(фото кликабельны до 1400pix)
Первая часть
здесь До посадок оставалось около получаса, посему мы прикинули примерное место касания бортов ВПП и по магистральной рулежке отправились на точку.
01-красный открывает серию.
1
Скорость бортов к четвертому развороту составляет 530-550 км/ч, на выравнии 300-330 км/ч, что, конечно, прилично выше любого из пассажирских самолетов.
Выравнивание, касание, раскрытие тормозных парашютов...две-три секунды - и МиГ уже далеко, катится к торцу.
Мы привыкли к относительно "неспешным" посадкам пассажирских самолетов, и поначалу такие скорости удивляют. Снимать нужно действительно шустро.
2
3
4
5
Виден момент вытягивания тормозных парашютов
6
Хлоп!
7
8
Развернутая станция РСП - радиолокационная система посадки.
Отсюда контролируется движение бортов в зоне аэродрома до 4 километров по высоте, если не ошибаюсь. С помощью этой же станции осуществляется контроль стартов, а также ведение самолетов до посадки.
9
АРП-11 (вроде 11, уверенности нет) - автоматический радиопеленгатор
10
11
Интервал между посадками от 1-5 минут, работа кипит
12
Ушел на второй
13
Момент начала работы парашютно-тормозной системы: контейнер тормозного парашюта открыт, пружиной вытолкнут вытяжной парашют
14
Парашюты вытянуты. Еще секунда и...
15
Хлоп! Набегающий поток наполнил купола, замедляя самолет. Несмотря на кажущуюся несоразмерность тяжелой машины и относительно небольших кусков материи, парашютно-тормозная система достаточно эффективна и позволяет сократить пробег на 30-40 процентов. Технически, возможна посадка и без выпуска парашютов, но отсюда повышенный износ тормозов, пневматиков, необходимость более строго отслеживать параметры посадки, увеличенный пробег.
Поэтому, летчики предпочитают не жалеть подборщиков и укладчиков, и парашюты выпускают.
16
В ангаре осуществляется прежде всего гарантийный ремонт самолетов. Как я говорил уже, МиГи прошли модернизацию до модификации БМ, и поступили на аэродром в декабре 2012 года.
Гарантийный срок эксплуатации - 5 лет.
17
17
18
19
20
21
Парашюты, как видно, изнашиваются. Поток горячего воздуха из сопел, огромные нагрузки на стропы, контакты с ВПП на выпуске - делают свое дело.
Ресурс парашюта - несколько десятков раскрытий.
22
23
Кстати, а что происходит с парашютами после того, как они сыграли свою роль на посадке? Так и волочатся за самолетом по бетону?
А не тут то было
24
В районе поворота на рулежку дежурит группа подборщиков из состава солдат-срочников.
Парашют отстегивается, как только самолет поравняется с местом их дислокации (ну чтобы ребятам по всей полосе то не бегать)
25
26
Борт заруливает на РД 2, бойцы подбирают систему, наскоро укладывают в специальные чехлы и грузят в прицеп ГАЗика
27
28
29
30
31
32
33
Шесть на стоянках, седьмой на рулении. Всего в этот день в воздух поднималось 7 бортов.
34
Несколько стоянок не оборудованы генераторами, поэтому здесь работают АПА (аэродромные пусковые агрегаты)
35
36
37
38
39
40
41
Очень интересная конструкция основных стоек шасси и тележек - один пневматик внутри, один снаружи.
На левом пневматике в районе оси прямоугольный девайс с шестью болтами - датчик юза. От него трубки идут к аппарату торможения. Ну что-то вроде ABS на автомобиле.
42
43
Красная табличка - памятка свидетельствует о том, что в кабине на органах управления и поручнях катапультирования установлены предохранители
44
Фюзеляж изобилует подписями-информаторами, что где находится, и чего делать не надо.
45
Штурману, либо пилоту-инструктору иногда нужно посмотреть, что происходит впереди. Из кабины то обзора вперед фактически нет. Тогда поднимается вот такой перископ.
46
47
Генератор подключен
48
Штанга дозаправки в воздухе
49
Ну и как же по такому случаю не подняться в кабину? Смотрим!
Из того, что сам знаю: на центральной панели слева традиционно в белой рамке - основные навигационно-пилотажные приборы. Правее - высотомер и часы. Большой черный блок сверху - ИЛС - индикатор на лобовом стекле, тот самый, так знакомый многим по авиасимулятором разного рода; под ним - блок световой сигнализации. Под правую руку - управление электроснабжением, питанием модулей, радиостанция, автопилот.
50
51
52
Компас "бычий глаз" - аттрибут приборной панели любого отечественного летательного аппарата, пожалуй
53
54
55
56
А это наш куратор, заместитель командира части по воспитательной работе, и просто замечательный человек - Валерий. Во многом именно благодаря ему у нас получился отличный съемочный день. Валерий отвечал на наши глупые порой вопросы и со снисхождением относился к безудержному желанию везде залезть.
Спасибо Вам!
57
58
59
Впереди еще два разлета.
Звучит команда на встречу экипажей, и стоянки вновь оживают
60
Предполетный брифинг завершен, карты в планшетах, задания получены, где-то далеко (хотя есть ли "далеко" для таких самолетов), с аэродрома Шагол стартуют самолеты "условного противника".
На вылет!
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
И снова быстрый разлет, полчаса - и стоянки опустели.
Техники ждут...
74
Закат
75
Условия для съемки ухудшались, смеркалось.
Было решено дождаться бортов с вылета, посмотреть посадки, хоть и снимать их по темноте было уже бессмысленно. Но очень уж не хотелось уезжать :)
76
Тем временем еще потемнело...
77
78
И еще потемнело
79
80
И вот уже и ночь
81
82
83
84
В темное время суток полосу на посадках подсвечивают четыре подвижных прожектора, установленных в ряд у торца
85
86
87
88
89
90
Леха вытанцовывает со штативом в свете фар рулящего МиГа %)
91
Ну и на последок. Кабина любого летательного аппарата очень красива в темное время суток, с подстветкой.
Всегда хотел увидеть своими глазами, как выглядит ночью кабина боевого самолета.
Вот, пожалуйста.
Кровавая, но удивительно уютная красная подсветка.
92
93
94
95
96
Когда мы собирались в обратную дорогу, самолеты снова запускались, готовился вылет.
И отъезжая уже от Канска, мы услышали где-то высоко грохот двух истребителей, один за другим.
Полетели!
Вот такой вот получился репортаж.
Что ж, с уверенностью могу сказать, что программа-минимум выполнена! Пора домой.
Очень хотелось бы больше рассказать о работе технического состава, жизни аэродрома, заглянуть в пункт управления, посидеть тихонько на предполетном брифинге..но в рамках одного дня это вряд ли осуществимо. Надеюсь в обозримом будущем нам удастся исправить это упущение и рассказать более полно о трудовых буднях аэродрома Канск, и, главное, о людях, благодаря которым он живет.
Выражаю большую признательность:
Пресс-службе центрального военного округа - за помощь в организации и проведении фотосъемки,
Заместителю командира части по воспитательной работе Валерию - за всестороннее содействие,
Споттерам Сергею
gisman и Алексею
alexei_astr - за отличную компанию.
Летчикам, штурманам и техническому составу аэродрома - за чистое небо!
Благодарю за внимание.