![](https://3.downloader.disk.yandex.ru/preview/23b5b48cf92b0435f3ed66eae7134800269a082ba9c4dd35d5897595cfead3e1/inf/GcveEVWwT5cFSlfDHTLlTWMsCsId4sYKpb_ZcoG5XqYTQpCFlv0lzl10VGtnteN7MVnaCthvEfTofe0cdxqjtA%3D%3D?uid=0&filename=Image00204jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&tknv=v2&size=1280x807)
Наконец-то мне удалось побывать в Ирбитском музее мотоциклов. Многие мои френды требовали отчета именно об этом музее. Ну что, я не буду откладывать в долгий ящик отчет о посещении этого места. Окунемся в мотоциклетную историю.
2. История мотоциклов марки ИМЗ (Урал) началась в 1940 году. За основу был взят Мотоцикл "БМВ R71", который было предписано тщательно скопировать. Для осуществления поставленной задачи анонимно были закуплены в Швеции 5 экземпляров BMW - R71.
![](https://2.downloader.disk.yandex.ru/preview/ac7420c1aee3eadd56d8cafc6f9f0688ea2f415daa269ad72c0ccb9d7126ee49/inf/KgZFIwzoUU6wfCO1HKH8XyYu8YAMmhZOb2Z_Ln6qjFspwtqOCn61G4uM0YuP4qqHrTxjEhE1Ix2VXyQ5Fs5BJA%3D%3D?uid=0&filename=Image00221jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&tknv=v2&size=1280x807)
3. После изучения конструкции этих мотоциклов в 1941 г. на Московском мотоциклетном заводе началось производство нового мотоцикла М-72. По договоренности туда поставляли: ЗИС - двигатели, КИМ (АЗЛК) - коробки передач, ГАЗ - карданный вал и боковую коляску.
![](https://1.downloader.disk.yandex.ru/preview/ac6e93f63bb87f25da2514e49c8ae685b8402be7d385ebb6d0cc0bdd880993c7/inf/hYKOct9hn3bXV7zZ999do6FIij10LQJ4LdaZKCtCsZC56qLp_SgNi1cK-yinPEE0WcQqpa0gWs36KK3jk92BRw%3D%3D?uid=0&filename=Image00219jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&tknv=v2&size=1280x807)
4. Начавшаяся война заставила эвакуировать оборудование заводов, расположенных в Москве, Ленинграде и Харькове далеко на восток, в уральский город Ирбит, где в короткие сроки было развернуто производство этих мотоциклов.
![](https://2.downloader.disk.yandex.ru/preview/4842cc2e6ac3d41f9df0e46e1c06ef221ed804626efd6523a06a46896fa1a2e4/inf/wussJz1Np4ebDe8Wg4Lf0X2XcKS04uL2pZr4qU9CCKM65lP5lA30eIa4y6xg7SvHSTkItlDVmZCFyDrEd2q-Nw%3D%3D?uid=0&filename=Image00213jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&tknv=v2&size=1280x807)
5. Но все же потребности Красной Армии в мототехнике в годы Великой Отечественной войны удовлетворялось главным образом за счет лендлизовских поставок из США и Великобритании. В частности, мотоцикл Харлей-Девидсон WLA экспортировался США аж до 1945 года.
![](https://2.downloader.disk.yandex.ru/preview/7ce1b2c6fcb66e2d9185092d38d09d91dc8ae77eb21b30a2b3e8893da4ee0766/inf/efMBly8DKWeti7FQKN3kenW-PEQo1WiS8ycgRL65jtZsX4TRv9PwRPYy2eiF3odCrEorTK0nOJFF80slTggpWA%3D%3D?uid=0&filename=Image00223jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&tknv=v2&size=1280x807)
6. Несмотря на все трудности 25 февраля 1942 года была выпущена первая партия мотоциклов М-72 из двигателей, привезенных из Москвы.
В 1943 году на собранные ирбитчанами добровольные пожертвования была сформирована мотоколонна из 106 мотоциклов и отправлена на фронт. Вскоре на ИМЗ поступила телеграмма с благодарностью от Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина.
![](https://2.downloader.disk.yandex.ru/preview/46145d01d1951a1caad01e0ab1bf96ab260fe13e8cc8685567e8e4c2dcf54b47/inf/MvssCUqeUfYnFX4R1Ks0Pq6atg0xwDq-Yjins17-7aeteFHeARB4p1-_HOoRAVAEdxoHr9bWxdAeniqKJN6VCQ%3D%3D?uid=0&filename=Image00210jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&tknv=v2&size=1280x807)
7. Мотоцикл М-72 советского периода выпускался крупными партиями, с 1940 по 1960 год, на нескольких заводах. Его делали в Киеве (КМЗ), Ленинграде, завод "Красный Октябрь", в городе Горький (ГМЗ), в Ирбите (ИМЗ), на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ). Первоначально тяжелый мотоцикл М-72 производился исключительно для поставок в вооруженные силы. Машина оснащалась легким пулеметом, который монтировался на передней части коляски. Мотоцикл не поступал в гражданский сектор торговли, и если какой-либо человек появлялся "верхом" на М-72, его останавливали, а машина отбиралась без объяснений. На мотоцикл М-72 в гражданском варианте по-прежнему устанавливались ячейки для боеприпасов и ЗИПа, а также вертлюжное устройство для ручного пулемета системы Дегтярева.
![](https://3.downloader.disk.yandex.ru/preview/250ea2221154cf579c90ff6e8314a39fd0baea1906d7da337e5d34235c60afd5/inf/ZZSKtaC_ml7hCKDMEqz2pXCQviUI2OBaGRDV2SLJWaYvHlSy5O_V6zJYh83Juxa94oNc8S-5W-y_dGSGgQ7O7w%3D%3D?uid=0&filename=Image00016jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&tknv=v2&size=1280x807)
8. Всего за годы войны было изготовлено почти 10 тыс. M-72. Эти мотоциклы использовались во всех родах сухопутных войск, например в связной службе и в разведподразделениях танковых и механизированных соединений. Кроме того, еще в предвоенный период формировались отдельные мотоциклетные полки, которые с начала производства M-72 комплектовались этими машинами. Различные модификации оснащались радиостанциями, пулеметами, легкими минометами.
![](https://3.downloader.disk.yandex.ru/preview/09c13307cdc60293293e0992991440307e9a43a5dc2524e599314d02b0ee91d6/inf/jv8SAkIP1FArkLDChJUFj0Y8nMkvPvsYj0Eq7fUKP60LRxk7JkinV0o9uhTZoSlK3_P7uWNOtabBe22IfP3tMA%3D%3D?uid=0&filename=Image00013jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&tknv=v2&size=1280x807)
9. Много сложено историй про мотоциклистов-разведчиков и их подвиги. Решающего значения в сражениях Второй мировой войны мотоцикл не имел, так как был не защищен от вражеских снарядов и пуль. Достаточно было небольшому осколку мины попасть в двигатель, и он останавливался, солдаты оставались без прикрытия и погибали. Эффективно использовать М-72 можно было только в случае молниеносной атаки, в обстановке неожиданности, когда враг растерян и не может оказать сопротивления.
![](https://1.downloader.disk.yandex.ru/preview/2ac40f122a2a223e3b14377c8146b52ca9eadbbc73eb17f19934c171c240160a/inf/CMQDVNprazDhHL5u6Yq5l7XtAdcc31RKS_N7dxoOrlLkz-7rYfY3qBUwklYMcBwDcMinXrC4GniJOTWh809vqg%3D%3D?uid=0&filename=Image00020jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&tknv=v2&size=1280x807)
10. Мотоцикл с индексом М-61, малыми партиями собиравшийся с 1957 года, целиком заполнил сборочное производство в 1960 году и строился до 1963 года. Он стал первым, получившим наименование "Урал". С 1961 года параллельно собиралась модель М-62 с новым распределительным валом и механизмом автоматического опережения зажигания. Мощность мотора увеличилась до 28 л.с. Модернизированная коробка передач - с зубчатыми муфтами включения вместо кулачковых - была унифицирована с мотоциклами Киевского мотозавода (КМЗ). Кроме того, были увеличены хода подвесок и изменена форма кожухов передней вилки.
![](https://3.downloader.disk.yandex.ru/preview/5b11bab404c2358ae0f20651f4be55e8f6da2c2ef728742a336464931f1aebee/inf/f-t6YWOAkQstAg4yMQ6oVRdOQaI_Ebp8zuzRsJx5Cbc2saijWjhkptqtcFC2cJJODjmgT42btTYsHO9slHTrcQ%3D%3D?uid=0&filename=Image00022jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&tknv=v2&size=1280x807)
11. Не следует думать, что на Ирбитском заводе не велось никаких экспериментальных разработок. Наоборот, опытных мотоциклов было очень много, и перечислить их все нет никакой возможности. Чего стоит хотя бы М-65 - мотоцикл, получивший сдвоенную фару, широкопрофильные шины, новую коляску и гидравлический привод тормозов. Но завод финансировался по остаточному принципу, и "наверху" не видели смысла вкладывать средства в кардинальное обновление мотоциклов: за ними и так стояли в очереди.
![](https://3.downloader.disk.yandex.ru/preview/412010e9f0c3dc1bf0edb474fb446cafdf51859d6b6ecbb39282bb11b151bc18/inf/wPT9_6H8GTV3d-PXZrNOUkewTk4hKyBLMrxq6wFFS0B3lJYsSWjNnSGhrG8pGcSnHvbzCyjub-CjTaNqcl74QQ%3D%3D?uid=0&filename=Image00233jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&tknv=v2&size=1280x851)
12. Показательна в этом смысле судьба опытной модели М-73. На ее разработку было получено техзадание "сверху". В конструкции машины воплотились более десятка изобретений, на которые были получены авторские свидетельства. Алюминиевые цилиндры, подвеска мотора на сайлент-блоках, пятиступенчатая коробка передач с задним ходом, электростартер, трансмиссионный стояночный тормоз - вот далеко не полный перечень новшеств, примененных на этом мотоцикле. Машина прошла цикл жестких испытаний и была рекомендована в серию, но до производства дело не дошло: унификация с серийном моделью оказалась минимальной, а переналадку производства посчитали дорогой и ненужной.
![](https://4.downloader.disk.yandex.ru/preview/cc237c5ee229d1278439d7c26618a9e3036a6ab411b0f92ee56518b0ad218713/inf/KZ2F_QfHqagTayi-CwImiNj_Xe59tmXxnSTVxTVUo7RaNTCoP06PM3F7Q_qIBhQKF7ykQXISdFqyjmdbVx8oXQ%3D%3D?uid=0&filename=Image00234jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&tknv=v2&size=1280x851)
13. Посмотрите на этот чудо-аппарат. Это - "Гель". Выпускался ИМЗ совместно с московской фирмой "Гель". Рекомендовалась для сотридников Министерства Внутренних дел и Министерства по чрезвычайным ситуациям. Год выпуска 1995.
![](https://3.downloader.disk.yandex.ru/preview/a5ea288db6a5aceaf43893c0dbb9cd9489c757c74812ed3cae8a1d60677cfb56/inf/CPK4y9WI0u0IKMmhPt-EFs3ciCs6vMr2BS2iPRdAbNB__-a38QkrOKPNZ686eTJgD1iGiXJdSZuQDl9dZu2E-Q%3D%3D?uid=0&filename=Image00034jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&tknv=v2&size=1280x807)
14. Как было сказано ранее, завод постоянно отмечался высшими знаками отличия.
![](https://4.downloader.disk.yandex.ru/preview/315bd0508a974af552e897d5036bf22c71382e10a50694510ab86b42a462c801/inf/bVH5PCEvz0lUsetv1v0bFT94pz90THe0nrIya8zIQ-CHLR2ELJwE_bMiEZqXKA7Zww9-b9K3v4AZYbq6rVzMSw%3D%3D?uid=0&filename=Image00027jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&tknv=v2&size=1280x807)
15. В Ирбитском музее мотоциклов можно даже в фотографиях узнать все важные исторические моменты, связанные с мотоциклетным заводом.
![](https://2.downloader.disk.yandex.ru/preview/33f863fc055be82fa614f1b70600912fd5182c7fd661332cf67bb0b87eac019e/inf/YvfVjAp1llDd6ZjtIvGAsjersl6h0kJUqONoT0RuBjsKTYu45Lb6YG8eIhocd_NVS2TdT6QFi_6hqNgHhdwhuA%3D%3D?uid=0&filename=Image00214jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&tknv=v2&size=1280x807)
16. Нельзя не упомянуть и имя преданного работника ИМЗ. Это Костевич Владислав Казимирович. В Ирбит выпускник Алтайского института сельскохозяйственного машиностроения Владислав Костевич приехал по распределению в августе 1951 года. Немногие на мотоциклетном знали тогда, а тем более теперь, что за его плечами была Великая Отечественная война - о себе молодой специалист, позднее - руководитель разного уровня рассказывать не любил, награды даже по праздничным дням практически не надевал.
![](https://1.downloader.disk.yandex.ru/preview/74b29bd90d788aa86385f1a33fb3845bc406686fb70ba084ff10034a4f426182/inf/aAE5i6-IcTE2lLR1wFZUQc74Wnr0Lr4JTSFOK9VbXKuhcnPwMo8kmBvubWJ9uD52QfdISnfmAoC2-Txzys4olg%3D%3D?uid=0&filename=Image00230jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&tknv=v2&size=1280x807)
Семью Костевич (супругу Елену, выпускницу Иркутского сельско-хозяйственного института, сыновей - четырехлетнего Сережу и двухлетнего Витю) поселили в общежитие барачного типа. Оба трудились на ИМЗ. Уже спустя год Владислав Казимирович был назначен заместителем главного технолога, а еще через три - главным технологом, в 1958 году - главным инженером, а с июня 1965 года - директором мотоциклетного завода. Владислав Каземирович заботился не только о производстве, но и о людях.
Владислав Казимирович, проработавший на заводе к этому времени уже 14 лет, понимал, что не может жить больше завод без клуба. Организацию культурного отдыха людей он считал своим кровным делом, таким же, как выпуск мотоциклов.
Посоветовался директор с членами партийного бюро, начальниками цехов. Договорились своими силами форсировать строительство Дворца культуры. В 1965 году правительство полностью профинансировало стройку.Коллектив мотозавода явился пионером в строительстве отличного, современного очага культуры, который носит имя Костевича и функционирует по сей день.
17. Вернемся к военной истории мотоциклов. Вот, например, мотоцикл БМВ "Р-12". К 1941 году на вооружении в Германии находилось 36 тысяч таких мотоциклов. Особенности конструкции: штампованная рама, передняя вилка с гидроамортизаторами, двухходовая коробка передач автомобильного типа. Мог эксплуатироваться с коляской.
![](https://2.downloader.disk.yandex.ru/preview/1da773762cd232177ed78049ae421f3a4eaa092e5b57094f890963fdb0c0a59c/inf/tG76N9sRKqv8GPuiqMdtWRpRq3Or2FOsQnH2vvK9gLei-zDUS3Y9ApxD6W4VBagv1KUrgh9EQK-G3i-JxTx_tg%3D%3D?uid=0&filename=Image00208jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&tknv=v2&size=1280x807)
18. Немецкая армия в то время на конкурсной основе выбрала мотоцикл Zundapp K500W и приняла его на вооружение. Он был оснащен двухцилиндровым двигателем объемом 498 см3 мощностью 16.3 л.с. Мотоцикл использовался в войсках как одиночка и с коляской.
![](https://3.downloader.disk.yandex.ru/preview/d9043296facf5803f2b1b7ecf979852659afcd917cb6f1cae03fcd3b4bd858dd/inf/kOc98TVe7AaKDTsDEPzrdn2LmFAnId3LVQFqVBYf3S9FjoLoLDdCrHws-Og4RFGBM7JkJfGwhZalUV7JCiRjFw%3D%3D?uid=0&filename=Image00005jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&tknv=v2&size=1280x851)
19. В начале 1998 года произошла смена основного акционера, ИМЗ стал собственностью корпорации "Биопроцесс-НИПЕК". Завод, выпускавший 40 лет модель мотоцикла с коляской, еще в 1996 году изготовил первую одиночку марки "Урал" - мотоцикл "Соло". Правда по внешнему виду он мало чем отличается от обычного "Урала".
![](https://2.downloader.disk.yandex.ru/preview/575a5609502aed52ba63f1fc6f4bbadcead1d44a0ed1ddff69e78158ff0ff14c/inf/kAvPzYR-3Ewcoskz0Nml0bAnAt__yDvdDYsyibBaGeCder1n_-gR4Slp01P6cEhhU2LvJksIBc765s_nyQHX6A%3D%3D?uid=0&filename=Image00227jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&tknv=v2&size=1280x851)
20. А вот следующая модель - "Вояж", появившаяся в 1997 году, до сих пор, по оценке потребителей, стоит отдельной строкой, вызывая множество самых разнообразных высказываний.
![](https://2.downloader.disk.yandex.ru/preview/8228573740f377bdbfa3d6720b28352795958acd515383e56e385dc0b5aba9df/inf/W9fgmMbg9KlyOLR_ehDI_XGZeKDnnnBrPuXTqM-hz4GdDCqzZKFahFsEcuKdB6nX-2QLznvKLBEWnoSDCuC5tQ%3D%3D?uid=0&filename=Image00041jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&tknv=v2&size=1280x851)
21. А в 1998 году создали "Кобру" - модель, ориентированную на байкеров.
![](https://3.downloader.disk.yandex.ru/preview/5c3c951d0e6ff453afb2570811afd019587083aeb0414653e3c7ff73dd322e92/inf/6R9BaFmzvo0hMjmg_h9BueVb6UmBGFCpBc8gUTZGKcPclOzmd6-lz0cUEq8xz3kS60qSLypYqeFnaANShJKVcQ%3D%3D?uid=0&filename=Image00042jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&tknv=v2&size=1280x851)
22. Шоссейно-кольцевые гонки были очень популярны в 50-е годы, в них участвовали многие выдающиеся гонщики, в том числе, Василий Сталин, командующий ВВС Московского округа. Под его руководством была собрана одна из лучших гоночных команд, и туда, естественно, поступала новейшая техника. Гоночные мотоциклы выпускались крохотными партиями - по 20 штук, и выпуск длился 4-5 лет - каждый год выпускали по 4-5 штук каждой модели.
Вот, например, модель М-52С. Это спортивная модель для соревнований по шоссейно-кольцевым гонкам. Выпускалась небольшими партиями в эксперементальном цехе.
![](https://3.downloader.disk.yandex.ru/preview/3854c09746eb8b50051787e4be439ec4a57b2b0f6d7958fb3d7bac5873997fc4/inf/r1WcXAwZfCBAQVKK2fzcGFd4LmVE8dac2K8WLadeV08fz60B7W9z6d6TYnWLX62LMt8BeI_YLgkv1TwYeBUOOA%3D%3D?uid=0&filename=Image00245jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&tknv=v2&size=1280x851)
23. Или мотоцикл "Стрела-1" М-63С, выпускаемый для скоростных соревнований по замкнутой кольцевой трассе. Модель укомплектована верхнеклапанным карбюраторным двигателем объемом 649 куб. см мощностью 55 л.с. и разгоняется на прямых участках до скорости 150 км/час.
![](https://2.downloader.disk.yandex.ru/preview/3650ba39932ec85c074f0e73ee88a09318f07aeb6b532a3e9a3c12246f215bb8/inf/2Sk1j_Ut4FBl50mU2oQfryXXM9fHgGU5uKT53ieuCf_wvv7H2jvlKxPPAt6KAAo4PHnOplOCXRAH49mWUUZh_A%3D%3D?uid=0&filename=Image00247jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&tknv=v2&size=1280x851)
24. Мотоцикл Урал С-51.
![](https://1.downloader.disk.yandex.ru/preview/3c3d0248c6a408ead7d1936e0892948f2b39cb26eb2140aa38ef5f8b5478166b/inf/yVsSbYffdNtsGDI4ZEJLU0ewTk4hKyBLMrxq6wFFS0AOcdQMmR3gbLuLowxI3fkhMIO4GUNAw9LMMQVVKNlrGA%3D%3D?uid=0&filename=Image00044jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&tknv=v2&size=1280x851)
25. Медленно, но верно мы добрались и до гоночных версий мотоциклов. Вот легенадарный Кросс - 1000. Специальный мотоцикл с коляской для кросса. Выпускался эксперементально, небольшими партиями.
![](https://3.downloader.disk.yandex.ru/preview/ad4d697c6b4bbaad402ee782ebc5576e6db08dd8657dd2a779257d488ed55811/inf/IW7WYgFMmvh7Ucj9uqUMDXCQviUI2OBaGRDV2SLJWaYLPhcNzOtzJsbHaaFLnuPYp_1ogNCvoY3bhl6InIkrqw%3D%3D?uid=0&filename=Image00249jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&tknv=v2&size=1280x851)
26. Вообще история ирбитского мотоспорта очень богата. С появлением мотоциклетного предприятия Ирбит был "обречен" на мотоспорт. И это вполне закономерно, так как некоторые москвичи, прибывшие вместе с заводом, уже имели довоенный опыт мотоциклетных баталий.
![](https://3.downloader.disk.yandex.ru/preview/346b0234b3ca886f61e1ef3b2ae3879de424b87487c4496e18df248021e1cc64/inf/SwJWgPfi9ROBzZFabzWUr5NHhmUFXfCDDn5Wtf7_tnSKDFzkAtTWvnQBrF9JiHJf5O3u4ax106FEWw6h3NkY5A%3D%3D?uid=0&filename=IMG20150822141239jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&tknv=v2&size=1280x851)
24. Хорошо зная друг друга по общим московским стартам, Игорь Окунев, Борис Зефиров, Василий Сухоруков и другие, а набралось их около десятка, при поддержке руководства мотозавода, организовали и провели первый показательный мотокросс в Ирбите. Действо это состоялось 25 июня 1944 года на трассе с крутыми лесными спусками, сложными подъемами, болотистыми бродами - всем тем набором "экстрима", что могут преподнести ирбитские Бугры.
![](https://3.downloader.disk.yandex.ru/preview/94cb2454d35e818fa99de63fd96feb84942304c027f0bcf7eb36210d88fe5218/inf/krS6Px704bT7XzSm0G7vlxpRq3Or2FOsQnH2vvK9gLet53Hnj12YBzp6V3om0zNjxWd9Zw_Y6eRO4loOgHbWIQ%3D%3D?uid=0&filename=IMG20150822141102jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&tknv=v2&size=1280x851)
25. В 1948 году на московском первенстве страны чемпионами СССР по мотокроссу становится экипаж восемнадцатилетних Генриха Вартаньяна и Виктора Каржавина. Ирбитские гонщики доказали, что их победы на первенствах Советского Союза не случайны и что город Ирбит - это уже состоявшийся центр (хоть и на периферии) мотоспорта.
![](https://4.downloader.disk.yandex.ru/preview/b56fd8905eedf1ed5168e5effd0f64e060918406f1495d0784643498bf8dcfa0/inf/J_C4ZA5xvDMgFhRSov2ySHiUOkJZO1ExLIlL6z9p2g0SHjxyi7YuH6meq9_GdGfNZU3_KZzuVyB417j72jQSmg%3D%3D?uid=0&filename=IMG20150822141124jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&tknv=v2&size=1280x851)
26. В городе создавалась самобытная ирбитская школа мотоспорта. С тех времен победных финишей у ирбитчан было немало на чемпионатах СССР и Российской Федерации. Пятерым ирбитчанам присвоено высокое звание мастера спорта международного класса - Сергею Щербинину, Сергею Лыжину, Сергею Зырянову, Евгению Щербинину, Сергею Сосновских.
![](https://2.downloader.disk.yandex.ru/preview/ce8bd7ed6cc0065d8a716ac58abbfc08d1fb37685e8a396750c072c2019d0da5/inf/01m6GySjmT_62ZA6RNW-lJNHhmUFXfCDDn5Wtf7_tnSqXQzeO2UsEZ223ytxKA8jokFoE18x8Azoz-oIdo2x1g%3D%3D?uid=0&filename=IMG201508221412291jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&tknv=v2&size=1280x851)
Это всё, что мне удалось узнать об истории мотоциклетного времени. Конечно, мото история очень богата и, чтобы охватить всё, не хватит ни времени ни сил. От посещения музея у меня остались только положительные эмоции. Я горд за свой город, страну. Я горд за то, что мои земляки ирбитчане.
Приезжайте в Ирбит, здесь есть на что посмотреть!:)
В тексте использаван материал из статей:
http://www.biblio-irbit.ru/index.php/kraevedenie/irbit-mototsikletnaya-stolitsa/422-motosport-v-irbitehttp://nezhinmotorfest.jimdo.com/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-zundapphttp://www.motosvit.com/Ural/Ural_1.htmlhttp://zazsila.ru/news/2011-02-08-31 http://izh-motor.ru/index/istorija_motocikla_ural/0-680