(Борисевич В.Г. Оптимизация музыкально-технического развития учащихся-гитаристов на начальном этапе музыкального образования // Модернизация содержания, методов и форм музыкального образования в современных условиях / Ред.-сост. Е.А. Бодина; ред. колл.: Г.С. Алфеевская, Н.Н. Телышева. - М.: МГПУ, 2009. - С. 187-194.)
Современный уровень развития гитарного искусства требует от молодых исполнителей наличие особых специфических качеств и умений различного характера, которые непосредственно касаются их творческой деятельности. Поэтапное формирование и развитие этих умений и качеств должно обеспечить в дальнейшем конкурентоспособность будущих исполнителей на мировом уровне.
Конечным продуктом исполнительской творческой деятельности является создание адекватного художественного образа. А умение создавать последнее напрямую связано с состоянием и возможностями технического арсенала исполнителя. Поэтому в настоящее время во всем мире уделяется серьезное внимание техническим проблемам и методам их решения на всех этапах обучения гитаристов. Причем многие известные гитаристы и педагоги по классу гитары (напр.: Н.А. Комолятов Э. Пухоль, А. Сеговия, Р. Эверс и др.) разработали свои системы упражнений для развития безукоризненной техники игры. Но, к сожалению, большинство этих инновационных методов не издаются в России и, как следствие, не доходят до отечественных педагогов, а используются только непосредственно учениками их авторов по месту учебы.
В отечественной учебно-методической литературе методы развития техники игры на гитаре разработаны бессистемно и освещены явно недостаточно. Поэтому в целях повышения исполнительской культуры отечественных гитаристов назрела необходимость детально разобраться в этом вопросе именно на начальном этапе обучения и определить основные принципы построения подобных систем для развития исполнительской техники удовлетворяющей «мировым стандартам».
В современной российской музыкальной педагогике обучение исполнительскому мастерству на гитаре регламентируется различными программами. В них раскрываются содержание и методы развития исполнительской культуры учащихся-гитаристов.
Одной из первых программ по классу шестиструнной гитаре для детских и вечерних музыкальных школ вышедшей в СССР, которая частично согласуется с современным уровнем развития исполнительской культуры, является программа пятилетнего обучения 1982 года Г.А. Ларичевой и Л.В. Акишиной (1). Относительно отчетности по исполнительской технике в ней рекомендуется проводить один технический зачет в конце III четверти, состоящий из сдачи этюдов на различные виды техники и штрихи (арпеджио, аккорды, легато), гамм в различном изложении (аппликатурные системы, количество октав, ритм, интервалы) и чтении с листа. В старших классах к этому списку добавляются каденции и арпеджио в различных тональностях.
В справочное пособие 1999 года по нормативным документам, учебным планам и образовательным программам для ДШИ включена программа по классу шестиструнной гитары Г.А. Ларичевой 1988 года, которая практически почти повторяет программу 1982 года. Но особенностью примерных образовательных программ по видам искусства (в том числе и по гитаре) для ДМШ и ДШИ вышеназванного сборника является общая для всех музыкальных специальностей методическая записка, составленная группой ведущих педагогов под руководством профессора А.Д. Алексеева в 1988 году (2). В ней совсем опускаются технические зачеты, вместо которых с 3- го или 4-го класса вводятся контрольные уроки. Это сделано в целях уменьшения нагрузки учащихся и, безусловно, не способствует лучшему усвоению материала и скорейшему развитию их исполнительской культуры.
На основании этих нормативных документов в 2002 году В.А. Кузнецовым и А.Ф. Гитманом составлена самая последняя учебная программа по предмету «шестиструнная гитара» (3), в которой также опущены технические зачеты.
Относительно развития технических навыков в этой программе говорится, что «на протяжении всех лет обучения должна проводиться планомерная и систематическая работа над важнейшими разделами музыкально-технического развития учащегося. Следует прививать ему сознательное отношение к необходимости усвоения тех или иных технических приемов, ясное представление о художественной цели, которой они служат» (с. 3).
«Проверка технической подготовки учащихся, умения читать ноты с листа, подбирать по слуху, транспонировать на доступном для учащегося уровне осуществляется на одном-двух контрольных уроках в течение учебного года в присутствии других педагогов отдела. Контрольные уроки такого рода проводятся с 4 класса и оцениваются словесной характеристикой; при этом кратко отмечаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки» (там же, с. 7).
Во всех выше упомянутых программах кратко указываются общие технические требования к учащимся, главным образом касающиеся работы над гаммами.
В настоящее время, несмотря на вышеизложенные рекомендации по упрощению учебного процесса во многих ДМШ и ДШИ технические зачеты в классах гитары все-таки проводятся на протяжении всего курса обучения по два раза в год в I и III четвертях. Как правило, технический зачет состоит из прослушивания одного этюда и одной гаммы с аккордовой каденцией, а также проверки навыков чтения с листа.
Подготовка к сдаче технических зачетов и экзаменов происходит на уроках в школе, где школьники в индивидуальном порядке вместе с педагогом изучают репертуар и в его рамках решают возникшие технические трудности. Полученные в школе знания учащиеся закрепляют дома самостоятельно. По учебному плану на занятия по специальному инструменту в ДМШ и ДШИ отводится по два академических часа в неделю на каждого учащегося. Примерно так организован учебный процесс по обучению игре на гитаре в современной российской среднестатистической музыкальной школе.
Работа над техническим развитием учащихся почти целиком и полностью происходит в рамках изучаемого ими репертуара. Исключение составляют гаммы, освоение которых чрезвычайно важно в музыкально-техническом развитии школьников. Но они изучаются отдельно от музыкальных произведений, да и сами учащиеся-гитаристы, как правило, относятся не очень серьезно к этому виду деятельности т.к. не видят в нем в ближайшей перспективе положительного результата.
Таким образом развитию исполнительской техники на гитаре уделяется недостаточное внимание, что в конечном итоге мешает полноценному художественному развитию учащихся-гитаристов и существенно ограничивает их исполнительские возможности.
Создавшееся положение можно исправить, путем модернизации учебного процесса в классах гитары относительно регламентации и упорядочения работы над техникой исполнения на гитаре.
Для этого всех учащихся класса следует разделить на группы. В каждую группу должны входить учащиеся примерно с одинаковым уровнем музыкально-технического развития. Минимум таких групп должно быть две. Первая группа будет состоять из начинающих учащихся преимущественно младших классов, а вторая - из учащихся, имеющих средний или высокий уровень, т.е. в основном из старшеклассников.
Время на проведение группового урока можно выделить следующим образом. Если сократить каждый индивидуальный урок на 5-10 минут, то мы получим при нагрузке на одну ставку (9 учащихся старших классов или12 учащихся младших классов) экономию от 2-4 академических часов для 9 учащихся до 2,7-5,3 академических часов для 12 учащихся. Кроме того, сокращение урока для учащихся младших классов полностью оправдано, т.к. большинство из них все равно не могут полноценно работать 45 минут ввиду притупления их внимания и быстрой утомляемости. Именно по этой причине во многих общеобразовательных школах урок в начальных классах длится 35 минут. Напротив, для старшеклассников уменьшение индивидуального урока на 5 минут никак не должно отразиться на качестве прохождения и освоения ими музыкального материала, т.к. оно зависит не столько от длительности урока, сколько от приобретенных за время учебы навыков. Как видно из предыдущих рассуждений найти один академический час в неделю на группу не представляет особой сложности.
Педагогу следует обратить внимание на то чтобы занятия, направленные на развитие исполнительской техники носили развивающий характер и не были исключительно только ради одной техники. Здесь особенно важен творческий и индивидуальный подход. Например, когда на основе полученных на уроке знаний учащиеся стремились бы придумывать новые развивающие упражнения-этюды.
Время, затрачиваемое учащимися на работу над исполнительской техникой следует планировать заранее, охватывая все основные ее виды. Но в целом оно не должно превышать 20-30% от общего времени занятий инструментом. В противном случае техника может начать превалировать над художественным содержанием музыкального произведения и перестать способствовать раскрытию его образа.
Техническое совершенствование учащихся-гитаристов должно включать в себя работу над исполнением:
1. арпеджио;
2. интервалов и аккордов;
3. гаммообразных пассажей;
4. тремоло;
5. технического легато и мелизматики.
На каждом уроке целесообразно подробно рассматривать какой-нибудь один из специфических исполнительских приемов, а затем для приобретения устойчивого навыка учащимся следует отрабатывать его самостоятельно дома минимум до следующего урока, т.е. одну неделю. Очень полезно время от времени возвращаться к пройденному материалу. Но работа над техникой исполнения всегда должна носить циклический характер, подобно спирали, когда возвращение к изученным ранее приемам происходит с постоянным усложнением.
Все упражнения должны проигрываться в различных темпах, громко и четко. Следует избегать механических бесконтрольных повторений. Это достигается только с помощью постоянного анализа действий. Очень полезно пользоваться методом преувеличения формы и активности игровых движений и их слухового осознания (4). По внутренним ощущениям следует стремиться к тому, чтобы в процессе звукоизвлечения вся энергия или сила была направлена в последнюю фалангу (самый кончик) пальца (особенно это касается правой руки, в случае с левой рукой исключение составляет прием баррэ) при обязательном условии расслабленного состояния всех мышц тела. Если в процессе занятий в какой-либо части тела (мышце или группе мышц) происходит зажим, то дальнейший технический рост будет замедлен или вообще остановлен. Анализом и развитием правильных внутренних ощущений следует серьезно заниматься не ранее чем с десятилетнего возраста, когда ребенок психологически подготовлен к самоконтролю и самоанализу не на самом примитивном уровне.
Специфика технически развивающих упражнений для учащихся младших и старших классов имеет существенные различия. Кратко рассмотрим их.
Вся работа над развитием техники начинающих учащихся-гитаристов должна быть направлена на формирование основ исполнительской «школы». Этому способствует изучение и исполнение всевозможных арпеджио в стандартной аппликатуре для правой руки (палец p играет на 6, 5, 4 струнах, а пальцы i, m, a на 3, 2, 1 струнах соответственно). Изучение техники игры интервалами, аккордами (в типовой аппликатуре) и тремоло (на любой струне кроме первой) рекомендуется также ввести на начальном этапе обучения. Далее по мере стабилизации постановки рук и музыкально-технического развития учащихся-гитаристов младших классов можно приступать к работе над гаммами. Гаммы лучше всего сразу начинать играть приемом «апояндо» и использовать типовую аппликатуру А. Сеговии. В отношении изучения в младших классах технического легато и мелизматики педагогу следует особенно внимательно контролировать выполнение восходящего легато, а в работе над мелизмами следует ограничиться исполнением различных форшлагов и коротких трелей на одной струне в стандартной позиции (нормальном расположении) без аккордового сопровождения.
В старших классах, когда уже заложена основа классической «школы» игры на гитаре, для достижения ощущения свободы и расширения исполнительских возможностей следует целенаправленно отходить от типовых аппликатурных формул. В свете этой идеи интересна система развития техники правой руки, предложенная профессором Высшей школы музыки Дортмундского университета (г. Мюнстер, Германия) Р. Эверсом. Она построена на использовании всевозможных, в том числе и нелогичных аппликатурных вариантов исполнения «ломанного» арпеджио Этюда №1 Э. Вила Лобоса. Данную идею можно использовать и в старших классах детской музыкальной школы во всех видах арпеджио.
Развитие аккордовой техники старшеклассников целесообразно осуществлять в рамках метода импровизации и творческой интерпретации, который позволяет стимулировать развитие гармонического слуха, импровизационных навыков, способности подбора аккомпанемента по слуху с применением буквенно-цифрового обозначения аккордов. Исполнение аккордовых последовательностей (5) в различных тональностях способствует развитию стабильности и мобильности двигательно-моторных навыков, чувства исполнительской свободы, интерпретаторских возможностей, необходимых для достижения высокого уровня исполнительской культуры.
Пассажную технику учащихся-гитаристов старших классах следует развивать в работе над гаммами. Известно, что гаммы во всех тональностях в аппликатуре А. Сеговии рекомендуется исполнять приемом «аппояндо» в двух и трех пальцевой аппликатуре правой руки во всевозможных комбинациях и в различном ритмическом оформлении (например: дуолями, триолями, квартолями, квинтолями и т.д.). К вышеописанным гаммам полезно будет добавить изучение гамм в широком расположении (расширенных позициях).
Прием тремоло старшеклассникам следует отрабатывать в различных аппликатурных решениях (например: p, a, m, i // p, i, m, a // p, i, a, m, i // p, a, i, m, a).
Работа над техническим легато включает в себя освоение этого приема в расширенных позициях в различных голосах с применением аккордов. Элементы мелизматики учащимся-гитаристам старших классов следует осваивать как на одной струне (техническое легато), так и на разных струнах (арпеджио).
Учащимся старших классов, особенно тем, кто планирует заниматься гитарой профессионально, следует в обязательном порядке развивать мизинец правой руки. Причем комплекс упражнений для его разработки должен строиться на исполнении арпеджио (6) , гамм и расгеадо.
Таким образом, ускорению музыкально-технического развития учащегося-гитариста способствует грамотная и рациональная модернизация учебного процесса в музыкальной школе, позволяющая системно подойти к решению задачи повышения технического мастерства учащихся-гитаристов, необходимого для полноценного развития их исполнительской культуры. Работа в этом направлении должна иметь развивающий характер, творческое начало и индивидуальный подход к каждому учащемуся.
(1) Программа для детских и вечерних музыкальных школ. Специальный класс шестиструнной гитары / Сост. Г.А. Ларичева, Л.В. Акишина - М.; 1982. - 48 с.
(2) Детская школа искусств: нормативные документы, учебные планы, образовательные программы. Справочное пособие / Сост. Э.Р. Дарчинянц. - М.; 1999. - С. 235-243.
(3) Примерная программа по учебной дисциплине «Музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств / Сост. В.А. Кузнецов, А.Ф. Гитман. - М.; 2002. - 20 с.
(4) Захаров Р.П. Проблема слухо-двигательной координации и стабилизация моторной программы гитариста в процессе технического освоения музыкального произведения // Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тез. междунар. науч.-практ. конф. 12-13 апр. 2005 г. / Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова. - Тамбов, 2005. - С. 45-48.
(5) Виницкий А.И. Аккорды и аккордовые последовательности для шестиструнной гитары. - М.: Престо, 2000. -32 с.
(6) Подходящим музыкальным материалом для разработки мизинца правой руки в арпеджио может служить средняя часть Прелюдии №2 Э. Вила Лобоса.
Октябрь 2008, Москва
Скачать статью можно
тут