Наконец-то мне удалось побывать в Ирбитском музее мотоциклов. Многие мои френды требовали отчета именно об этом музее. Ну что, я не буду откладывать в долгий ящик отчет о посещении этого места. Окунемся в мотоциклетную историю.
2. История мотоциклов марки ИМЗ (Урал) началась в 1940 году. За основу был взят Мотоцикл "БМВ R71", который было предписано тщательно скопировать. Для осуществления поставленной задачи анонимно были закуплены в Швеции 5 экземпляров BMW - R71.
3. После изучения конструкции этих мотоциклов в 1941 г. на Московском мотоциклетном заводе началось производство нового мотоцикла М-72. По договоренности туда поставляли: ЗИС - двигатели, КИМ (АЗЛК) - коробки передач, ГАЗ - карданный вал и боковую коляску.
4. Начавшаяся война заставила эвакуировать оборудование заводов, расположенных в Москве, Ленинграде и Харькове далеко на восток, в уральский город Ирбит, где в короткие сроки было развернуто производство этих мотоциклов.
5. Но все же потребности Красной Армии в мототехнике в годы Великой Отечественной войны удовлетворялось главным образом за счет лендлизовских поставок из США и Великобритании. В частности, мотоцикл Харлей-Девидсон WLA экспортировался США аж до 1945 года.
6. Несмотря на все трудности 25 февраля 1942 года была выпущена первая партия мотоциклов М-72 из двигателей, привезенных из Москвы.
В 1943 году на собранные ирбитчанами добровольные пожертвования была сформирована мотоколонна из 106 мотоциклов и отправлена на фронт. Вскоре на ИМЗ поступила телеграмма с благодарностью от Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина.
7. Мотоцикл М-72 советского периода выпускался крупными партиями, с 1940 по 1960 год, на нескольких заводах. Его делали в Киеве (КМЗ), Ленинграде, завод "Красный Октябрь", в городе Горький (ГМЗ), в Ирбите (ИМЗ), на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ). Первоначально тяжелый мотоцикл М-72 производился исключительно для поставок в вооруженные силы. Машина оснащалась легким пулеметом, который монтировался на передней части коляски. Мотоцикл не поступал в гражданский сектор торговли, и если какой-либо человек появлялся "верхом" на М-72, его останавливали, а машина отбиралась без объяснений. На мотоцикл М-72 в гражданском варианте по-прежнему устанавливались ячейки для боеприпасов и ЗИПа, а также вертлюжное устройство для ручного пулемета системы Дегтярева.
8. Всего за годы войны было изготовлено почти 10 тыс. M-72. Эти мотоциклы использовались во всех родах сухопутных войск, например в связной службе и в разведподразделениях танковых и механизированных соединений. Кроме того, еще в предвоенный период формировались отдельные мотоциклетные полки, которые с начала производства M-72 комплектовались этими машинами. Различные модификации оснащались радиостанциями, пулеметами, легкими минометами.
9. Много сложено историй про мотоциклистов-разведчиков и их подвиги. Решающего значения в сражениях Второй мировой войны мотоцикл не имел, так как был не защищен от вражеских снарядов и пуль. Достаточно было небольшому осколку мины попасть в двигатель, и он останавливался, солдаты оставались без прикрытия и погибали. Эффективно использовать М-72 можно было только в случае молниеносной атаки, в обстановке неожиданности, когда враг растерян и не может оказать сопротивления.
10. Мотоцикл с индексом М-61, малыми партиями собиравшийся с 1957 года, целиком заполнил сборочное производство в 1960 году и строился до 1963 года. Он стал первым, получившим наименование "Урал". С 1961 года параллельно собиралась модель М-62 с новым распределительным валом и механизмом автоматического опережения зажигания. Мощность мотора увеличилась до 28 л.с. Модернизированная коробка передач - с зубчатыми муфтами включения вместо кулачковых - была унифицирована с мотоциклами Киевского мотозавода (КМЗ). Кроме того, были увеличены хода подвесок и изменена форма кожухов передней вилки.
11. Не следует думать, что на Ирбитском заводе не велось никаких экспериментальных разработок. Наоборот, опытных мотоциклов было очень много, и перечислить их все нет никакой возможности. Чего стоит хотя бы М-65 - мотоцикл, получивший сдвоенную фару, широкопрофильные шины, новую коляску и гидравлический привод тормозов. Но завод финансировался по остаточному принципу, и "наверху" не видели смысла вкладывать средства в кардинальное обновление мотоциклов: за ними и так стояли в очереди.
12. Показательна в этом смысле судьба опытной модели М-73. На ее разработку было получено техзадание "сверху". В конструкции машины воплотились более десятка изобретений, на которые были получены авторские свидетельства. Алюминиевые цилиндры, подвеска мотора на сайлент-блоках, пятиступенчатая коробка передач с задним ходом, электростартер, трансмиссионный стояночный тормоз - вот далеко не полный перечень новшеств, примененных на этом мотоцикле. Машина прошла цикл жестких испытаний и была рекомендована в серию, но до производства дело не дошло: унификация с серийном моделью оказалась минимальной, а переналадку производства посчитали дорогой и ненужной.
13. Посмотрите на этот чудо-аппарат. Это - "Гель". Выпускался ИМЗ совместно с московской фирмой "Гель". Рекомендовалась для сотридников Министерства Внутренних дел и Министерства по чрезвычайным ситуациям. Год выпуска 1995.
14. Как было сказано ранее, завод постоянно отмечался высшими знаками отличия.
15. В Ирбитском музее мотоциклов можно даже в фотографиях узнать все важные исторические моменты, связанные с мотоциклетным заводом.
16. Нельзя не упомянуть и имя преданного работника ИМЗ. Это Костевич Владислав Казимирович. В Ирбит выпускник Алтайского института сельскохозяйственного машиностроения Владислав Костевич приехал по распределению в августе 1951 года. Немногие на мотоциклетном знали тогда, а тем более теперь, что за его плечами была Великая Отечественная война - о себе молодой специалист, позднее - руководитель разного уровня рассказывать не любил, награды даже по праздничным дням практически не надевал.
Семью Костевич (супругу Елену, выпускницу Иркутского сельско-хозяйственного института, сыновей - четырехлетнего Сережу и двухлетнего Витю) поселили в общежитие барачного типа. Оба трудились на ИМЗ. Уже спустя год Владислав Казимирович был назначен заместителем главного технолога, а еще через три - главным технологом, в 1958 году - главным инженером, а с июня 1965 года - директором мотоциклетного завода. Владислав Каземирович заботился не только о производстве, но и о людях.
Владислав Казимирович, проработавший на заводе к этому времени уже 14 лет, понимал, что не может жить больше завод без клуба. Организацию культурного отдыха людей он считал своим кровным делом, таким же, как выпуск мотоциклов.
Посоветовался директор с членами партийного бюро, начальниками цехов. Договорились своими силами форсировать строительство Дворца культуры. В 1965 году правительство полностью профинансировало стройку.Коллектив мотозавода явился пионером в строительстве отличного, современного очага культуры, который носит имя Костевича и функционирует по сей день.
17. Вернемся к военной истории мотоциклов. Вот, например, мотоцикл БМВ "Р-12". К 1941 году на вооружении в Германии находилось 36 тысяч таких мотоциклов. Особенности конструкции: штампованная рама, передняя вилка с гидроамортизаторами, двухходовая коробка передач автомобильного типа. Мог эксплуатироваться с коляской.
18. Немецкая армия в то время на конкурсной основе выбрала мотоцикл Zundapp K500W и приняла его на вооружение. Он был оснащен двухцилиндровым двигателем объемом 498 см3 мощностью 16.3 л.с. Мотоцикл использовался в войсках как одиночка и с коляской.
19. В начале 1998 года произошла смена основного акционера, ИМЗ стал собственностью корпорации "Биопроцесс-НИПЕК". Завод, выпускавший 40 лет модель мотоцикла с коляской, еще в 1996 году изготовил первую одиночку марки "Урал" - мотоцикл "Соло". Правда по внешнему виду он мало чем отличается от обычного "Урала".
20. А вот следующая модель - "Вояж", появившаяся в 1997 году, до сих пор, по оценке потребителей, стоит отдельной строкой, вызывая множество самых разнообразных высказываний.
21. А в 1998 году создали "Кобру" - модель, ориентированную на байкеров.
22. Шоссейно-кольцевые гонки были очень популярны в 50-е годы, в них участвовали многие выдающиеся гонщики, в том числе, Василий Сталин, командующий ВВС Московского округа. Под его руководством была собрана одна из лучших гоночных команд, и туда, естественно, поступала новейшая техника. Гоночные мотоциклы выпускались крохотными партиями - по 20 штук, и выпуск длился 4-5 лет - каждый год выпускали по 4-5 штук каждой модели.
Вот, например, модель М-52С. Это спортивная модель для соревнований по шоссейно-кольцевым гонкам. Выпускалась небольшими партиями в эксперементальном цехе.
23. Или мотоцикл "Стрела-1" М-63С, выпускаемый для скоростных соревнований по замкнутой кольцевой трассе. Модель укомплектована верхнеклапанным карбюраторным двигателем объемом 649 куб. см мощностью 55 л.с. и разгоняется на прямых участках до скорости 150 км/час.
24. Мотоцикл Урал С-51.
25. Медленно, но верно мы добрались и до гоночных версий мотоциклов. Вот легенадарный Кросс - 1000. Специальный мотоцикл с коляской для кросса. Выпускался эксперементально, небольшими партиями.
26. Вообще история ирбитского мотоспорта очень богата. С появлением мотоциклетного предприятия Ирбит был "обречен" на мотоспорт. И это вполне закономерно, так как некоторые москвичи, прибывшие вместе с заводом, уже имели довоенный опыт мотоциклетных баталий.
24. Хорошо зная друг друга по общим московским стартам, Игорь Окунев, Борис Зефиров, Василий Сухоруков и другие, а набралось их около десятка, при поддержке руководства мотозавода, организовали и провели первый показательный мотокросс в Ирбите. Действо это состоялось 25 июня 1944 года на трассе с крутыми лесными спусками, сложными подъемами, болотистыми бродами - всем тем набором "экстрима", что могут преподнести ирбитские Бугры.
25. В 1948 году на московском первенстве страны чемпионами СССР по мотокроссу становится экипаж восемнадцатилетних Генриха Вартаньяна и Виктора Каржавина. Ирбитские гонщики доказали, что их победы на первенствах Советского Союза не случайны и что город Ирбит - это уже состоявшийся центр (хоть и на периферии) мотоспорта.
26. В городе создавалась самобытная ирбитская школа мотоспорта. С тех времен победных финишей у ирбитчан было немало на чемпионатах СССР и Российской Федерации. Пятерым ирбитчанам присвоено высокое звание мастера спорта международного класса - Сергею Щербинину, Сергею Лыжину, Сергею Зырянову, Евгению Щербинину, Сергею Сосновских.
Это всё, что мне удалось узнать об истории мотоциклетного времени. Конечно, мото история очень богата и, чтобы охватить всё, не хватит ни времени ни сил. От посещения музея у меня остались только положительные эмоции. Я горд за свой город, страну. Я горд за то, что мои земляки ирбитчане.
Приезжайте в Ирбит, здесь есть на что посмотреть!:)
В тексте использаван материал из статей:
http://www.biblio-irbit.ru/index.php/kraevedenie/irbit-mototsikletnaya-stolitsa/422-motosport-v-irbitehttp://nezhinmotorfest.jimdo.com/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-zundapphttp://www.motosvit.com/Ural/Ural_1.htmlhttp://zazsila.ru/news/2011-02-08-31 http://izh-motor.ru/index/istorija_motocikla_ural/0-680