Моя философия. Синопсис. - 72

Jun 07, 2022 14:42


Моя философия. Синопсис. - ( 1), ( 2), ( 3), ( 4), ( 5), ( 6), ( 7), ( 8), ( 9), ( 10), ( 11), ( 12), ( 13), ( 14), ( 15), ( 16), ( 17), ( 18), ( 19), ( 20), ( 21), ( 22), ( 23), ( 24), ( 25), ( 26), ( 27), ( 28), ( 29), ( 30), ( 31),



1. Проблема существования «вещей одного рода», которую Платон и Аристотель решили через метафизические сущности - идеи-формы: ( 32), ( 33), ( 34),

2. Мое решение проблемы универсалий («вещей одного рода») в рамках моей философии - как проблемы онтологической, но не метафизической: ( 35), ( 36), ( 37), ( 38), ( 39),

3. Постановка проблемы «человеческой личности» и ее соотношения как «индивидуального начала» с «природой человека», общей для всех людей: ( 40), ( 41), ( 42), ( 43), ( 44),

4. Проблема Метафизического Жида как гипостазирование «природы человека» в качестве универсальной и тотальной идентичности для всех людей: ( 45), ( 46), ( 47),

5. Проблема «личности человека» в России и русской культуре. Понятие «соборность» в русской философии как ключ к решению «проблемы человека» в рамках русской православной культуры, а через нее - и других проблем философии. Почему русская философия не состоялась: ( 48), ( 49), ( 50), ( 51), ( 52),

6. Уточнение моей метафизики и определение понятия «первой материи» (она же «первое бытие» и «первое сущее»): ( 53), ( 54), ( 55), ( 56), ( 57), ( 58), ( 59), ( 60).

7. Проблема эволюции. Почему Аристотель не принял идею эволюции живой природы. Решение проблемы эволюции в рамках моей философии и метафизики: ( 61), ( 62), ( 63), ( 64), ( 65), ( 66),

8. Цель эволюции. Философская категория «цели» как «целевой причины». Теория эволюции живой природы. Почему человек является «венцом природы». Решение проблемы «цели эволюции» в рамках моей философии и метафизики: ( 67), ( 68), ( 69), ( 70), ( 71),

Да, так вот! Таким образом, той целевой причиной - той Целью и Благом - которая лежит в основе всей эволюции живой природы, является (кто бы мог подумать!) сама Жизнь. Все живое стремится к Жизни как к своей Цели и к своему Благу, и именно это стремление и двигало эволюцию живой природы, то есть привело к появлению все более сложных и совершенных видов животных и растений, вплоть до появления человека. И если Ламарк или другие философы не смогли ясно сформулировать, как и почему присутствует эта целевая причина в живой природе и почему именно она приводит к появлению все новых и все более совершенных видов животных и растений, то только потому, что они подменяли этой целевой причиной причины обычные, детерминистские, или понимали эту целевую причину слишком примитивно и прямолинейно.

Однако если мы попытаемся осмыслить весь этот процесс в рамках философии, мы столкнемся с еще одной трудностью. Для того, чтобы объяснить, как присутствует эта целевая причина, это Благо, в нашем сущем мире, философы чаще всего отождествляли ее с какими-нибудь метафизическими сущностями: Платон - с божественным миром эйдосов, Аристотель - с космическим Нусом, неоплатоники - с Единым, Гегель - со своей Абсолютной Идеей. Шопенгауэр отождествил это метафизическое начало со своей Мировой Волей, и, хотя Шопенгауэр уже вовсе не считал эту Мировую Волю Благом, но именно она у него движет всем сущим как своими «представлениями» - примерно так же, как «иррациональное» начало Жизни движет всем живым у некоторых других представителей «философии жизни».

(В скобках заметим, что противопоставление «жизни» как некоего «иррационального» начала - разуму и рациональности, характерное для многих представителей этого течения западноевропейской философии, «философии жизни», совершенно безосновательно: жизнь вовсе не есть нечто «иррациональное», и вершиной эволюции живой природы является человек с его разумом, где разум выступает высшим и принципиально новым способом адаптации к окружающей среде - так что дальнейшая эволюция живой природы через генетические изменения уже становится бессмысленной и невозможной (я говорю не о том, что после появления человека стало невозможным появление новых видов животных - «это пожалуйста», а о том, что за счет такого видообразования уже стало невозможным появление более совершенного существа, чем человек - а стало быть, и дальнейшая эволюция как «развитие» за счет такого видообразования также уже стала невозможной и бессмысленной). Поэтому Жизнь и та Свобода, которые лежат в основе эволюции живой природы, как мы покажем далее, вполне могут быть рационализированы, - просто эта рациональность более сложная, когда правильнее говорить не о «законах» (природы и логики), а о «целесообразности». Но эта целесообразность вполне поддается философскому осмыслению и логическому рациональному описанию как «целевая причина» - что современная научная теория эволюции прекрасно нам демонстрирует. И когда, например, молодой любовник, полностью потеряв разум от своей пассии, совершает кучу глупостей и безрассудных поступков, в этом нет никакой «иррациональности» - все это имеет свою вполне определенную целесообразность, которая заключается в продолжении человеческого рода, и ради этого природа через женщин просто иногда «отключает мозги» у мужчин).

То, что эта целевая причина имеет метафизическое происхождение, и объяснить ее присутствие в нашем сущем мире можно только через метафизику - это все они понимали правильно, однако любые прямые отождествления ее с некоей содержательной метафизической сущностью приводили такую философию к противоречиям, глупостям и серьезным заблуждениям.

В нашей философии, как кажется, это сделать и вовсе невозможно. В моей метафизике два метафизических первоначала нашего сущего мира - Бытие-Esse и Материя - абсолютно бессодержательны, и Бытие-Esse не есть ни разум, ни дух, ни даже идея или воля - оно есть просто Единство. И никаких целей ни у Бытия-Esse, ни, тем более, у Материи быть не может, а потому сами по себе они никак не могут быть некоей целевой причиной или Благом для всего сущего. А потому, как кажется, и быть причиной или целью эволюции нашей Вселенной, нашего сущего мира, они не могут. Ранее я сравнивал Бытие и Материю с белым холстом бумаги и краской, которые только в своем соединении порождают нечто значимое - прекрасную картину. И их роль в моей метафизике - чисто инструментальная по отношению к сущему.

Стоп! Но ведь если роль Бытия и Материи сводится к тому, чтобы, соединившись, породить сущее, первоматерию-первобытие, то, быть может, именно в этом и состоит их цель? Ок, оставим понятие «цель» для чего-то более значимого, и будем говорить не о «цели» Бытия и Материи, а только об их «предназначении» - в сугубо инструментальном понимании этого слова. Как «предназначение» молотка состоит в том, чтобы забивать им гвозди, и как «предназначение» песка или глины состоит в том, чтобы служить материалом для строительства или для изготовления глиняной посуды - вот примерно так же будем понимать и «предназначение» Бытия и Материи. И это их «предназначение» состоит в том, чтобы, соединившись, породить сущее, и дать бытие всяким сущим единичным вещам. Возможно, это их «предназначение» мы еще не можем назвать их «целью», но все же, согласитесь, «это уже что-то» - что-то близкое к понятию «цель».



Но что может быть целью для сущего - для единичных сущих вещей и для всего сущего мира? Что может быть тем Благом, к которому стремится все сущее, и той целевой причиной, которая лежит в основании эволюции нашего мира - уже не только живой природы, а всей Вселенной в целом?

Очевидно, что в рамках нашей метафизики такой целью и таким Благом может быть только то же самое - соединение Бытия и Материи. Всякая единичная вещь уже есть некое «единство материи», и всякое сущее мы, в рамках нашей философии, определили именно как соединение бытия-ens и конкретной материи. Именно с этого, - с соединения Бытия-Esse и Материи в «первом сущем» (оно же «первое бытие» и «первая материя»), - и началась История нашего сущего мира, началась эволюция нашей Вселенной. И это соединение и было «причиной» появления нашего сущего мира. Для всякого сущего - причиной необходимой и детерминированной, так как всякое сущее произошло из «первоматерии»-«первобытия», и поэтому всякое сущее детерминировано этой причиной.

Но, очевидно, что эта же причина в рамках нашей метафизики только и может быть и целью всякого единичного сущего и всего сущего мира в целом - только уже не в качестве «обычной причины», причины детерминистской, а в качестве причины целевой - которая выступает для всякого сущего его целью и его Благом, и к которой устремлено все сущее и весь наш сущий мир в целом.

Иначе говоря, целевой причиной - или тем Благом, о котором говорили греки - является все более полное соединение Бытия и Материи. Для Бытия это означает все более полное воплощение в Материю, все более полное осуществление Бытия в сущем, превращение Бытия в сущее Бытие, во все более полную действительность. Для Материи же это означает обретение все более полного бытия, то есть также - в своем соединении с Бытием - превращение в некую действительность, действительность все более полную и определенную. И именно так мы ранее и определили действительность и степень полноты действительности - как степень все более полного соединения Бытия и Материи, все более полное превращение их из метафизических начал в сущий мир и действительную реальность.

Нетрудно понять, что здесь я снова следую если не букве, то духу Аристотеля. Ведь Аристотель определял действительность через свои формы: «чем больше формы - тем больше действительности». И вещи у него существуют в некоей иерархии благодаря иерархии своих форм: материя без формы не есть нечто сущее и действительное, она балансирует на грани небытия-меона, и только соединяясь со все более сложными и высшими формами, материя - и вещи с этой формой и материей - обретают все большую действительность. Ну, а высшей действительностью у Аристотеля выступает его Нус, как Форма всех форм и как Благо всего сущего.

В моей метафизике у Бытия нет такого «привилегированного положения» по отношению к Материи, как у Аристотеля - это почти во всем «равноправные первоначала». И поэтому действительность в моей метафизике определяется полнотой соединения Бытия и Материи, а более сложные и совершенные «формы бытия» ( они же «формы материи») возникают уже в ходе эволюции сущего мира. И, собственно, появление все более сложных и совершенных «форм бытия» и «форм материи» в ходе эволюции сущего мира и следует понимать в рамках моей философии именно как все более полное и совершенное соединение Бытия и Материи, как возникновение новой и все более полной и все более действительной реальности. Это очень близко к тому, как Аристотель определял действительность и как он «ранжировал» сущее по степени его совершенства и степени его действительности (человек у него обладает большей действительностью, чем другие животные, а животные - большей, чем растения, и т.д.), но все же разница есть, и огромная. Так как в моей философии эта полнота действительности задается и достигается уже самим сущим, через сущее и как сущее - в ходе эволюции Вселенной, и она вовсе не задается Бытием и какими-то его метафизическими формами. Все формы бытия и формы материи возникают уже в сущем мире, в ходе этой эволюции Вселенной, и существуют они только в сущих единичных вещах.

И, таким образом, что есть то Благо, к которому устремлено все сущее, и что есть та целевая причина, которая лежит в основе эволюции Вселенной, как и то, откуда и почему возникает эта целевая причина - на все эти вопросы моя метафизика дает вполне ясные ответы. Соединение Бытия и Материи, все более полное и глубокое, когда Бытие обретает все большее свое «воплощение» в материю и становится чем-то сущим и все более действительным, и когда Материя также становится чем-то все более действительным и определенным - вот что лежит в основе эволюции Вселенной, и что является тем Благом и той целью, к которому устремлено все сущее - отдельные сущие единичные вещи и весь наш сущий мир в целом.

И поэтому далее нам нужно понять, что означает это все более полное соединение Бытия и Материи в сущем. То есть почему одни формы материи и формы бытия мы можем считать более совершенными по сравнению с другими - примерно как мы это прояснили ниже в вопросе эволюции живой природы. И, кроме того, нам нужно будет понять механизмы этой эволюции Вселенной, то есть как эта цель эволюции, ее целевая причина, присутствует в нашем сущем мире и как она движет всем сущим - примерно так же, как мы ниже прояснили этот вопрос в отношении эволюции живой природы.

Фух. Но об этом мы поговорим чуть позже. А пока сделаем паузу. «Все хорошо в меру», и философия здесь не исключение.   

Философия

Previous post Next post
Up