Сухая и жаркая погода, державшаяся в Красноярском крае весь июнь порадовала сибиряков, но доставила немало проблем работникам лесного хозяйства. Край горит, и горит очень серьезно. По информации на 2 июля у нас действует 163 лесных пожара на общей площади почти 160 тысяч гектаров - этот печальный рекорд обеспечивает региону первое место в России по площади охваченной огнем территории. Горят Эвенкия и Таймыр, Богучанский, Енисейский, Северо-Енисейский, Кежемский, Тасеевский, Мотыгинский районы. Горит заповедник "Тунгусский". Это напряженный период для структур лесной отрасли всех уровней, в том числе и для Федеральной "Авиалесоохраны", чьи парашютисты-пожарные работают по всей территории Края, ведя круглосуточную борьбу со стихией. Не во все точки на карте возможно оперативно отправить людей и технику, поэтому ежегодной практикой для "Авиалесоохраны" стало...просить помощи у небес. Именно так я образно назвал бы применение специализированного Ан-26 "Погода", совершившего посадку в международном аэропорту Красноярска несколько дней назад. Подробности - под катом.
Тема на самом деле не новая, и никаких нанотехнологий здесь не будет. Еще во времена СССР активно развивалась научная мысль в области "корректировки" окружающего мира под нужды человека. Это касалось и погоды: специально подготовленные самолёты Ил-18, Ту-16, Ан-26, Ан-30, носящие названия "Циклон", "Погода", "Метеозащита" не только выступали в роли летающих лабораторий по изучению климата, но и применяли на практике всевозможные решения, в основном касающиеся управления атмосферными осадками.
Один из таких бортов, Ан-26 "Погода" RA-26665 мы и рассмотрим поближе:
1
Про разгон облаков перед массовыми мероприятиями (самое известное, наверное - Парад на Красной Площади в Москве) слышали все, пожалуй. Данный самолёт решает противоположную задачу - воздействует на облачность, провоцируя обильное выпадение осадков. По сути это серийный транспортник, переоборудованный под метеоцели на заводе-производителе - КиАПО. Самолёт 1979 года выпуска, текущий эксплуатант - ИрАэро:
2
Интересующиеся отечественной авиацией, обратите внимание, это "чистый" Ан-26, без индексов, их таких не так уж много осталось:
3
Основные средства воздействия на облачность видны сразу: это блоки автоматической постановки помех типа АСО-2И в обтекателях слева и справа на фюзеляже. Да, это те самые устройства для отстрела "тепловых ловушек", которые добавляют зрелищности показам авиационной техники, выбрасывая целые "букеты" ярких огненных шаров в стороны от самолётов\вертолётов во время выступлений:
4
Основное назначение блоков - конечно это защита бортов от действия зенитно-ракетных комплексов в зоне боевых действий. Но и мирное применение, как видим, для них тоже нашлось: в нашем случае "боеприпасом" для блоков будут специальные метеопатроны с йодидом серебра:
5
К слову про войну и мир: во время Вьетнамской войны в период с 1967 по 1972 год в сезоны дождей авиация США рассеивала в дождевых облаках над Вьетнамом это же самое вещество - йодид серебра, провоцируя осадки троекратно превышающие норму. Это приводило к неурожаям культурных растений и размыванию "Тропы Хо Ши Мина", по которой южновьетнамские партизаны снабжались оружием. Климатическое оружие в действии..
6
Борт прибыл из Бурятии. В распоряжении "Авиалесоохраны" всего один такой самолёт, поэтому график полётов очень плотный, и стоянка на земле совсем короткая. Керосин - в баки, питание экипажу - в термосах с собой в самолёт, и за работу. "Погоду" ждёт еще Иркутская облась, Якутия..
7
8
9
10
К слову, кто путает Ан-26 и Ан-24 - отличить просто.
Ан-26 - транспортный, соответственно в задней части фюзеляжа есть рампа для погрузки\разгрузки и выезда транспортируемых автомобилей:
11
Внутри, сверху - тельфер для облегчения и ускорения погрузочных работ. В зелёных ящиках - запас метеопатронов:
12
13
Установка снаряженных ракетами балок в пусковое устройство:
14
Каждая балка несёт 32 заряда. 6 балок с каждой стороны, итого полный "боекомплект" - 384 ракеты.
15
Самолёт не совершит чуда, конечно, и из голубого неба дождь не польётся никогда. Цель для экипажа - облачность, обстреливая которую можно спровоцировать осадки, не дожидаясь завершения природного цикла.
16
Сверху видна "стреляная" балка с оставшимися после выстрелов пустыми гильзами. Стрельба может производиться залпами по 2, 4 или 8 ракет по команде оператора:
17
18
А вот и заряд - метеопатрон ПВ-26М.
При выстреливании происходит воспламенение состава льдообразующего действия, содержащегося в пиропатроне. Продукты горения состава истекают через центральное отверстие. При этом в атмосфере, при свободном падении пироэлемента, образуется трасса высокодисперсного аэрозоля льдообразующего реагента, который воздействует на переохлажденные облака, вызывая осадки.
19
Вот такая матчасть. Интересно? Интересно!
У нас кстати дожди третий день, с чего бы это? :)
Спасибо за внимание!