Металлургический завод "Серп и молот" являлся одним из крупнейших предприятий Москвы, был опутан "стальной нитью" железнодорожных путей. В настоящее время, в связи с прекращением работы завода, от некогда разветвленной и интересной сети осталось крайне мало, а в близком будущем, возможно, останется еще меньше.
UPD: В июне 2014 года началась разборка подъездных путей на территории завода "Серп и молот" после станции Северный Пост. По состоянию на август 2014 года, путей на территории самого завода не осталось нигде. Скорее всего, в ближайшее время также будет разобран участок между заводами "Серп и Молот" и "Кристалл".
UPD2: По состоянию на 2023 год, железная дорога, описанная в данной статье, на всём протяжении заброшена, началось уничтожение последних её участков. Переезды на улицах Золоторожский Вал и Волочаевская ликвидированы, между ними местами сохраняются остатки путей. Станция Северный Пост и путь к ней от станции Андроновка непригоден для движения поездов и частично разобран. Окончательное уничтожение дороги - вопрос времени.
Металлургический завод французского предпринимателя Ю. Гужона был основан в 1883 году. С самого начала работы предприятие активно использовало железнодорожные пути. Так, станция Москва-товарная-Курская долгое время являлась отгрузочной для завода. Также была развита сеть внутренних подъездных путей, в том числе узкоколейных. На территорию завода был проведен подъездной путь от станции Андроновка Окружной железной дороги. На границе участка "общего пользования" и ведомственных путей завода была сооружена станция Северный Пост, которая впоследствии стала обслуживать крупную промзону. В 1901 году на берегу Яузы был построен Московский казенный винный склад № 1, впоследствии ставший знаменитым заводом "Кристалл". К нему была подведена железнодорожная линия, которая прошла насквозь через металлургический завод. В 1922 году заводу было присвоено название "Серп и молот", он стал одним из крупнейших предприятий Москвы...
В 1990-2000-х годах объем выпускаемой продукции значительно снизился, а в 2011 году работа вовсе была прекращена. Постепенно внутренние железнодорожные линии были заброшены. В 2012 году также прекратила свою работу линия на завод "Кристалл". Сейчас территория завода "Серп и молот" частично сдается в аренду, частично простаивает на воздухе, постройки доживают свой век, а подъездной путь находится в полузаброшенном состоянии. В 2015 году планируется начать возведение офисных и жилых зданий на бывшей территории завода, в связи с чем остатки железнодорожных линий будут разобраны.
Мы совершили несколько поездок с целью исследования этого интересного и довольно протяженного подъездного пути.
Поездка 8 января 2013 года. Мы доехали на метро до станции Римская, перешли под железнодорожными путями станции Серп и молот Нижегородского направления (станция не имеет отношения к подъездному пути) и оказались на Золоторожском валу. Справа показались мрачного вида постройки, между которыми петляла насыпь подъездного пути. Кое-что сохранилось от ведомственного переезда на территории завода.
Спустя некоторое время, мы дошли до переезда через Золоторожский вал. Железная дорога насквозь пересекает территорию завода "Серп и молот" и идет дальше в сторону Яузы, к заводу "Кристалл".
Переезд давно не используется, так же как и путь в сторону "Кристалла"
Вначале у меня были планы пройти по этому пути до конца, но, оценив его состояние, решил отложить их до того, как снег растает.
Мы направились в сторону проезда завода "Серп и молот". По пути пересекли съезд на подземную развязку с Третьим транспортным кольцом. После этого повернули на проезд и прошли немалый путь до развязки с шоссе Энтузиастов. Показались долгожданные "живые" рельсы.
Вид с моста в сторону завода. Спустя полтора года этот кадр стал историческим.
Товарная станция Северный пост с другой стороны путепровода:
Здесь начало темнеть и похолодало, и мы отправились в сторону станции метро Авиамоторная, которая, на нашу радость, "оказалась" неподалеку.
Поездка 8 марта 2013 года. Логическим продолжением первой поездки стало исследование участка, принадлежащего РЖД, между станциями Северный Пост и Андроновка. Мы также хотели запечатлеть уникальный заброшенный путепровод разобранной линии Пост 5 км - Угрешская. 8 марта погода оказалась солнечная и сравнительно теплая, мы снова зарядили фотоаппараты, собрали вещи и отправились в Москву.
Станционное здание Северного поста:
Хотели пройти через служебный проход на пути, но но нас не пустила собака. Позже оказалось, что особого смысла в этом не было.
Путь уходит под мост в сторону завода. Мы двигаемся в противоположном направлении.
На путях стоят платформы для перевозки контейнеров. Два месяца назад их не было.
Через несколько десятков метров проезд упирался в тупик, который пересекал второстепенный подъездной путь.
Он оказался в отличном состоянии, по сравнению с подъездным путем "Кристалла". Этот путь расчищен, действует.
За воротами скрывалось много интересного. Первый раз вижу сбрасывающий башмак вместо специальной стрелки.
Подъездной путь имеет свой светофор.
А мы спускаемся на рельсы.
Прощаемся с Северным постом. Впереди - глушь и неизведанное.
С погодой повезло. Освещение идеальное, не было скользко.
В этом месте к нам подошли две собаки. Они вели себя очень дружелюбно и в течении почти всего похода сопровождали нас. Когда я останавливался, чтобы сделать снимок, собаки тоже останавливались и внимательно наблюдали за процессом. Я продолжал двигаться, и животные, завиляв хвостом, бежали вперед, периодически останавливаясь, чтобы проверить, все ли в порядке. :-)
Слева оказалась неплохо оборудованная, но неиспользуемая промышленная станция, занесенная снегом. Стрелки расчищены.
Разгрузочная платформа.
Входной светофор. Наверное, относится к Северному посту, только уж очень он удален от первой стрелки.
Здесь появились люди, снова началась "цивилизованная местность", и наши четвероногие спутники с нами попрощались: подошли к нам, немного постояли и побежали в обратную сторону.
Склад горюче-смазочных материалов.
Впереди показались пути Нижегородского направления.
Здесь раньше был стрелочный пост 5 километр (между станциями), по которому поезда с Андроновки попадали на Нижегородское направление
Электричка Петушки - Москва.
Click to view
А наша колея вскоре отклоняется.
Сразу после поворота начинается товарная станция Андроновка Московской окружной железной дороги.
По громкой связи послышалось что-то не совсем внятное, но было ясно, что на первый путь прибывает поезд. Мы подождали...
И увидели дым и услышали ПАРОВОЗНЫЙ гудок!
Click to view
Это был экскурсионный поезд, который курсирует изредка от Киевского вокзала по Окружной железной дороге. В связи с тем, что участок от Андроновки до Черкизово находится на реконструкции и частично разобран, паровоз будет оборачиваться именно по Андроновке.
Click to view
Click to view
Поезд ушел... До новых встреч, паровоз Л-2057!
Сразу же прибыл небольшой товарный поезд.
Click to view
После этого мы выбрались на Рязанский проспект, пройдя мимо открытого участка речки Нищенки, и сфотографировали два путепровода, один из которых - Окружная ж.д., а второй, заброшенный, который ближе на фото, соединял тот самый стрелочный пост 5 километр и станцию Угрешская Окружной ж.д.
Спасибо за внимание. Прошу простить, если слишком много фотографий. Вторая поездка удалась на все 150 процентов!
13 сентября 2014 года состоялась третья поездка, целью которой было запечатлеть уже разобранные пути на территории самого завода, а также пройти по участку между заводами "Серп и молот" и "Кристалл" и таким образом завершить исследование.
Поход начался от платформы Новая Рязанского направления. Тот же самый путепровод шоссе Энтузиастов. Как говорится, найдите десять отличий.
Ворота на территорию завода (которых, кстати, не было год назад) оказались открыты. Часть пути до тупика все еще используется для нужд станции Северный Пост.
Конечно же, мы не могли не воспользоваться случаем, спустились и подошли к воротам.
Депрессивный пейзаж умершего промышленного гиганта. В этом месте рельсы были практически повсюду.
Остатки маневрового светофора:
Отсюда двигаемся на Золоторожский вал, где пока еще сохранился участок железнодорожного пути (именно пути, поскольку целой линии уже нет).
И вот он, до боли знакомый переезд.
Рельсы обрываются сразу за воротами.
Вид в противоположном направлении, в сторону "Кристалла"
В некоторых местах рельсы едва прослеживаются.
Колея ныряет в узкое пространство между двумя заборами. Мощнейшие бетонные шпалы и рельсы, которые можно увидеть только на магистральных линиях, наводят на мысль, что здесь могли перевозить не только спирт.
За одним из заборов скрывался вагон-рефрижератор.
Бывшая стрелка.
Скоро через такие заросли будет трудно пройти.
За забором слева - Московский трамвайно-ремонтный завод, созданный в 1970-е годы на базе дореволюционного трамвайного депо. На его территории уже десять лет "временно" находится коллекция Музея пассажирского транспорта Москвы.
Кое-что, кстати, можно увидеть через ворота.
Как можно догадаться, рядом проходит трамвайная линия. Пересечение трамвая и железной дороги сделано в одном уровне. С каждым годом таких пересечений остается в Москве все меньше и меньше. Скорее всего, этому тоже осталось недолго, хотя оно старейшее в Москве.
А слева от него - единственное в Москве место, где три трамвайных пути некоторое время идут параллельно. Два из них используются для движения трамваев по маршруту, а третий, крайний слева - для маневров на трамвайно-ремонтном заводе.
Отсюда уже можно увидеть сам завод "Кристалл".
Перед воротами путь разделяется.
Рядом с воротами.
На этом наше исследование заканчивается.
Конечно, разборка неиспользуемых путей - процесс закономерный и неизбежный. Но жаль: ведь разрушается то, что было построено больше века назад и на что было израсходованы силы и время.