Под настроение взялся «накатать» пост о книгах, прочитанных за последнее время. Раз уж я сам временно выпал из рабочей колеи, то, хотя бы, расскажу о творчестве других. Заодно и напомню френдам, подписчикам и просто почитателям читателям моей странички о собственном существовании. Так уж совпало, что все прочитанные мной книги относятся к под жанру - «Героическое фэнтези». Честно признаюсь, «героика» - не мой конёк. Как правило, я предпочитаю окунаться в миры, полные юмора и позитивного раздолбайства, а не величия и пафоса, но вот что под руку подвернулось, то подвернулось.
Сегодня в рубрике «чтобы почитать» представлены:
1. «Война братьев» Джеффа Грабба.
2. «Дочь вороньего короля» Sleepy Xoma.3. Трилогия «Серебряная рука» Майкла Муркока.
Начну по порядку.
«Война братьев» Джеффа Грабба.
Насколько я понимаю, «Война братьев» стала первой книгой по вселенной
Magic: The Gathering, написанной профессиональным автором. MtG, она же просто «Мотыга» - знаменитая настольная коллекционная-карточная игра. И не просто знаменитая. По сути это игра-прародительница самого жанра ККИ. Уверен, многих любителей компьютерных игр на этой строке обзора сразу настигло «озарение» примерно следующего содержания: «Ага! Книженция по вселенной MtG! А недавно в открытый доступ вышла Magic the Gathering: Arena! Совпадение? - Ой, не думаю! Сто пудов передо мной платный обзор, ведь создатели компьютерной «мотыги» сейчас активно вваливают деньги в «блохеров», пытаясь откусить от Hearthstone кусочек рынка компьютерных игр. Автор куплен!».
Всё не так! Ну, деньги в «блохеров», возможно, кто-то и вваливает, но, увы, все они до копеюшечки (!) проходят мимо вашего покорного слуги. Купить автора конкретно этой заметки никто не удосужился. Разумеется, о выходе MtG:Arena я наслышан. Даже немного поигрываю в неё на досуге, когда ни на что более силушки не остаётся. Однако к этой книге меня привела не игра, а фамилия автора. Мне очень нравится серия «
Путеводный камень» за авторством Дж. Грабба и К. Новак. Ничего особо выдающегося в этих книгах нет, но… трилогия была прочитана мной в беззаботном детстве, когда трава была зеленее, и оттого запомнилась (трилогия, а не трава). В итоге мне захотелось ознакомиться с другими произведениями Джеффа Грабба. Так я и вышел на «Войну братьев».
Роман мне понравился. Увлекательная история о двух братьях-гениях Урзе и Мишре, ребяческое соперничество и обиды между которыми переросли в масштабную войну, искалечившую весь мир. В попытках победить друг друга братья понастроили тысячи смертоносных машин, обслуживание которых требовало всё больше и больше рабочих рук и топлива. Особенно топлива. В поисках ресурсов братья начали экспроприировать материальные ценности у соседей, по принципу: «Если эту страну не завоюю я, то это сделает мой братишка». Война затрагивала все новые и новые регионы, и в итоге, искорёжила всю поверхность планеты. Зеленые леса, избежавшие масштабной вырубки, были сожжены на полях сражений.
Книга написана хорошим языком. Читается легко и с интересом. Правда, лично для себя я отметил два недостатка.
Недостаток первый - книга начинается с концовки. Уже в прологе автор прямым текстом рассказывает, чем закончится его повествование. Это как написать запутанный детектив, а затем прямо на обложке большими буквами указать - убийца дворецкий. Впрочем, винить автора за столь неординарный приём в контексте именного этого произведения глупо. Урза и Мишра - популярные персонажи вселенной MtG. Особенно Урза. Все, кто хоть немного интересовался лором вселенной - не могут не знать, кто все эти люди. Война между ними - краеугольный камень местного сеттинга (от года рождения Урзы и Мишры даже ведётся летоисчисление мира Доминария).
Автор явно полагал, в подобном ракурсе «накрутить интригу» не удастся по определению. Читать роман будут только фанаты игры исключительно ради подробностей общеизвестных событий. Однако я, так уж вышло, в MtG, хоть и играл в своё время (именно, что в «картонки»), но лором вселенной не интересовался; а тут, получилось, что заинтересовался, но вместо плавного погружения в мир получил гору спойлеров с первых же страниц.
Второй недостаток «Войны братьев» (опять же, сугубо на мой вкус) заключается в том, что Джефф Грабб, очевидно, симпатизируя Урзе, вынужден следовать «генеральной линии партии», т.е. лору вселенной. «Официальная история» утверждает - Урза и Мишра одинаково повинны в начавшимся конфликте. Вина Мишры, конечо, больше, но… всем рукопожатным авторам необходимо постоянно подчёркивать и громогласно обличать товарища Урзу за то, что он не разобрался в чувствах младшего брата, у которого, вообще, была своя правда. Следуя генеральной линии, автор неизменно это и подчёркивает, но… получается как-то неубедительно.
Как по мне никакой «своей правды» и «альтернативной точки зрения» здесь нет. Мишра - законченный «мудень», решивший отнять у брата всё. Урза был вынужден защищаться, и война заставила его принимать в тяжелые времена тяжелые решения. Вина за Урзой, конечно, есть, но эта вина такого вида, когда недостатки человека являются прямым продолжением его достоинств. Проблема Урзы в том, что он типичный «сумасшедший профессор». Чудаковатый гений не от мира сего. В компании машин и механизмов Урзе всегда была комфортней и проще, и, если бы гения никто не трогал, он так бы тихо и помер в своей мастерской, даровав миру кучу полезных изобретений. Однако… не сложилось. Невзыскательность Урзы подчёркивает тот факт, что, в отличие от Мишры, он даже не объявил себя императором, оставшись в памяти людей скромным: Верховным Изобретателем, Лорд-регентом и Главным защитник короны. Согласитесь, «тож совсем другое дело».
«Дочь вороньего короля» Sleepy Xoma.
Незаконченный роман за авторством моего ЖЖ-френда
sleepyxoma. Публикуется им на Самиздате и других площадках по ходу написания (ссылка приведена в начале). К дате настоящего обзора выложена 23-ая глава.
По идее в моём списке друзей предостаточно творческих личностей. Увы, публикуемые ими произведения я читаю крайне редко. Вернее, практически никогда не читаю, следуя принципу: «Чукча не читатель, чукча - писатель». Когда творить самому (писать обзоры, рассказы или разрабатывать свою игру) мне не хватает воли и мотивации (лень-матушка одолевает), я достаю с полки старые давным-давно прочитанные книги, вроде, уже упомянутого «Путеводного камня» и предаюсь ностальгии. Однако недавно я задумался над тем, что подобная практика довольна порочна. Ностальгия - не та вещь, коей следует упиваться безостановочно. Иначе сам не заметишь, как начнешь всем выговаривать: «А вот в наше-то время…». При этом будешь шепелявить, вне зависимости от числа оставшихся в челюсти зубов.
Люди пишут, стараются, ждут отзывов (по себе отлично знаю, как это бывает), а отзывов нет. А ежели и есть, их никогда не бывает достаточно. Поэтому с нового года я решил уделять больше внимания творчеству френдов, надеясь, что и у них, в свою очередь, когда-нибудь дойдут руки и до моей писанины. Главное, чтобы всё это в итоге не обернулось принципом: «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». Однако я верю, до этого не дойдёт.
Прочитав роман, вернее, дочитав до места, где на текущий момент заканчивается, я лишний раз убедился, что в наше время публикация книги в солидном издательстве не значит ровным счётом ничего, кроме… публикации книги в солидном издательстве. Что с полок книжных магазинов, что из груды писанины Самиздата с равной долей вероятности можно вытащить, как бриллиант, так и груду мусора. В теории, издательство должно гарантировать читателю некую планку качества. На практике же, что Самиздат, что книжный магазин - это заваленные доверху барахолки, а барахолка не в состоянии ничего гарантировать. Самиздат даже честнее. Прочитал выложенный текст, если он тебе приглянулся, и автор оставил ссылку на эл.кошелек, то отправил денюжку (если захотел, конечно). Преимущества изданных книг лишь в обложке, а так же в том факте, что их можно достать на бумаге. Однако на этом все преимущества и заканчиваются. Ну, ещё «очепяток» будет меньше, да и то не факт. Все откровенно «шлаковые» и невычитанные тексты видны на Самиздате с первых же страниц, и читать их никто не заставляет. Разумеется, без помощи профессионального редактора исправить все опечатки невероятно трудно, если вообще возможно, и определённая терпимость к ошибкам читателю Самиздата необходима. Однако вы же не грамма наци, верно? Иначе я не понимаю, как вы вообще смогли дочитать мой обзор до этого момента.
Книга написана качественно, от издательской не отличишь, читается бодро. Ошибок и опечаток я лично не заметил ни одной, правда, я их и не искал. В любом случае, убежден, «концентрация огрехов на 1000 знаков» в книге Sleepy Xoma меньше, чем у меня в обзорах, включая этот.
Завязка романа вполне стандартна для фэнтези. Группа могущественных героев отправляется в далёкое путешествие, чтобы одолеть пробудившиеся древнее зло. Орды насекомоподобных монстров, известные под именем «изначальные», начинают терроризировать окраинные земли мира. В ответ на угрозу местные королевства могут, либо сплотиться и выступить единым фронтом, либо… отправить группу героев, убивать королеву изначальных. Воевать - дело долгое, трудное и, самое важное, «деньгозатратное», тем более, правители совершенно не доверяют друг другу, а вот героями-энтузиастами окрестный мир оказался не обижен. К тому же составленный принцем Таривасом план выглядел вполне себе выполнимым. Во всяком случае, в степени проработки деталей он казался куда более продуманным, чем план Гэндальфа по уничтожению кольца всевластия. Количественный и качественный состав участников похода тоже не подвел. Никакого «балласта» в виде хоббитов. Кругом сплошь великие герои, могучие волшебники и их верные помощники. Дежурный «хиллер» группы даже умеет "в воскрешение".
В своё время, оставшись в противоречивых чувствах от книг Перумова, героик фэнтези на «серьёзных щах» я воспринимаю с изрядной долей иронии (Нарута - эта крута!), но… в случае с «Дочерью Вороньего Короля» мой скепсис как-то не сработал. Возможно, потому что главные герои пробуждают искренний интерес. Многих можно счесть шаблонными, но язык не повернётся называть их плоскими. Годный пример - личный охранник принца Тариваса, молодой воитель по имени Лариэс. Вроде, типичный честный слуга с горящим взором в глазах - повзрослевший, но не утерявший в себе мальчишеское любопытство, полукровка, безмерно преданный своему хозяину. Типичный герой. Однако ему сопереживаешь. Возможно, кстати, потому и сопереживаешь, что циничных, прожженных героев-«падонкоф» развелось так много, что по старым добрым рыцарям без страха и упрёка, честно пытающимся сразить дракона (а не сторговаться с ним, поделив награду напополам), начинаешь скучать.
При этом роман нельзя назвать прямой как стрела героикой. На фоне «пути в Мордор» разворачиваются запутанные интриги. Многие участники похода относятся друг к другу предвзято. Надо признать, не без основания. Уже в начале пути, ещё далеко до границ опасных территорий, герои сталкиваются со смертельными опасностями, за которыми стоят неизвестные силы, явно не имеющие отношение к изначальным. Вскоре многое начинает указывать на то, что среди участников похода затаился предатель.
Автор уделяет много внимания деталями своего мира, подробно описывает города и страны. Рассказывает историю местных народов, поясняет нюансы взаимоотношений между их правителями; отчего повествование идёт достаточно неторопливо. Роман давно перевалил за 300+ страниц текста не самым крупным шрифтом и, по ощущениям, до развязки ещё далеко. Уверен, «Дочь вороньего короля» хорошо зайдёт поклонникам неспешных, долгих, но вместе с тем проработанных и эпичных историй. Любителям эдакого фэнтезийного "Войны и мира".
Главный минус, роман ещё не закончен, и когда он будет закончен, вероятно, не скажет и сам его автор. Читать интересно, но при выходе новой главе приходится какое-то время вспоминать подробности всех предыдущих, при условии, что героев в книге, на мой вкус, всё же, многовато.
«Серебряная рука» Майкла Муркока.
Увидев имя автора, кто-нибудь вполне мог подумать, будто самое «вкусное и интересное» в своей заметке я приберёг напоследок. Как ни как Майкл Муркок - величина мирового уровня. Не личность, а гранитная глыба, давно и прочно занявшее своё место на «аллее звёзд» фэнтези; не писатель, а истинный Мэтр - матёрый человечище, столб жанра и прочее бла-бла-бла с перечислением всех титулов, регалий, наград, полученных премий и так далее и тому подобное.
Однако…. Нет!!! Эта книга - дно! Просто полное днище. Давненько я не читал ничего хуже.
Все, кто регулярно читает мои обзоры, знают: я не люблю «лить негативщину». Большинство моих, что игровых, что литературных заметок положительные. Я не считаю нужным «насиловать» себя грешного и, подобно многим обзорщикам и критикам, выезжающим на хейте, искать лавры самоотверженного героя-паладина, отбирающего материалы для обзоров под причитания: «Люди! Люди! Я страдал! Уж из последних сил, с переломанной психикой и подорванным здоровьем, рылся я в этом ушате помоев, дабы (словно Гермес даровавший огонь людям) донести вам, мои зрители/читатели/слушатели, всю сермяжную правду об этом куске говна, гордо именуемом художественным произведением. Перечислите мне за то копеечку».
Я не такой. Берегу нервы и время. Если какое-то произведение мне не нравится, я его быстро закрываю, не собрав достаточное количество материала для полновесного обзора. Однако на сей раз мне реально не повезло. Будучи в командировке, я сидел в аэропорту и ждал своего рейса. Рейс задержали, у меня быстро разрядился ноут, на смартфоне тоже оставалась "последняя палочка". Все зарядники я благополучно сдал в багаж. Из гаджетов оставалась доступной только старая черно-белая читалка без доступа к Wi-Fi. На читалке из непрочитанного была только «Серебряная рука» Майкла Муркока. Я её прочитал, и… как же эта книга меня выбесила!
Вообще, к творчеству Муркока я отношусь без должного пиетета. В детстве я прочёл его трилогию «Повелители Мечей», повествующую о принце Коруме; благородном эльфе (вадаге), потерявшим всех близких из-за жестокости мобденов (людей) - диких, злобных и ограниченных тварей, в коих цивилизованные и уточённые вадаги даже не смогли разглядять разумных существ (до самой своей мучительной кончины).
«Повелители мечей» стали моей второй книгой, прочитанной в жанре фэнтези. Первой была «Туда и обратно» Дж. Р. Толкина. Естественно, я был в восторге. Однако позже, засев за прочие циклы Муркока (про Эльрика и Хоукмуна), я пришёл к выводу, что главная заслуга Маэстро заключается в том, что он превосходно навострился «скармливать» аудитории одно и тоже произведение. Герой везде один и тот же (пусть, меняются его имена), злодеи почти всегда одни и те же, построение сюжета от книги к книге тоже осуществляется по разрядке «найди десять отличий». В итоге, Муркока я забросил и долгие годы о нём не вспоминал.
Однако сага о принце Коруме, всё-таки, запала мне в душу, и случайно узнав, что у серии есть продолжение под названием «Серебряная рука» я решил рискнуть и возвратиться к «тёплой и ламповой» истории из детства…. Я ошибся! Продолжение оказалось хуже всех ожиданий. Я рассчитывал получить очередной эпизод «Санта-Барбары» про то, как Вечный Воитель (Эльрик, Корум, Эрикёзе, Хоукмун) борется с Хаосом, но… в «Серебряной руке» не нашлось места даже этому.
Книга повествует о том, как после того, как боги хаоса были повержены (а заодно и боги порядка), принц Корум заскучал, и освободившегося Вечного Воителя решили спровадить в параллельный мир на помощь варварам, воюющими со злобными великанами Фой Мьёр и эту войну безнадёжно проигрывающими. Как опытный герой, Корум не рванул в бой с места в карьер. Вместо того (напившись местного бухла и наразвлекавшись вволю с дочерью короля, как и положено всякому порядочному герою) он попытался разобраться в причинах поражений гордых и храбрых воинов гордого и храброго народа, призвавших его к себе в период отчанья.
Местный король объясняет Коруму, проблема в том, что великаны Фой Мьёр сражаются «иначе». Возникает резонный вопрос, а «иначе» это «как»? Понятно, что Фой Мьёр - великаны, но... местные варвары они же такие сильные, благородные и достойные богатыри, ни чета всякой изнеженной солдатне цивилизованных стран! Эдакие Конаны из Киммерии все поголовно.
Так в чём же проблема?
И… вот здесь, дабы фанаты Майкла Муркока не возводили на меня напраслину, я предоставлю слово самому автору и приведу полную цитату из книги:
"- Тогда продолжи свой рассказ о Фой Мьёр, расскажи мне о том, как они одолели вас.
- О Фой Мьёр многого не расскажешь. Говорят, что они не всегда были вместе, что они разных кровей. Мы помним, как воевали наши предки; Фой Мьёр же воюют совсем иначе. Раньше, когда сходились два войска, из их рядов выходило по человеку. Эти герои сражались один на один, пока один из них не одолевал другого. Побежденного щадили, - если он и умирал, то только от тяжких ран, полученных во время боя. Часто оружие не применялось вообще, - бард состязался с бардом в язвительных сатирах на неприятеля, - побежденный убегал с поля боя, сгорая от стыда. У Фой Мьёр иное отношение к войне. Потому они и побеждали нас с такой легкостью. Мы не привыкли убивать, они же - самые настоящие убийцы. Они хотят Смерти, жаждут Смерти, идут за Смертью, они хотят, чтобы Смерть всегда была рядом с ними. Этот-то народ мы и называем народом Льдов. Народ Ели рыщет, следуя за Смертью и за вестником Царства Смерти, Владыкой Зимы, по всем Западным Землям, или Вро-ан-Мабден, как называете их вы, древние. Мы на Западных Землях. Люди наши живут на севере, на юге и на западе. Лишь на востоке никого не осталось, ибо все замерзли, ибо их покорил Народ Ели.
Король Маннах словно пел панихиду по погибшим своим соплеменникам.
- О, Корум, не суди о нас по тому, что ты видишь сейчас. Были и мы великим народом, была и у нас великая сила, но напали на нас Фой Мьёр и мы сразу же обеднели и обессилели, ибо они унесли с собой землю Лайвм-ан-Эша, а вместе с нею все наши книги и все наше знание".
М. Муркок «Серебряная рука», 1972 год.
! О_О !
То есть… то есть… эти благородные «киммерийцы», испокон веков собирались в ватаги, затем искали место (чисто полюшко); и устраивали поединки один на один, а затем состязания бардов (кто сказал рэп-баттлы?). Оные увеселительные мероприятия проходили у них под термином «война», и такой порядок сохранялся столетиями. Когда же явились сторонние чуваки (правда, не люди, а великаны, но не суть), которые начали воевать с ними так, как все люди воюют, эти варвары сразу сели в лужу и «прополимерили все полимеры».
Ох… ты ж ёть! И это Майкл Муркок - один признанных Мэтров фэнтези.
И так вся книга! Убийственное чтиво на 200 страниц! Убийственно потому, что я себе едва сотрясение мозга не заработал от постоянных фейс-спалмов! Если бы в книге была хоть капля сатиры и самоиронии я бы ещё мог понять и простить, но там всё на таких серьёзных щах! Простите меня, поклонники Муркока, если таковые здесь сыщутся, но «Серебряная рука» - это такая лютая и бездарная хрень, что её постыдился бы даже я любой графоман. Конечно, всему можно найти объяснение. В мульти вселенной Муркока существуют миллионы сфер. Так почему бы в столько огромном мире, чисто по теории вероятностей, не найтись местечка причудливому обществу варваров, которые умудрились бы слить войну не то, что великанам, а перебравшим яблочного сидра пони из Эквестрии?
Обсуждать правдоподобие неправдоподобных миров занятие заведомо бесперспективное. Однако есть разница, когда даже в сказке люди остаются людьми, и когда под маркировкой «люди» автор подсовывает читателю какой-то иной биологический вид. В принципе, при большом желании любой нелогичности можно найти объяснение. История цивилизации доказывает - человек прекрасно дрессируемая зверюшка. Всё зависит от социума и культуры. В то время, когда индусы боялись убить маленькую букашку (ведь в неё мог переродиться любимой дедушка), на другом конце планеты какие-нибудь ацтеки практиковали человеческие жертвоприношения, едва ли, не промышленных масштабах. В конце концов, вывели же люди из потомков волков породы карманных собачек. Кто сказал, будто подобный опыт нельзя провернуть на нас самих? Однако миры, где происходит подобное, должны быть очень хорошо прописаны их авторами, чего в «Серебрянной руке» нет. Там в принципе ничего нет, кроме 200+ страниц графоманского потока сознания, и больше говорить об этом произведении мне не хочется.
Жаль, что обзор завершается на такой вот негативной ноте, но из песни слов не выкинешь. Главный вывод, который я сделал по результатам недавно прочитанного: любая книга - это, в своём роде, лотерея. И ни издательство, ни знаменитое имя не могут ничего гарантировать. Впрочем, каждый, если захочет, найдёт и свою книгу, и своего автора.