Железнодорожная линия Панки - Дзержинская, или Под крылом семафора

Jan 05, 2013 12:54

Юго-восточные окрестности Москвы - это очень густонаселённый район, где вплотную друг к другу находится сразу несколько городов: Люберцы, Котельники, Дзержинский и другие. Между собой и с Москвой их соединяют многочисленные автобусы, а их пассажиры проводят много времени в автомобильных пробках из-за большой загруженности дорог. В то же время между ними существуют и железнодорожные пути, по которым доставляются грузы на предприятия. Но сейчас уже мало кто помнит, что между станциями Панки и Дзержинский не так давно ходила и пассажирская электричка. Здесь мы попытаемся собрать разрозненные исторические сведения и интересные факты об этой забытой и деградирующей железной дороге, а также опубликуем фотографии нашего похода по небольшой, но самой интересной ее части.


С конца XIX века юго-восточные окраины и пригороды Москвы стали обширным промышленным районом. Вокруг заводов и фабрик возникали рабочие поселки, которые постепенно становились городами. Один из таких городов - Угреш, в советские годы переименованный в честь Ф. Дзержинского. В 1931 году между городскими предприятиями и железнодорожной станцией Панки была проложена узкоколейная железная дорога. В строительстве дороги участвовали беспризорники из местной "трудовой коммуны". Это отразилось в названии одной из промежуточных станций: Мальчики. Перед Великой Отечественной войной, в 1940-1941 годах, параллельно узкоколейной дороге был проложен путь обычной колеи. Вскоре узкоколейная линия была закрыта, но отдельный ее фрагмент, в одном из карьеров нынешнего г. Котельники, просуществовал до 1980-х годов. В окрестностях станции Яничкино были построены различные промышленные предприятия, в том числе Московский нефтеперерабатывающий завод и ТЭЦ-22. Станция стала одной из крупнейших в Московском железнодорожном узле по объему грузовой работы.
В конце 1940 - начале 1950-х годов линия была электрифицирована, было запущено движение пригородных электропоездов. На станциях соорудили высокие пассажирские платформы и довольно монументальные кирпичные здания в "сталинском" стиле, напоминавшие вокзалы, которые в то время имелись только на крупных станциях. При этом никогда не существовало прямого маршрута Дзержинский - Москва, электрички доходили только до станции Панки и состояли только из четырех вагонов. Работа на таком коротком маршруте не пользовалась уважением среди машинистов. В промежутках между нечастыми рейсами поезда отстаивались прямо у платформ.
В конце 1980-х годов поезда стали сильно проигрывать в удобстве автобусному сообщению, поскольку платформа Дзержинская находилась на окраине города, вдали от жилых районов, движение было слишком редким и не было прямого маршрута до Москвы. К тому же, электричка "полюбилась" люберецким хулиганам. Пассажирское движение на линии просуществовало до 1997 года. В отличие от аналогичных линий Нахабино - Павловская Слобода и Мытищи - Пирогово, Дзержинской ветке чудом удалось избежать уничтожения. Это объяснялось тем, что от неё отходят активно работающие подъездные пути на Московский нефтеперерабатывающий завод в Капотне и на предприятия Люберец и Лыткарино. И все же была разобрана соединительная линия между станциями Мальчики и Панки, грузовые поезда стали направляться на станцию Люберцы-2. С конца 1990-х годов участок между станцией Яничкино и платформой Дзержинская также перестал использоваться, был демонтирован контактный провод. Однако рельсы сохранились до сих пор. Скорее всего, возобновление пассажирского движения не произойдет уже никогда, хотя оно намного облегчило бы транспортную ситуацию в городе Дзержинский...
Расписание электрички Панки - Дзержинская из архива Андрея Оболенского obolev. Не менялось как минимум с 1990 года до момента отмены:


Наше исследование состоялось 2 января 2013 года, в один из редких солнечных январских дней. Нас привлекало прежде всего то, что, по слухам, близ бывшей станции Дзержинская сохранился ближайший к Москве семафор, хоть и недействующий. Вообще семафоры, некогда повсеместно распространенные, были почти повсеместно вытеснены светофорами, имеющими различные преимущества и недостатки друг перед другом (эти понятия не следует путать: светофор даёт показания при помощи лампочек, семафор - красно-белыми пластинами). Но на некоторых второстепенных дорогах они сохранились и по сей день (часть из них я посетил, рассказы можно найти в моём журнале по ключевому слову " семафоры"). Причем Дзержинская ветка была единственной в СССР железной дорогой, где электрички отправлялись со станций под семафорным крылом, обычно эти две сущности не сочетаются друг с другом.
Началось наше путешествие со станции Люберцы-1, где навстречу нам неожиданно прошел экспресс Москва - Голутвин, окрашенный в цвета частного перевозчика "РЭКС", обслуживающего экспресс-линии до Лобни, Ожерелья, Можайска. Позже выяснилось, что мы увидели "РЭКС" в один из первых дней работы на Рязанском направлении. Около станции сели в автобус № 21, проезд в котором стоил 32 рубля до Дзержинского (для сравнения, в Жуковском на большинстве маршрутов - 30 руб. по городу). Одна женщина посоветовала нам выйти не на Стройгородке, а у ж/д переезда, который почему-то не был обозначен на карте. Спасибо ей, иначе, как позже выяснилось, мы не увидели бы семафор. Мы решили пройти от переезда до станции на северной окраине г. Дзержинского.

Вот и тот самый переезд. За воротами - одна из территорий знаменитого ФЦДТ "Союз", из-за которого Дзержинский был закрытым городом. А то место, где мы оказались - недействующая станция Дзержинская. Остатки платформы нам найти не удалось.


Пути уже много лет не используются. Не расчищены даже стрелки.


Одна из стрелок этой станции ведет в миниатюрное локомотивное депо на один локомотив.


По слухам, в настоящее время там стоит тепловоз ТГМ4, принадлежащий ФЦДТ.


Сохранились почти все опоры контактной сети, чудом не попавшие в металлолом.


Отсюда раньше уходил какой-то второстепенный подъездной путь. Главный путь - правее


Станция во время работы - редкая историческая фотография примерно с этого же ракурса. Сделана неизвестным автором в 1992 году, обнаружена в 2021-м. Платформа находилась за составом с противоположной стороны.


А места здесь не совсем глухие. Параллельно колее, безнадежно заметенной снегом, тянется тропа, которую местные жители используют для прогулок.


Здесь повстречали пожилую пару. Они нам сказали, что здесь поблизости нет никакого семафора, а есть только в Яничкино, в 7 километрах. О семафоре в южной горловине станции Яничкино мы знали до этого, равно как и о том, что скрывается среди деревьев где-то рядом. Мы пошли дальше. Прошли метров 70...
И вдруг перед нами предстал двукрылый СЕМАФОР!





Крылья немного помяты, а сбоку нависает дерево. Но все равно он целый. Возможно, зимой он смотрится намного лучше, так как  летом зелень нависающего над ним дерева закрывает его почти целиком.


Он входной на вышеописанную станцию Дзержинская, так как в направлении к ней крылья красные, в нашем направлении - белые.
А мы идем дальше от чудесного видения красных крыльев в чистом на редкость январском небе.


Места тем временем становятся все глуше.


Чтобы представить здесь электричку, нужно сильно напрячь воображение.


Мостовой кран.





Вскоре начинается безымянная станция ФЦДТ. Что интересно, ее границы никак не обозначены, хотя станция действует.


А за стрелками здесь уже следят.











Две стрелки красиво стоят вплотную.








Здание депо, такое же маленькое, как и на станции ФЦДТ.


Единственное станционное здание, которое удалось найти.


Старинный деревянный багажный вагон рядом с депо.


Оказалось, что станции Дзержинская и ФЦДТ принадлежат подъездному пути, а перегон Яничкино - ФЦДТ - нет.


Вот и переезд. Наше путешествие окончено. Дальше - Яничкино, но это в следующий раз.


А пока двигаемся в сторону знаменитого Николо-Угрешского монастыря.
По пути увидели несколько старинных вагонов. Уже стремительно надвигались зимние сумерки.


28 марта 2013 года автору удалось оказаться в Котельниках и сделать несколько фотографий семафора на станции Яничкино. Работа на станции была очень напряженная, маневровые локомотивы сновали туда-сюда, таская товарные вагоны по путям и формируя составы получателям, поэтому полностью осмотреть станцию не получилось.








Внутри этого нехитрого устройства выросло дерево, поэтому летом такого вида не будет.
На этом и закончим. Хочется надеяться, что ветка Панки - Дзержинский ещё долго будет таким своеобразным уголком железнодорожной старины.

малодеятельные линии РЖД, Дзержинский, подъездной путь, Железная дорога, Люберцы, семафоры, электричка

Previous post Next post
Up