Моя философия. Трансцендентальный тринитарный реализм:
(1),
(2),
(3),
(4),
(5),
(6),
(7),
(8),
(9),
(10),
(11),
(12),
(13),
(14),
(15),
(16),
(17),
(18),
(19),
(20),
(21),
(22),
(23),
(24),
(25),
(26),
(27),
(28),
(29),
(30),
(31),
(32),
(33),
(34),
(35),
(36),
(37),
(38),
(39).
Уточнение метафизики из современной физики:
(40),
(41),
(42),
(43),
(44),
(45),
(46),
(47),
(48).
Путь к синтезу философии Аристотеля и Канта:
(49),
(50),
(51),
(52),
(53),
(54),
(55),
(56),
(57),
(58),
(59),
(60),
(61),
(62),
(62),
(63),
(64),
(65),
(66),
(67),
Таким образом, квантовая механика, утверждаем мы, нуждается в каком-то общем представлении, в рамках которого мы сможем объяснить все «странности» и «парадоксы» квантовой механики как естественные следствия, вытекающие из такого представления. Примерно так же, как когда-то в астрономии только с переходом к гелиоцентричной модели Коперника очень сложная «небесная механика» Птолемея, полностью привязанная к наблюдениям с Земли, приобрела вполне ясный смысл, а довольно сложные и замысловатые движения планет, наблюдаемые наблюдателем с Земли, стали описываться в рамках гелиоцентричной модели просто как результат вращения Земли и циклического движения планет вокруг Солнца.
Но если суть «переворота Коперника» состояла в том, что Коперник стал рассматривать движение планет не с точки зрения наблюдателя Земли, а из некоего «абсолютного» (объективного) пространства, то разрешить «странности» и «парадоксы» квантовой механики, утверждаем мы, можно только при введении представления о некоем «абсолютном времени» (в терминологии Ньютона) - или М-времени (в нашей терминологии). И уже только исходя из такого взгляда можно будет дать адекватную интерпретацию квантовой механике - сначала философскую, а затем уже и физико-математическую. Причем рассматривать это М-время следует не просто как философскую абстракцию или чисто формальную физико-математическую модель, а как реальность - поскольку слишком многое в самой квантовой механике (в частности, нелокальность многих ее явлений) указывает на то, что мы имеем дело именно с чем-то вполне реальным, что постоянно проявляется в нашем физическом мире, и что в нынешних представлениях физики полностью отсутствует.
Я все искал хороший пример для того, чтобы представить, что такое два спутанных фотона. Но лучший пример - это не маятник и даже не карусель. Это, конечно, две одинаковые шестеренки, вращающиеся в противоположных направлениях и связанные друг с другом "зубцами".
Поэтому для начала нам нужно понять, как, каким образом, это М-время присутствует в физическом мире - в том числе для квантовых объектов. И, как мы показали ниже, для квантовой системы самый простой и естественный способ задать и определить это М-время для себя состоит в том, чтобы задать это М-время через какой-то циклический процесс, через вращение. В этом смысле определение времени в квантовых системах ничем не отличается от того, как задается время в макромире и в нашей обыденной жизни, так как в макромире время также задается через вращение - через вращение небесных тел. Однако принципиальным отличием квантовых систем от макросистем является то, что это «вращение» происходит не в пространстве и не в гравитационных полях, а в самом времени, без относительно к каким-либо локальным системам отсчета и к локальному пространству.
А вот такая квантовая система возможна?
И, таким образом, ход М-времени - которое всегда и везде одинаково и «течет» равномерно - уже существует для квантовой системы как ее собственное время, которое задается неким «вращением» в самой квантовой системе. М-время из чего-то внешнего и объективного, при «вращении» квантовой системы уже становится чем-то «внутренним» для этой квантовой системы, что позволяет ей существовать во времени как некое отдельное бытие среди других физических систем, и все эти физические системы существуют в одном М-времени, которое в итоге выступает тем, что синхронизирует все физические системы и все их возможные взаимодействия.
А вот такая?
Но для того, чтобы задать какой-то циклический процесс, какое-то вращение, нам нужны, как минимум, две величины - так что одна из них будет оставаться неизменной, а вторая будет меняться относительно нее циклическим образом, или же обе эти величины будут совершать циклические изменения относительно друг друга. В квантовых системах, очевидно, М-время - уже как их собственное время - задается вторым способом, когда меняются две величины, дополнительные друг к другу, а «чистое состояние» квантовой системы представляет собой колебания этих величин относительно друг друга. И эти две величины в квантовой механике определяются как дополнительные (некоммутирующие). А само это «чистое состояние» в квантовой механике математически в матричной форме описывается как «вектор состояния» квантовой системы в гильбертовом пространстве.
А такая?
Далее, здесь важно также понимать, что хотя через этот «вектор состояния» М-время уже задано для самой квантовой системы - как ее собственное время, в ее «чистом состоянии» - это время еще не является чем-то определенным. В своем «чистом состоянии» квантовая система уже соотнесена с М-временем и поэтому уже существует в этом М-времени, но в локальном времени и пространстве это ее состояние еще никак не определено и не задано - а потому это ее «чистое состояние» является принципиально нелокальным.
А вот такая?
В самом деле, ведь если мы, например, придадим вращение какому-то однородному кольцу, каждая точка которого неотличима от другой точки кольца, то, хотя это кольцо уже и будет находиться во вращении, задать и определить это вращение мы еще не сможем. Для этого нам нужна либо какая-то точка в самом кольце, отличимая от всех других его других точек, либо какая-то точка или поверхность вовне, при соприкосновении с которой одной своей точкой кольцо получит точку отсчета для определения своего вращения.
Поэтому определенное состояние квантовая система может получить только при взаимодействии с другими физическими системами, относительно которых ее «вращение» в М-времени получит локальное определение - относительно локального пространства и локального времени. То есть только тогда, когда М-время одной квантовой системы - как оно задано в этой квантовой системе (через ее «вращение» в М-времени) - будет соизмерено с другим М-временем, другой квантовой системы или какой-либо локальной макросистемы. И только таким образом М-время - так сказать, через соизмерение себя самого в результате взаимодействия двух разных физических систем - превращается в Л-время, которое уже может быть измерено как нечто определенное, как некая величина. Это касается любых физических величин - чтобы получить свое определенное значение, физическая величина должна быть соизмерена с другой такой же физической величиной. И при этом, естественно, это соизмерение всегда носит уже относительный и локальный характер.
Так, например, чтобы задать расстояние, нам нужна физическая система, которая имеет эту величину (длину), и нужна другая физическая система, имеющая длину. Первая физическая система - которую мы можем выбрать в качестве «эталона длины» - сама по себе, без соизмерения ее с какой-либо другой длиной, есть полная неопределенность, в том смысле, что мы не можем даже сказать, насколько «велика» или «мала» эта величина. Мы можем только условно принять ее значение за «единицу» - за «единицу длины». И только при соизмерении ее с длиной другой физической системы эта «единица длины» получает какой-то определенный физический смысл - то есть и сама становится чем-то определенным, и придает определенность длине той физической системы, с которой она соизмеряется.
Все то же самое можно сказать и о вращении. Кольцо, быть может, и вращается объективно, но чтобы определить это вращение, нам нужно задать какую-то точку на кольце, относительно которой мы сможем определять его вращение - через величину его угловой скорости или фазу вращения. И сделать это можно только через взаимодействие с кольцом - то есть «коснувшись» этого вращающегося кольца. То есть определенность в фазе «вращения» квантовой системы (фазе волновой функции) может наступить только при измерении этой квантовой системы или при ее взаимодействии с другой квантовой системой (причем здесь важна даже не фаза, а разница в фазах).
Поэтому любое измерение квантовой системы меняет фазу ее «вращения» в М-времени (фазу волновой функции). И именно это и является причиной т.н. декогеренции волновой функции при взаимодействии квантовой системы с окружающей средой или при ее измерении: любое измерение задает для квантовой системы новую точку отсчета времени в ее «вращении» («вращении» в М-времени), в результате чего происходит мгновенный сдвиг фазы вращения (фазы волновой функции). Ну, то есть если, допустим, вращение у нас описывается через синусоиду во времени, где время откладывается по горизонтальной оси, то при измерении мы просто мгновенно меняем точку отсчета времени - то есть сдвигаем вертикальную ось вправо или влево, и тем самым меняем фазу этой синусоиды.
Вообще же, здесь важно понимать, что любое измерение, как я отметил выше, есть соотнесение двух величин. Измерение - это всегда соизмерение, то есть всегда отношение. И поэтому момент «относительности» присутствует при любом измерении. Локальные физические системы возникают и существуют как взаимодействие отдельных физических систем, соизмерение отдельных физических систем, составляющих эту локальную физическую систему. И поэтому в нашем эмпирическом мире нет «абсолютных» физических величин, и вся окружающая нас эмпирическая реальность поэтому относительна - как относительны всякие измерения. Это не значит, что физических величин объективно нет совсем, это лишь значит, что вне измерения или наблюдения они для нас есть неопределенность, а любое измерение - как взаимодействие двух или более физических систем - подразумевает не измерение какой-то абсолютной величины, которая существовала той же самой до измерения и которую мы, вот, в результате измерения установили и определили, а подразумевает соизмерение измеряемой величины с величинами той системы, посредством которой происходит это измерение.
Этот факт вроде бы вполне очевиден - ведь, как я показал в примере выше, даже измерение длины (расстояния) есть соизмерение двух величин (двух длин) двух физических систем. Но если в макромире это измерение чаще всего не слишком сильно влияет на измеряемый объект и его измеряемую величину, и поэтому нам кажется, что мы измеряем какую-то объективно существующую величину, как некое его объективное «свойство», то в микромире измерение оказывает решающее влияние на квантовый объект, и поэтому измерение существенным образом влияет на все его дальнейшее поведение и на его «свойства», причем это поведение уже зависит от той физической системы, в которой или посредством которой происходит измерение.
Тем не менее, здесь важно также избегать другой крайности, крайности субъективизма и солипсизма, полагая, что у квантового объекта вообще нет никаких объективных свойств и величин. Они есть, но они все существуют в М-времени, и для всех физических систем эти свойства и величины квантового объекта существуют как неопределенность. И определенность наступает только при измерении или взаимодействии с этим квантовым объектом, а полученные результаты зависят от свойств той физической системы, с помощью которой производится измерение квантового объекта.
В самом деле, ведь если нам в примере с кольцом нужно измерить его угловую скорость вращения с помощью другого вращающегося кольца, то, очевидно, результаты измерения будут зависеть и от того, с какой скоростью и в каком направлении вращается это второе кольцо. Если второе кольцо вращается в том же направлении, что и измеряемое кольцо (например, по часовой стрелке), то измеренная угловая скорость первого кольца будет больше, а если они вращаются в противоположных направления, то меньше. А если их угловые скорости будут при этом равны, то вращение этих колец будет синхронным - подобно вращению двух колес с шестеренками в каком-нибудь механизме. Что, видимо, и происходит в явлении двух спутанных фотонов - они вращаются как две одинаковые шестеренки, связанные друг с другом, с одной угловой скоростью и в одной фазе вращения, но в разных направлениях (как на первом рисунке выше), тем самым задавая для себя М-время одинаковым образом, как общее для них собственное время.