церкви в целом. Другое дело, что для «плевел» (отступающих от чистоты Православия) они идут в «суд и осуждение», а для «пшеницы» (верующих православно) во спасение. И «Нужно, как писал в своём “Догматическом богословии” о. Михаил Помазанский, различать “действительность” таинства (т. е. то, что оно само по себе есть благодатная подлинная сила) от “действенности” таинства (т.е. от того, насколько принимающий таинство удостаивается его благодатной силы).

Также, что становление ереси, это - процесс, и необходимо дождаться определённого момента её созревания, т. е. когда она войдет в явное противоречие с истиной, и появится возможность законному суду Церкви отделить одно от другого, потому что «плевелы», когда они молодые, очень похожи на «пшеницу» (и корни их переплетены) и, выдирая плохое, можно по неосторожности испортить и хорошее.

Во-вторых, Господь не одобрил в отношении удаления «плевел» нетерпеливую «ревность не по разуму»: «Слуги, осмотрев поле, предлагают хозяину вырвать плевелы. Кто же эти слуги? Это - люди, ревнующие о Господе, но не знающие, “какого они духа“, - люди, подобные тем двум ученикам, которые хотели низвести огонь на негостеприимное самарянское селение. Их вопрос: откуда плевелы? - изображает то смущение, удивление, недоумение, которое особенно сильно тревожило сердца ревнителей веры в первые века христианства при виде горьких смут от еретиков, волновавших Церковь Божию своими лжеучениями. Откуда в ней эти ереси и расколы? Господь отвечает на эти недоумения: враг это сделал; в нем едином источник всех этих зол, он всюду сеет плевелы»

Но почему Господь запрещает способ борьбы со злом, предлагаемый «ревностными не по разуму» (например, нерассудительно признать все отступающие поместные Церкви безблагодатными)?

«Во-первых, потому, что, истребляя еретиков и явных грешников, легко можно погубить с ними и праведных; во-вторых, потому, что никто, кроме единого Бога Сердцеведца, не может безошибочно отличить лицемера от праведника; в-третьих, потому, что многие из грешников еще могут перемениться и сделаться праведниками: “многие, - говорит блж. Августин, - исправляются, как Петр; многие терпимы, как Иуда; многие не обличаются до пришествия Господа, Который осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные помышления”; в-четвертых, для того, чтобы научить Своих терпению; в-пятых, чтобы показать грешникам Свое великое милосердие и тем оправдать строгость Своего правосудия, и в-шестых, чтобы дать случай праведными скорбями от грешников заслужить венец блаженства…

Итак, “Церковь до конца веков будет совмещать в себе добрых и злых, без вреда для добрых, - говорит блж. Августин. - Если и оказываются в Церкви плевелы, то это не препятствует нашей вере и любви; усматривая плевелы в Церкви, мы не должны от неё отпадать. Нам должно только стараться самим быть пшеницей, чтобы, когда пшеница будет собираема в житницы Господа, наши труды и попечения не остались бесплодными”» (Еп. Мефодий. Святоотеческое толкование на Евангелие от Матфея - http://www.lepta-kniga.ru/ncd-0-49-1138/gospel.html).

Из «Комментария» видно, что вышеупомянутым епископам, по-видимому, не знакомо святоотеческое (по совокупности) толкование притчи о «плевелах» и они называют его там ошибочно «киприанизмом»: «В “плевелах” и “пшеницах” подразумевается мiр, но никак не Церковь, автор, сторонник киприанизма, никак не может этого понять: поле есть мiр; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого (Матф. 13, 38)». Епископы не могут понять очевидное, что «плевел сеятель» сеет их в видимой Церкви, которая находится на земле, и к которой принадлежат внешне и грешники, включая последователей лжеучений (кстати, «безблагодатничество» также является лжеучением, искажающим догмат о Церкви).
Об этом писал и свт. Феофан Затворник в «Мыслях на каждый день года»: «Плевелы - это в Церкви ереси и расколы, а в каждом из нас худые помыслы, чувства, желания, страсти» (http://www.bible-center.ru/book/thoughts/week5pentecost/tuesday).

Или другой пассаж из «Комментария» двух епископов: «Киприановская терминология о “плевелах” и “пшенице” извращает объяснение Спасителя о поле, которое Он определил как “мiр”, а не как Церковь: “поле есть мiр; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукаваго” (Матф. 13, 38). Автор принимает эту ересь киприонитов…».

И ещё одно обвинение в мой адрес: «Автор постоянно путает догматические положения учения Православной Церкви с нравственной оценкой людей, пребывающих в ней, и на этом основан его “метод” доказательства его заблуждений».

Так вот, к сведению зилотов «плевелами» св. Иоанн Златоуст назвал в первую очередь «еретические сонмища», «еретиков», лжеучения, а не грехи против нравственности (хотя и не исключал последние из списка). И это следует из приведённого выше места из его Беседы 46 (Творения. Т. 7. К. 2. С. 481-483): «здесь же разумеет еретические сонмища. Чтобы ученики не смущались и этим, Христос, после того как объяснил им, для чего говорит притчами, предсказывает и об еретиках». И в притче, как показано было выше, говорится о том, чему подобна земная (находящаяся на земле) Вселенская Церковь.




Как писал протопресвитер Михаил Помазанский, «Святость Церкви не затемняется вторжением мира в Церковь или греховностью людей. Все греховное и мирское, вторгающееся в церковную сферу, остается чуждым ей и предназначено к отсеиванию и уничтожению, подобно сорным травам в посеве. Мнение, будто Церковь состоит из одних праведников и святых, людей безгрешных (напомню, что Апостол Павел причислял ереси к плотским грехам - ипд.ВК), не согласуется с прямым учением Христа и Его апостолов. Спаситель сравнивает Церковь Свою с полем, на котором пшеница растет вместе с плевелами, - с неводом, извлекающим из воды и добрую рыбу и негодную. В Церкви есть и добрые рабы и худые (Матф. 18:23), девы мудрые и юродивые (Матф. 25:1)… Но есть предел, который если преступят его грешники, то, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия… Святость Церкви несовместима с лжеучением и ересями. Поэтому Церковь строго блюдет чистоту истины и сама исключает из своей среды еретиков» («Православное догматическое богословие». Гл. «Свойства Церкви»).

- С этим всё ясно, вопрос заключается только в том: когда и как Церковь исключает еретиков из своей среды?

Схема появления «плевел» между «пшеницей» всегда одна и та же (история Церкви и Жития Святых сполна иллюстрирует это): в какой-то момент Церковь восточная начинает возмущаться какой-либо ересью, т. е., внутри видимой церковной организации появляется лжеучитель (часто, занимающий высокое иерархическое положение), который начинает распространять повсюду свой яд, от которого постепенно заболевают нетвердые в православной вере. Еретики постепенно набирают силу, заражают лжеучением представителей власти, захватывают начальственные в Церкви должности, изгоняя с них православных. Иногда проходит значительное время, пока созреет ересь и восстанут её противники, и после этого создадутся условия для её соборного осуждения (например, после смерти императора, её поддерживающего). И тогда непременно на Вселенском Соборе эта ересь вместе с её исповедующими предается анафеме (отлучению от Церкви). И только после этого соборного и персонального акта отсечения, «плевелы» становятся чуждыми видимой Вселенской Церкви и называются тогда осуждёнными, отпавшими еретиками. А до этого законного осуждения и извержения их нужно считать еретиками ещё неосуждёнными, и находящимися до поры до времени в видимой церковной организации.

Продолжение: Часть 6
Previous post Next post
Up