Задумывались ли вы когда-нибудь, как продукты попадают на прилавки магазинов, в которые мы ходим каждый день? Через какие этапы проходит товар, где он хранится, соблюдаются ли все правила транспортировки и сроки годности? Предлагаю разобраться в этом вопросе вместе со мной.
Недавно я
рассказывал вам, как производятся продукты питания на примере компании “Кухмастер” в Самаре. После того, как продукт уже готов и упакован, он отправляется в распределительный центр, откуда уже доставляется в сети магазинов региона.
01. Распределительный центр - это складской комплекс, который получает товары от предприятий-производителей и распределяет их более мелкими партиями заказчикам (предприятиям мелкооптовой и розничной торговли) через свою или их товаропроводящую сеть.
Одни из самых крупных распределительных центров в России принадлежат компании Х5 Retail Group. Такие центры находятся в Северо-Западном, Центральном, Центрально-Чернозёмном, Уральском, Поволжском, Волго-Вятском, Южном и других регионах присутствия компании в России.
02. Вот, например, РЦ “Самара” на 32000 квадратных метров. Отсюда товар отправляется в магазины “Пятерочка”. Этот РЦ обслуживает 1800 магазинов, которые находятся не только в Самарская области, но и в Саратовской, Ульяновской, Пензенской, Оренбургской областях, а также в Республике Татарстан. Заглянем внутрь этого большого распределительного центра и посмотрим, как там всё устроено.
03. Прежде, чем мы начнем знакомиться за рабочим процессом, проходим обязательный инструктаж. Стеллажи высокие, погрузчики быстрые, товар тяжелый - мало ли чего.
04. Вот сейчас все готовы чтобы начать наше знакомство с работой РЦ изнутри. Мы в специальной одежде и касках начинаем изучать процесс.
05. РЦ ежедневно обрабатывает немного-немало около одной тысячи тонн продукции! Здесь находится около 6300 наименований товаров!
06. Для того, чтобы оперативно собирать заказы, основная работа лежит на плечах комплектовщиков, которые собирают товар.
07. Комплектовщикам помогает собирать товар специальная голосовая система, которая сообщает координаты нужной ячейки, количество коробок, которое необходимо отобрать для формирования паллеты.
08. Система наговаривает команды в наушник, так комплектовщик понимает к какому стеллажу ему нужно подъехать, с какой полки взять нужный товар.
09. Для удобства, заказы для магазинов собираются на один поддон, чтобы в дальнейшем упростить процесс приемки в магазине. На фото ниже мы с вами можем наблюдать процесс паллетирования. На специальный стенд устанавливается паллета с товаром для одного магазина и пока стенд крутится комплектовщик специальной паллетной пленкой обматывает товар.
Паллетирование необходимо для облегчения разгрузки и погрузки груза, легкости перевозки и учета при транспортировке, так как приводит к уменьшению количества грузовых мест.
10. Таким образом все эти процессы помогают сокращать время доставки от производства до магазина. Вот здесь товар уже готов к отправке в торговый точки. На каждой упакованной паллете есть данные о контрагенте.
11. Должное внимание уделяется здесь и приемка товара от производителя. Этот процесс проходит в несколько этапов: проверка сопроводительной документации, определение сохранности внешнего вида транспортного средства, тары и упаковки, проверка количества поступившего товара, а также приемка продукции по качеству.
12. Приемка товаров зачастую становится одним из самых длительных и затратных технологических процессов в распределительном центре. Его эффективность зависит от четкого планирования и своевременного обмена информацией между подразделениями компании.
13. При нас приехала разгружаться фура с арбузами. Столько арбузов я никогда не видел.
14. Каждая товарная группа хранится в специальных условиях. Например, икра хранится в отдельных холодильных установках.
15. Фрукты и овощи хранятся отдельно.
16.
17. А вот отдельного внимания заслуживает хранение бананов. Это целый технологический процесс.
18. В РЦ бананы доставляются еще зеленые и именно здесь они проходят процесс дозревания. Бананы помещают в специальную камеру, где они проводят несколько дней. Принцип работы такой камеры основан на свойстве бананов созревать под воздействием естественного газа, присущего многим фруктам - этилена, ускоряющего процесс созревания.
19. Когда фрукты в камере дозреют, их проверяют на качество, затем помещают на паллеты в грузовые машины и развозят по магазинам.
20. Склад работает круглосуточно в две смены, его обслуживает порядка 380 сотрудников. В основном, это жители Самары и области.
21. А это я вам показываю секретные цифры. Здесь мы с вами можем увидеть, как каждая смена справляется с графиком и поставленным планом работы за смену.
22. "Перекрестки" и "Карусели" обслуживают совместные РЦ, отдельные от "Пятёрочки". Укомплектованный товар из РЦ развозится в магазины этих сетей. Давайте заглянем внутрь одного из магазинов “Перекресток”.
23. Приемка товара происходит в специальном оборудованном месте. А далее, прежде чем он попадет на прилавки, его распределяют в специальные места хранилища, соответствующие группе товаров.
24. Потом товар вывозится в торговый зал и выкладывается на полки.
25. Для комфорта и удобства клиентов в магазине установлена современная система освещения торгового зала. Благодаря компактным стеллажам посетителям значительно проще ориентироваться: из любой точки торгового зала можно с легкостью увидеть нужный отдел продуктов.
26. Среди многочисленной продукции мы с вами можем увидеть и товары компании “Кухмастер”. Например, это печенье “Американо”, которое я пробовал еще на производстве.
27. Или знаменитый соус “Сацебели”.
28. На прилавках магазинов “Пятёрочка”, “Перекресток” и “Карусель” в основном представлены местные производители. В частности, их продукция используется для производства собственной кулинарии.
29. Вот так товар, проходя несколько этапов транспортировки, попадает на прилавки наших магазинов. В процессе задействовано достаточное количество людей, а значит создано немало рабочих мест.
Такие распределительные центры, как РЦ“Самара”, способствуют сокращению времени доставки продукта от производителя до поставщика, а далее в сети магазинов. Мы с вами убедились, что по причине масштабности РЦ они оборудуются сложными автоматизированными системами документооборота и контроля качества товаров.
В свою очередь, хочу поблагодарить руководство компании
“Кухмастер” и
Х5 Retail Group за организацию этого блогтура.