В один из летних дней мне удалось немного поснимать на территории Енисейского аэропорта. Один из крупнейших региональных авиаузлов Красноярья переживает сейчас не лучшие времена. Причина банальна - отсутствие пассажиропотока и, как следствие - финансирования. Четыре десятка картинок с комментариями под катом.
Аэропорт Енисейска начал свою историю в 1934 году - он один из старейших в крае. Причина формирования авиаотряда здесь очевидна - почти полное бездорожье на сотни километров вокруг. Сейчас, собственно, ситуация не очень-то изменилась: есть асфальтовая дорога до Красноярска, несколько более-менее приличных грунтовок, и всё, дальше тайга. В послевоенные годы авиаотряд активно развивался: пассажирские перевозки, перевозка партий геологов, геофизиков, буровиков на приангарские месторождения, лесоохрана - всё это могла обеспечить только авиация.
1
В подчинении авиаотряда были все северные аэропорты края до Подкаменной Тунгуски: Северо-Енисейск, Пировское, Мотыгино, Казачинское..
В 70-е годы выполнялись рейсы на Красноярск и Норильск. Выполнялся рейс в Москву на Ил-18.
2
О знаменитом Енисейском авиаотряде написано достаточно книг, рассказов, очерков. Здесь свою лётную карьеру начинал Василий Васильевич Ершов: его "Таёжный пилот" - как раз об этих местах.
Кипела ведь жизнь когда-то:
3
Аэропорт Енисейска (и не только он) долгие годы находился на балансе авиакомпании "КрасАвиа". Откровенно убыточные посадочные площадки "тянули" авиакомпанию вниз, и вот, наконец, в этом году произошло знаковое событие: "КрасАвиа" была акционирована, а аэропорты Байкит, Ванавара, Тура, Хатанга и Енисейск переданы в новую компанию АО "КрасАвиаПорт". Аэропорт Диксона, подведомственный ранее также авиакомпании, перешел под управление ФКП "Аэропорты Красноярья". Теперь, каждый может заняться своим делом: "КрасАвиа" - полётами, а "КрасАвиаПорт" - приведением в порядок подведомственных посадочных площадок. Первые плоды такого разделения уже есть:
сгоревший и простоявший 6 лет в руинах терминал красноярского регионального аэропорта "Черемшанка" был, наконец, восстановлен. Здание на фото ниже - бывшая штаб-квартира "КрасАвиа" в Енисейске. Достаточно винтажно?
4
В настоящее время авиасообщение между Красноярском и Енисейском отсутствует. Весь пассажиропоток - это рейсы Ми-8 "АэроГео" по деревням Енисейского района. Летает санавиация, авиалесоохрана, весной активно работала сельхозавиация. Это вся нагрузка на аэропорт. Нетрудно догадаться, что "КрасАвиаПорт" получил от "КрасАвиа" аэропорт в достаточно плачевном состоянии, при этом нужно отдать должное местному руководству и сотрудникам - в условиях практически безденежья удалось сохранить ВПП. Видал я аэропорты и в гораздо более тяжёлом состоянии.
Сейчас на территории аэропорта на хранении находятся десятки воздушных судов "КрасАвиа", выведенных из эксплуатации: отлетавших ресурс, списанных, повреждённых.
Идём на территорию. Осмотр начинаем с дальних стоянок - ранее здесь базировалась Краснояская база авиационной охраны лесов (БАОЛ). Забегая вперёд скажу, что всего на территории аэропорта на хранении стоит дюжина Ан-2 и пара Ан-3Т. Сохранность разная, эти, судя по всему, наиболее "живые":
5
Борт на заднем плане за полчаса до меня вернулся с разведки по пожарам, в день моего визита он оказался единственным готовым к полёту Ан-2:
6
Ан-24РВ в окраске, доставшейся ему от прошлого эксплуатанта - Новосибирского авиапредприятия:
7
На хранении, отлетал ресурс, традиционно для таких бортов частично раздербанен на запчасти:
8
Сердце аэропорта - взлётно-посадочная полоса. Здесь их несколько.
Основная - 17/35: 2190м*42 метра, асфальтобетон. Может принимать Ил-76.
Интересный факт: в 1991 году был выполнен технический рейс Красноярск-Енисейск на Ту-154М. Планировалось строительство нового аэровокзала, хранилища ГСМ, гостиницы. Но...дальше то мы с вами знаем, что произошло.
9
Слева от основной полосы раньше выкашивалась дополнительная грунтовая 1400м*100м. Силами сотрудников аэропорта полоса 17/35 поддерживается в удовлетворительном состоянии, но сейчас не используется. Ан-2 в работе используют асфальтовую полосу 08/26 меньших размеров 575м*20м:
10
Если отсюда проехать до торца полосы и повернуть налево за пролесок - попадём к основному перрону перед зданием аэровокзала, откуда разлетались пассажирские рейсы, т.е. полоса выполняла функции рулёжной дорожки:
11
12
Аэропорт обладал полноценной авиационно-технической базой. Осталось ли от нее что-нибудь?
13
Кустарник высотой с ворота одного из ангаров отвечает на мой вопрос:
14
На фоне окружающей обстановки участок, занимаемый "АэроГео" - земля обетованная и образец для подражания:
15
Авиакомпания выполняет из Енисейска санитарные рейсы, вылеты на разведку лесных пожаров, а также обеспечивает регулярное пассажирское сообщение с населёнными пунктами Енисейского района.
16
17
18
"Скорая помощь" спешит к прибывшему санрейсом Eurocopter EC-120:
19
20
Идём дальше:
21
Все борта - "КрасАвиа". Некоторые перешли по наследству от "Эвенкии" и сохранили старую окраску, другие - были переданы в компанию из Красноярской базы авиационной охраны лесов, которая базировалась раньше в Енисейске:
22
23
24
Ан-2 в лохмотьях рваной перкали выглядят удручающе, но мы то с вами знаем, что при желании и возможностях большинство этих самолётов можно вновь поставить на крыло. Потрясающе живучая машина:
25
"Красная по бОрту полоса, росчерк авиации полярной..."
26
ФГУП "Туринское Авиапредприятие" - "Эвенкия-Авиа" - ГПКК "КрасАвиа" - АО "КрасАвиа" - основные этапы в жизни одного из главных внутрирегиональных авиаперевозчиков Красноярья. ЭВЕНКИЯ на борту - это уже далёкое прошлое, компания была преобразована в ГПКК "КрасАвиа" в 2007 году:
27
28
29
30
Ми-8Т с отрубленной хвостовой балкой - читатели подсказали, что это RA-24267. 17.10.2012 при посадке на "Пятёрке" - площадке Юрубчен-5 в Богучанском районе в условиях снежного вихря опрокинулся на правый борт. Тогда в салоне сорвало с креплений дополнительный топливный бак, погибла пассажирка...
31
Борт RA-24677 еще в 2016 году в лётном состоянии стоял на перроне Игарки, а теперь вот, отлетал назначенный ресурс. Деревянное здание с откатными воротами на заднем плане - "тепляк" для обсуживания Ми-8:
32
Втулка несущего винта Ми-8 с элементами автомата перекоса:
33
Двигаемся дальше. Это основной пассажирский перрон, откуда разлетались когда-то десятки бортов во все уголки Красноярского края:
34
Два из трёх Ан-26 в реестре russianplanes числятся как порезанные, а вот и нет:
35
36
37
38
Так себе картина:
39
Бортовые номерки:
40
41
42
Заключительная картинка:
43
Вот такая получилась экскурсия.
Грустно? Мне - да. Один из центровых аэропортов края пребывает в запустении. Окружающая обстановка в целом отражает состояние региональной авиации, к сожалению. Хочется верить, что с приходом новых управленцев ситуация изменится, руководству удастся выбить деньги на реконструкцию аэропорта, и главное - вдохнуть в него жизнь, обеспечив стабильное количество взлётов\посадок.
Всё на сегодня.
Спасибо за внимание!