Пошаговая стратегия, которой не хватает расового разнообразия.
Живут на белом свете два мудрых белоруса (с канала IXBT-games), призывающие народ не делать предзаказы. Никогда и ни за что. Даже на пол карасика. Но ведь всё указывало (буквально вопило), что Age of Wonders 4 станет лучшей игрой в серии. Разработчиков хотелось поддержать. По-человечески. От души. Ведь игра доступна в России. Я и поддержал. Что тут теперь скажешь - накаркали белорусы. В очередной раз накаркали.
Игра - говнецо. Не так, чтобы прямо. В Age of Wonders 4 хватает новаторских идей и механик, но… Дело даже не в техническом состоянии. Я отношусь к тем счастливчикам, которые не столкнулись с проблемами на релизе. Хотя повезло так далеко не всем. Ещё искусственный интеллект заметно поглупел. Для стратегии это большая проблема. Однако есть надежда, что ИИ подправят. Да и сейчас всё не так уж плохо. На последней сложности комп вполне себе огрызается. Особенно если поиграться с настройками карты и выдать оппоненту сразу два стартовых города.
Но вот за что действительно обидно, так это за игровые расы. Их в Age of Wonders больше нет. Канули в Лету.
Прочитав строчку выше, читатели могут задаться вопросом: «Автор? Ты там с дуба рухнул?! Как это нет рас? Их здесь столько, что замучаешься пальцы загибать!».
1) Люди.
2) Эльфы.
3) Орки.
4) Гоблины.
5) Кротолюди.
6) Крысолюди.
7) Жаболюди.
8) Гномы.
9) Полурослики.
10) Тиграны.
Однако я настаиваю - рас в Age of Wonders 4 нет. То, что пытаются за них выдать - это уже не расы, это настройки внешности (скинчики). За исключением двух характеристик (не очень важных) расы друг от друга ничем не отличаются.
Хотите выглядеть как носатый карлик и возглавлять народ таких же носатых карликов - выбирайте «внешку» гномов. Хотите выглядеть жабой - выбирайте облик жабы. В части геймплейя это практически ни на что не влияет. Будь ты хоть жабой, хоть носорогом.
Раньше такого не было. Расы были расами. Где-то больше (в Age of Wonders 2), где-то меньше, но у каждой фракции были уникальные постройки и уникальные отряды, характерные только для них. Скажем, у гоблинов - это были наездники на гигантских жуках-оленях. У тигранов величественные сфинксы, у эльфов волшебные единороги, у ледяников огромные мамонты и т.д.
Ещё в Age of Wonder 3 появилась система классов (чародей, некромант, инженер и т.д.), но расовые особенности оставались и на многое влияли. Теперь нет. Уникальных расовых особенностей (юнитов и построек) в Age of Wonders больше нет.
Все новые здания, все новые виды бойцов открываются исключительно за продвижение в классе. К примеру, исследовал арбалетчиков - сможешь нанимать арбалетчиков.
Разумеется, если в настройках сценария выбрал себе… нет-нет не расу, а внешний облик эльфов, то это будут эльфы-арбалетчики, а если тигранов, то тиграны-арбалетчики. Но функциональных различий между ними не будет. Сугубо косметика. Аналогично некромантия. Внешне скелет-орк будет отличаться от скелета-жабы, но по факту - это один и тот же воин-скелет.
Классовые трансформации народа (железная кожа, чувствительность к мане) оказывают куда больше влияния на геймплей нежели выбор так называемой «расы». Полурослики от гоблинов почти ничем не отличаются. С таким подходом можно не то, что 10, все 50 рас наклепать. Хоть орки, хоть клопы - без разницы.
Значение в Age of Wonders теперь имеет только выбор класса, а их всего шесть. Не мало, но и не сказать, чтобы прям много. У нас есть:
1. Чародей.
2. Феодал.
3. Друид.
4. Жрец.
5. Варвар (разрушитель).
6. Некромант.
Фишка в том, что классы можно комбинировать. Особенность действительно крутая. Классы теперь, по сути, даже не классы, а ветви развития. В каждую ветвь вложены десятки так называемых «томов» по 5-6 навыков в каждом.
Особенности разных веток можно сочетать в одном герое. Скажем, стать священником-варваром, некромантом-друидом, а то вообще уникальным специалистом во всех областях (то есть ни в каких). Теперь так можно. Есть ограничения и немалые, но в принципе игра позволяет. Это реально прикольно. За это Age of Wonders 4 - респект.
По началу у меня разбегались глаза. Столько вокруг было нового и необычного. Казалось, в одних только томах с навыками можно заблудиться. Но, где-то на десятом часу игры пелена с глаз начала спадать. Особенно когда до меня дошло, что выбор расы - это выбор внешнего облика юнитов и почти ничего больше.
В плане развития у нас есть свыше 50 томов по 5-6 навыков в каждом. Всего их набегает за 300+ умений. Не спорю, это много, но ведь в зачёт идут: и юниты, и заклинания, и городские постройки - это всё навыки, т.е. весь имеющийся в игре геймплей. Выходит, не так чтобы и много.
Если считать по топовым бойцам (условным драконам и великанам), то я не уверен, что в Age of Wonders 3 их принципиально меньше. Да, в третьей части выбор класса не предполагал большого разнообразия в прокачке. Если решил, что тебе на роду написано быть некромантом, так будь им. До следующего сценария.
Переиграть или переиначить выбор класса было нельзя, сейчас можно. Но зато раньше были уникальные расовые войска, а теперь шиш! Вот в космическом ответвлении серии - Age of Wonders: Planetfall есть выбор и полноценного класса, и выбор полноценной расы. Сугубо по количеству контента, она, наверное, всех перевесит.
C другой стороны, в Age of Wonders 4 мне больше, чем в играх-предшественницах, понравилась экономика. Разработчики убрали «градоспам», когда победу в сценарии обеспечивала массовая колонизация с заселением каждого клочка карты.
Теперь по умолчанию можно иметь только три города. За особую валюту под названием «авторитет» лимит можно расширить, но вряд ли, даже в долгой игре, у вас будет больше 5-6 городов. Сам по себе авторитет необходим для развития класса, а также для взаимодействия со свободными городами. В принципе, авторитет, едва ли, не самая нужная валюта в игре.
Со свободными городами можно торговать, а также, улучшая отношения, постепенно их вассализировать. При этом за власть над одним городом могут соперничать сразу несколько игроков.
Вассалы исправно платят дань, время от времени могут подбрасывать квесты и иные полезные эвенты. Дружить с ними выгодно. Впрочем, тратить на дружбу очки авторитета и шепчущие камни (вещи для дипломатических переговоров) не всегда рационально. Мудрец молвивший: «Насильно мил не будешь», явно не играл в Age of Wonders. Свободный город можно захватить и сделать своим вассалом. К слову, с городами других игроков поступать рекомендуется аналогичным образом.
Городов под непосредственным управлением игрока стало меньше, зато их развитием приходится заниматься более вдумчиво. В сравнении с предыдущими частями количество городских построек серьёзно возросло.
Была переработана появившаяся в Age of Wonders: Planetfall система регионов. Накапливая население, города постепенно разрастаются, колонизируя участки по соседству. В регионах можно строить шахты, фермы, рудники и лесопилки. Со временем открываются постройки поинтереснее: телепорты, аббатства, колодцы маны и т.д. и т.п. Тип построек (как и юнитов) определяется выбором класса. Верней, одной из шести ветвей развития, в которых игрок прокачивается так, как сам хочет.
При этом на карте уже могут находится различные строения, сулящие городам дополнительные бонусы: месторождения золота, пастбища скота и т.д. Особый шик - присоединить к городу одно из древних святилищ. Лучше сразу несколько. Тогда получается прям вкусно.
Города могут расти в разные стороны, в зависимости от предпочтений игрока, и выглядеть, порой, весьма причудливо.
Ну, и раз городов стало меньше, каждый становится критически важным. Поэтому разработчики позаботились о том, чтобы в наш супер-пупер мегаполис не мог сходу въехать вражеский гоблин на хромой козе, выползший откуда-то из тумана войны.
Осадить город может только армия во главе с героем (а лимит героев равен лимиту городов). Отряды без командующего могут ходить по карте и сражаться нейтралами, но максимум, что они могут против города - это грабить прилежащие фермы и шахты. Тоже неприятно, но с потерей самого города несравнимо.
Осада занимает время. Прежде чем армия атакующих во главе с героем успеет проделать брешь в стене пройдёт от 2 до 10 игровой ходов. Это даёт возможность вражеской фракции принять меры по снятию осады.
Вообще, игра стала более неспешной и неторопливой. Микроменеджемента стало меньше в угоду стратегии. Ещё бы ИИ играл поумнее, хотя бы, на уровне Age of Wonders 3 и Age of Wonders: Planetfall, и стало бы совсем хорошо.
Впрочем, на последней сложности играть интересно. Да, всё что умеет делать комп - это давить огромной массой, но давить он в принципе способен. Возможности уничтожить одинокий отряд, отставший от основных сил, электронный болванчик не упустит. В наступление вражьи герои тоже набегают регулярно. За защитой своих городов ИИ следит. В тактических боях тупит, но не так, чтобы критично.
Ещё мне очень понравился генератор случайных карт. Не только тем, что он есть (если бы его не было, Age of Wonders 4 уже ни чтобы не спасло), сколько обилием настроек. По сюжету игры, сгинувшие в астрале могущественные волшебники из Age of Wonders 2 нежданно-негаданно вернулись, попутно открыв пути в сотни, если не тысячи миров, многие из которых могут быть весьма причудливыми.
Собственно, указанную причудливость можно настраивать, прописывая не только географический, но и исторический бэкграунд сценария. Можно выбрать мир, где идёт борьба за власть между королевствами. Можно создать мир с одним очень сильным волшебником-конкурентом, который успел застолбить его за собой раньше другие. Есть дикие практически незаселённые разумными расами миры, эдакие огромные заповедники (в которые мы вторгнемся, безбожно порушив всю экосистему).
Настроек море. За это разработчикам спасибо. Однако, что понравилось уже меньше, так это то, что некоторые настройки заблокированы. Их надо открывать, проходя миссии. По сюжету игрок, как бы, создаёт свой собственный пантеон, превращаясь в бога.
Есть даже древо прокачки. Не внутри сценария, а между сценариями. Укрепляя пантеон, мы получаем новую косметику: предметы гардероба, новые варианты гербов для флага и т.д. Однако помимо внешней атрибутики необходимо разблокировать и другие типы миров, а также вполне себе практически полезные навыки для героев. Благо всё это не требует доната, но зачем так в принципе было делать я не понял. Ну, считаете вы, что мир-тундра не подходит для новичков, ну, напишите об этом предупреждение. Люди сами разберутся.
Выводы.
Age of Wonders 4 оставляет двоякое впечатление. Новая система экономики и дипломатии - однозначный плюс. Больше нет бессмысленного и беспощадного градоспама. Заниматься застройкой ландшафта тоже увлекательно. Радует и дипломатическое взаимодействие со свободными городами.
Система классов, появившееся в Age of Wonders 3, доведена до логического завершения. Возможность вылепить друида-некроманта или другого извращенца наличествует. Кто-то скажет - абсурд. Кто-то скажет - свобода выбора. Потенциально в игре сотни миров, долго время пребывающих в изоляции, почему бы в одном из таких «остров реальности» и не появится друиду-некроманту?
Изобретать свой уникальный стиль игры, порой смешивая несмешиваемое, увлекательно. Не факт, что эффективно, но забавно. Просидеть в Age of Wonders 4 до утра и не выспавшись пойти на работу - легко и просто. Опять же, играя, вы не будете читать новости. Вдвойне плюс.
Однако… Игра от разработчиков-голландцев (!) страдает от нехватки настоящего фэнтезийного расового разнообразия, мультикультуризма и прочей (прости Господи!) «инклюзивности». Нет больше орков, нет больше гоблинов, нет эльфов. Нет уникальных культур. Есть модельки. Внешний облик, и (так называемые по сюжету) «годианы» - короли-волшебники, за которых мы играем. Бессмертные создания с доступом к книгам навыков, сгруппированных в шесть классовых веток. Что наш «годианец» решит вылепить из своего народа - таким наш народ и будет. Без всяких шагов вправо или влево. На всё воля бессмертного годианца. От осознания сего факта становится немного грустно. Гоблины да без наездников на жуках-оленях, ну, ё-моё.
Так лучшая ли Age of Wonders 4 - игра в серии? Если допилят искусственный интеллект, скорее, да, чем нет. Но именно что «скорее».
P.S. Благодарю за то, что дочитали мою заметку до конца. Если она вам понравилась, возможно (только возможно), вам понравится… нет, не мой телеграмм-канал, а моя компьютерная игра - эпическо-юмористическое инди-РПГ с проработанным сюжетом -
Heroines of Swords & Spells.