И чтобы быть «втянутым» в этот таинственный «живой Организм», уверовавший во Христа должен оцерковиться, т. е. поступить на «переработку» в «лабораторию Божию».
«“Оцерковить” свою жизнь это значить - ЖИТЬ С ЯСНЫМ И ГЛУБОКО-УБЕЖДЕННЫМ СОЗНАНИЕМ, ЧТО ТЫ ЯВЛЯЕШЬСЯ ЧЛЕНОМ ТЕЛА ХРИСТОВА, ОДНИМ ИЗ ТЕХ ЖИВЫХ КАМНЕЙ, ИЗ КОТОРЫХ ПОСТРОЕНА ЦЕРКОВЬ. И ЖИТЬ ТАК, КАК ЭТОГО ТРЕБУЕТ ТАКОЕ СОЗНАНИЕ, чтобы не стать негодным членом, который отсекается от тела, камнем, выпавшим из постройки, или по образному сравнению Самого Господа Иисуса Христа, ветвью засохшею, которая как не приносящая плода, отсекается от виноградной лозы и бросается в огонь, где и сгорает (Ин. 15, 1-6). Вот для того, чтобы не испытать такой горькой участи и не погибнуть навеки, необходимо “оцерковить” свою жизнь: необходимо не только “числиться” в Церкви, но и “жить” в Церкви, быть в полном смысле слова ЖИВЫМ ЧЛЕНОМ ЦЕРКВИ, УЧАСТВУЮЩИМ В ОБЩЕЙ ЖИЗНИ ЦЕРКВИ, КАК ТЕЛА ХРИСТОВА, КАК ЕДИНОГО ЦЕЛЬНОГО ОРГАНИЗМА» (Архиеп. Аверкий (Таушев). «Оцерковление жизни. Практические указания». Т. 1, стр. 230)».
Что нет другого пути кроме выше указанного, подтвердил другой известный богослов - прп. Иустин (Попович), задавший вопрос на эту тему и ответивший на него.
«Как можем мы держаться Главы - Христа?
Живя Его святыми мыслями, святыми чувствами, святыми силами, святыми благовестиями; исполняя Его святую волю, выраженную в Святом Евангелии; руководствуясь Им во всей жизни. Другими словами, держимся мы Главы тогда, когда всем существом бытийствуем в Его теле и всецело живём Его жизнью» («Догматика Православной Церкви». Т. 3).
*****
Теперь, после необходимого введения можно ответить на поставленный выше вопрос, и выяснить в какой связи находятся «Церковь», как видимая, земная, вполне рациональная, человеческая «организация», и «Церковь», как иррациональный, видимый лишь духовными очами веры Богочеловеческий «Организм» (эта «Все-тайна Божия»).
«В видимой церкви (организации), отвечал на этот вопрос св. новмч. Михаил, находятся, по словам митрополита московского Филарета, невидимое Тело Христово, или невидимая Церковь, Церковь “славная, не имущая скверны, или порока, или нечто от таковых” (Еф. 5, 27), которой “вся слава... внутрь” (Пс. 44, 14) и которой, поэтому, мы чисто и раздельно не видим...
Хотя в земной жизни христианского человечества церковь-организация и Церковь-Организм и являются нередко противоположными друг другу и как будто себя взаимно исключающими (например, в эпоху активного распространение ереси или в эпоху Апостасии), однако в действительности они неотделимы друг от друга: о них можно сказать, что они неслиянны и нераздельны» (Письмо 18).
«Конечно, дополнил эти мысли протопресвитер Михаил Помазанский, есть различие между Церковью Христовой на земле и Церковью святых на Небе: члены земной Церкви ещё не являются членами небесной.
По этому поводу “Послание Восточных Патриархов” (17 век), в ответ на учение кальвинистов о единой невидимой Церкви, так формулирует православное учение о Церкви: “Веруем, как и научены верить, в так именуемую, и в силу вещей таковую, то есть Святую Вселенскую Апостольскую Церковь, которая объемлет всех и повсюду, кто бы они ни были, верующих во Христа (т. е. в независимости от нахождения в той или иной «организации»), которые ныне находясь в земном странствовании, не водворились ещё в отечестве небесном. Но отнюдь не смешиваем Церкви странствующей с Церковью достигшей отечества, потому только, как думают некоторые из еретиков, - что та и другая существует, что обе они составляют как бы два стада одного Архипастыря Бога и освещаются одним Святым Духом. Такое смешение их неуместно и невозможно; поскольку одна воинствует и находится ещё в пути, а другая торжествует уже победу, достигла отечества и получила награду, что последует и со всей Вселенской Церковью”.
Земля и небесный мир - это две разные формы бытия: там бестелесность, - здесь телесная жизнь и физическая смерть; там - достигшие, здесь - ищущие достигнуть; здесь - вера, там - лицезрение Господа; здесь - надежда, там - исполнение.
И, тем не менее, нельзя представлять существование этих двух областей, небесной и земной, совсем раздельным. Если мы не достигаем святых небесных, то зато святые достигают нас. Как изучивший всю науку владеет её началом, как полководец, вошедший во внутрь страны, обладает её пограничной частью: так достигшие неба имеют в своём обладании пройденное ими и не перестают быть участниками жизни воинствующей Церкви» («Православное Догматическое Богословие», с. 148).
Из всего приведенного выше можно сделать вывод, что границы видимой, рациональной «церкви-организации» нетождественны очертаниям невидимой, мистической, иррациональной «Церкви-Организма», как Богочеловеческого «Тела Христова», которому «Глава Христос». При этом неслиянные и нераздельные «Организм» и «организация» находятся в состоянии таинственного (мистического) взаимодействия. А точнее, таинственный Богочеловеческий «Организм» существует на базе земной, Вселенской «Церкви-организации», черпает из Неё (из всей Вселенской Православной Церкви, а не только из какой-то Её части) подходящий «материал» для своего возрастания.
Причём, в благоприятные периоды, когда «Церковь-организация» давала обильный и богатый урожай для «Тела Христова», казалось, что Она уже почти что слилась с «Организмом» (как, например, первохристианская община) в единое целое. Чего совсем нельзя сказать в эпохи усиленного борения ересями и, особенно, в нашу бедственную «материалами» эпоху Отступления, когда «поле» «Церкви-организации» густо зарастает «плевелами», из-за которых бывает нелегко разглядеть «пшеницу». Поэтому, приведённые в данной работе мысли св. новмч. Михаила (Новосёлова), изложенные в трудный период для Российской Церкви, являются особенно ценными и актуальными для нашего, также неспокойного, предантихристового времени.
*****
Таким образом, «Церковь-Организм рождается, живет и возрастает в церкви-организации» (Письмо 18), но не для жизни земной, а для небесной.
И граница «Церкви-Организма» проходит преимущественно не через поместные Церкви, юрисдикции и Синоды, а через православные сердца, приуготовленные «церковной организацией» (поместными Церквами, юрисдикциями, Синодами) для вхождения в Богочеловеческий «Организм». И только находясь в «церкви-организации», верующие имеют возможность общения с Богом в таинствах, особенно Евхаристии, без которой невозможно войти в Его, Христа, «живой Организм» (исключением из этого правила являлись некоторые пустынники, которых непосредственно причащали Ангелы). Отсюда видно насколько велика роль «организации» в жизни мистического «Тела Христова».
Со своей стороны, «церковь-организация» предлагает «Организму» то, чем она сама в данный момент располагает, а избирает Господь, смотрящий в сердце человека.
Как писал новмч. Михаил, «не все члены церковной организации (“общества, носящего имя христиан” - по Хомякову) суть члены организма - Тела Христова, Которое вбирает в себя, втягивает таинственным способом лишь “избранных”». И «втягивает» их Христос в Своё «Тело» преимущественно посредством таинства Евхаристии (ибо, не мы, по сути дела, потребляем в себя «Тело и Кровь Христа», а «Тело» Богочеловека мистически всасывает нас в Себя). Поэтому, как говорил «“учитель Церкви, Николай Кавасила (XIV в.)”, “Церковь указуется Тайнами, как сердцем указуются члены, как корнем дерева - отрасли... Тайны суть Тело и Кровь Христа”». Другими словами, «“Тайнами означается Церковь” или, как писал ещё А. С. Хомяков: “Церковь же видимая не есть видимое общество Христиан, но Дух Божий и благодать таинств”». Или как он же тонко определил: «Церковь есть … единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати» (Письмо 2).
А посему неотъемлемой принадлежностью Вселенской Православной Церкви являются св. Тайны, которых не может быть вне Её. Она ими (точнее, св. Тайнами, достойно усвоенными разумными сосудами, стяжавшими в себя через это действие благодать) как бы очерчивается. И достойное принятие ими св. Таин говорит о том, что причащающиеся их приобщаются «Организму» (таинственно входит в Него), а при недостойном причащении («в суд и осуждение»), - также таинственно не допускаются невидимым «судом Божиим» в Него. К принятию св. Таин призываются все православные христиане, а избранными (которые имеют милость быть втянутыми в «Тело Христово») являются лишь достойно усвояющие Тело и Кровь Богочеловека.
В отношении состава этого таинственного и «живого Организма» можно сказать с определенностью лишь то, что туда (в небесную «Церковь Торжествующую») уже вошли св. Ангелы и прославленные Церковью святые и еще не прославленные, но открытые Богом, подвижники благочестия. В отношении других спасенных членов Церкви сказать что-либо определенное нельзя, кроме того, что их в «Теле Христовом» (Царствии Небесном) целый сонм. Правда, Господь посещал иногда избранных видениями, из которых также можно было узнать, что та или иная душа удостоилась спасения, т. е. вошла в Его «Организм».
Состав же земной Церкви Воинствующей (Вселенской, Православной) ещё более покрыт тайной, и никакое выявление видимых «границ» «церкви-организации» эту тайну не открывает, да и открыть не может в принципе, поскольку, «Церковь-организация», по сути дела, является лишь поставщиком «материалов», используемых для возрастания «Организма», а не сам «Организм». К тому же, члены «организаций», формально (видимо) оставаясь в них, могут неоднократно своими падениями отпадать и покаянием и достойным приобщением св. Таин вновь возвращаться в таинственную «лабораторию Божию».
И получается, что эти строительные «материалы» («избранные»), разбросанные по лицу всей вселенной и находящиеся в процессе соусвоения Христу, и составляют на время своего земного странствия к небесному отечеству Вселенскую Церковь, воинствующую с помощью небожителей с грехом и диаволом за Царствие Небесное.
А «Это значит, писал прп. Иустин (Попович), что Церковь есть своего рода “Богочеловеческая мастерская”, в которой люди посредством святых таинств и святых добродетелей обогочеловечиваются, соусвояются Христу, преображаются в богочеловеков по благодати, в христов по благодати, в богов по благодати. Всё здесь совершается Богочеловеком, в Богочеловеке, по Богочеловеку… Всё в Церкви наставляемо и руководимо Главою Церкви - Господом Иисусом Христом…
Через Святые Таинства и святую жизнь в святых добродетелях мы вочленяемся в одно тело во Христе» (прп. Иустин Попович «Догматика Православной Церкви». Т. 3).
О механизме созидания этого мистического, живого «Тела Христова» «в лаборатории Божией» писал свт. Феофан Затворник следующее: «созидаемое тело Церкви созидается на небе; с земли поступают только материалы, образуемые тоже небесными деятелями (т. е. с их помощью). Слово с неба проходит по земле и привлекает хотящих. Внявшие и последовавшие поступают, как сырцовый материал, в лабораторию Божию, в Церковь, и здесь переделываются по образцам с неба данным (соделываются по Апостолу “новой тварью во Христе” - 2 Кор. 5, 17). Переделанные, по исходе из этой жизни, переходят на небо и там поступают в здание Божие, каждый куда годен. Это идет непрерывно и, следовательно, дело Божие не стоит. Всеобщая торжественность христианства и не требуется для сего. Здание Божие созидается невидимо (т. е. духовно)» («Мысли на каждый день года»).
Причём, из набора «материалов», предлагаемого в данный момент «Церковью-организацией», невидимо избирается «материалы» для строительства только соответствующего качества (определяемые силой живой веры во Христа, «мерою святости») и их количество ограничено той же мерой. Как написано в Евангелии, «много званных, а мало избранных»; «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 22, 14; 7, 13-14).
«К церкви видимой (организации) можно принадлежать внешне, а к Телу Христову (Организму) - непременно внутренне, и мера принадлежности, определяемая мерою святости, обусловливает степень причастности человека Истине - Христу. Отсюда религиозный авторитет отдельной личности покоится в Православии - на её мистической связи с телом Церкви: чем глубже и подлиннее эта связь, тем сильнее и благонадёжнее авторитет» (Письмо 18).
«Основу, стержень, костяк этого Организма-Церкви, писал св. новмч. Михаил, составляют духовно-совершенные... Что касается немощных - “новоначальных”, то они в церкви-организации приуготовляются, так сказать, к переходу (таинственному, незримому) в Церковь-Организм, в Церковь - Тело Христово, чему содействуют усовершившиеся и укоренившиеся в Теле Христовом... Итак, мера святости определяет силу связи христианина с Телом Христовым... Церковь мыслит человека, обремененного грехами, как бы оторвавшимся от неё или, по крайней мере, ослабившим свой союз с нею, находящимся как бы в чине оглашенных, о которых Церковь за литургией и молится теми же словами, какими иерей о кающемся» (Письмо 2).
Кто же эти «духовно-совершенные»? «Всечеловеколюбивый Господь даровал и Апостолов, и пророков, и евангелистов, и пастырей, и учителей (а также современных подвижников благочестия) - “к совершению святых… для созидания Тела Христова” (Еф. 4, 11. 12)» (прп. Иустин Попович).
Из вышесказанного становится «Ясно, что русло Церкви, как живого, богочеловеческого организма, указуется и определяется, как сказано, не простым лишь преемством епископских кафедр (как ни существенна эта преемственность), не только видимой плотскими очами исторической церковной организацией (как ни необходима последняя для роста Тела Христова), не, тем более, линией соприкосновения этой организации с государством (линией, изменяющейся в зависимости и от церковной организации, и от государства), а “златой цепью”, звенья которой составляют духоносцы, друг-друго-приимательно получающие и передающие сокровища Духа Истины, не всегда члены церковной иерархии, но всегда и непременно причастники Тела Христова - благодатные насельники таинственного “дома Божия, который есть церковь Бога живаго, столп и утверждение истины” (1Тим.3:15)» (Письмо 18).
*****
Возникает вопрос: что же должна делать «церковь-организация», чтобы успешно выполнять свою задачу, а именно, снабжать «Церковь-Организм» «избранными» по «мере святости», «материалами», нужными для Его строительства (для роста Тела Христова)?
Очевидно, что для начала, она должна быть православной, законной (канонической), апостольской (сохраняющая в лице своей иерархии непрерывное апостольское преемство, т. е. не сектой, не самочинным сборищем, не расколом).
Но почему именно так?
Дело в том, что, «Природа Церкви, как Тела Христова, проявляется в канонах… Каноны - связующее звено между Церковью-Организмом и церковью-организацией». К примеру, «Одним из принципов является ненарушимость преемственности священноначалия и поставление низших высшими “без всякого же прекословия меньший благословляется большим” (Евр. 7:7), призыв к служению Церкви, а не самопоставление и захват власти. Лишь соблюдение этого правила даёт церковной власти богоустановленный характер и силу. Нарушение этого общего канонического положения разрывает связь между Телом Церкви и той организацией церковной, чрез которую связывает себя с этим Телом христианин» (Письмо 6).
Нелишне повторить, что христианин имеет связь с «Организмом» не сам по себе, а через «организацию», причём законную и каноническую (сохраняющую в лице своей иерархии апостольское преемство). Исключением из этого являлись некоторые пустынники, десятилетиями не видевшими лица человеческого и, по-видимому, не входившие в видимую конкретную «организацию».
Далее, такая «организация» должна всеми силами стараться сохранять неповрежденное Православие (истинную веру), выраженное, преимущественно, в догматах, канонах и обрядах, традициях, зафиксированных в Священных Писании и Предании, и с этой целью избегать впадения в ереси, нововведений (реформаций), вступающих с ними в противоречие. И если «организация» всё это сохраняет и показывает непременно достойные плоды благочестия в «лице своих иерархов», а через это и любовь между её членами, то она является истинной (православной) и со своей задачей (приготовлением «материалов» для «Тела») вполне справляется.
Истинная Церковь (как «организация»), это - та, писал Архиепископ Аверкий (Таушев), «которая учит подлинному неискажённому учению Христову и, вместе с тем, в лице своих иерархов даёт пример истинно-христианской жизни, - жизни духовной, “жизни во Христе”» («Верую во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Т. 2).
Но если иерархия, относящаяся к истинно-православной «организации», несмотря на формальное сохранение «неискажённого учения Христова», в своей жизни не показывает любовь и не даёт добрые примеры «жизни во Христе» (и, более того, погрязает в пагубных пороках и грубых плотских страстях), то такая «организация» вырождается в фарисейскую, и свою задачу как следует не выполняет. И тогда остаётся, как учил Спаситель: «всё, что они (новые фарисеи, погрязшие в лицемерии) велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23, 3).
И в этой связи возникает вопрос о роли церковных иерархов: «Какое место они занимают и какое значение имеют в ... церкви-организации и в Церкви-Организме?
Подобно всем православным христианам, писал св. новмч. Михаил, они непременно принадлежат к церкви-организации, даже больше - составляют в известном смысле стержень её; но это нисколько не обеспечивает их принадлежности к Церкви-Организму...
Иначе обстоит дело по отношению к церкви-организации: здесь иерархия является, как сказано, стержнем, без коего немыслима Церковь. А так как Церковь-Организм рождается, живёт и возрастает в церкви-организации, то отсюда с несомненностью вытекает бесспорное, неизмеримо-важное, можно сказать - абсолютное значение иерархии» (Письмо 18).
Таким образом, «абсолютное значение иерархии» указывает и на её колоссальную ответственность в деле подготовки «материалов» для домостроительства Божия. Причём, «Идеалом епископского служения» является «совпадение канонического авторитета с духовным» (Письмо 18).
Поэтому, загробная участь недостойных иерархов (как и священников), не подававших примеров истинно-христианской жизни (не справившихся со своей задачей), намного тяжелея участи язычников. Как сообщил череп языческого жреца авве Макарию Великому: «ниже нас (в аду) мука больше. Старец сказал: кто в ней? Череп: нам, не ведавшим Бога, оказывается хотя некоторое милосердие; но те, которые познали Бога и отреклись от Него, и не исполняли воли Его, находятся ниже нас» (свт. Игнатий Брянчанинов. Отечник).
Как писал новмч. Михаил, «на иконах Страшного Суда духовные лица одними из первых направляются в область геенскую.“Не мню многих во иереях спасающихся, - изрёк Златословесный учитель, - но множайших погибающих”. Достаточно вспомнить о печальной роли иерархии в деле порождения и распространения ересей, чтобы не удивляться словам св. Златоуста» (Письмо 18).
Отсюда и возникают высокие требования к кандидатам на замещение епископских кафедр, ибо от их жизни (безукоризненной, или порочной) славится, или бесчестится «организация», которую они представляют. Что и заповедал св. ап. Павел ап. Тимофею: «Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах; храни себя чистым» (1Тим. 5:22). И горе в противном случае не только недостойному новохиротонисанному епископу, но и тем безответственным (забывшим страх Божий), которые поспешно возложили на него руки, особенно, если имелись протестующие и желающие кричать недостойному «анаксиос».