Продолжаем норильскую тему. Сегодня одним рейсом предлагаю посмотреть два удалённых района: Талнах и Кайеркан.
34 картинки с комментариями под катом.
Талнах - пожалуй это лучшее, что есть в Норильске.
Именно здесь приходит понимание, что Норильск - это не только заводы, но и сдержанная, суровая красота заполярной природы. Здесь нет крупных загрязнителей окружающей среды, ведь вся работа происходит под землёй. На территории Талнаха действуют крупнейшие в России подземные рудники, которые осваивают месторождения "Октябрьское" и "Тахнахское":
- "Маяк" - первый рудник Талнаха, открыт в 1965 году
- «Комсомольский» (работает с 1971 года);
- «Октябрьский» (самый крупный рудник НПР, работает с 1974 года);
- «Таймырский» (открыт в 1981 году);
- «Скалистый» (самый молодой в Норильском промышленном районе, самый глубокий в Евразии, -2200 м. Строительство ещё продолжается).
Рудники Талнаха - это основная сырьевая база "НорНикеля": здесь добывают никель, медь, палладий, платину, кобальт, золото и другие редкие компоненты.
Общая протяженность выработок Талнаха превышает 450 км.
Едем по Вальковскому шоссе - трассе, соединяющей Талнах, Валёк и Оганер с Норильском. Дорога живописная: здесь и простор, которого так не хватает в городе, и горы, и относительно чистый и прозрачный воздух:
1
Профилакторий "Валёк" расположился у дороги примерно на полпути к Тахнаху. Где-то там дальше за ним находится и одноимённый аэропорт - по-своему знаменитый узел местных авиалиний. Местные часто зовут его "гидропорт" - это по привычке скорее, раньше гидроавиация здесь действительно была, сейчас базируются Ан-2 и вертушки всевозможные. Профилакторий сейчас работает в режиме гостиницы, здесь живут экипажи, и пассажиры в ожидании рейсов. Значительная часть рейсов с Валька - это перевозки пассажиров и грузов в интересах "НорНикеля".
2
Мост через реку Норильская. Отмечен в сборнике "Мостостроение мира" ЮНЕСКО как "самый северный в мире из больших мостов за 69 параллелью". Хорошие фотки отсюда есть в интересном блоге бывшего местного жителя
nordroden здесь 3
На подъезде к Талнаху: "ядерный гриб" на горизонте - результат деятельности Талнахской обогатительной фабрики.
4
Жилую часть района можно условно разделить на "низ" и "верх": внизу сосредоточена основная часть жилой застройки, микрорайоны с 1 по 4. Выше, на горе расположен 5й микрорайон. Здесь же есть смотровая площадка, визитная карточка Талнаха:
5
6
Вдалеке сквозь дымку видны очертания Оганера:
7
И Норильска:
8
Отсюда же можно в подробностях рассмотреть весь "нижний" Талнах:
9
10
11
Улица Федоровского:
12
Улица Маслова:
13
Сверху вниз можно спуститься пешком про протяженной лестнице. На входе висит предупреждение о том, что зимой лестница не обслуживается, но народ ходит здесь все равно, это наиболее короткий маршрут:
14
5й микрорайон, ул. Первопроходцев:
15
Отсюда видны строения западного вентиляционного ствола рудника "Комсомольский":
16
Талнахский автовокзал:
17
Времени на осмотр Талнаха было немного, и дабы не наскучить однообразными в общем-то картинками типовой советской застройки - совершаем 50-километровый марш-бросок и перемещаемся в Кайеркан.
Трасса в Дудинку и Алыкель:
18
Кайеркан получил свое название по имени протекающей неподалеку речки и имел статус города с 1985 по 2005 годы. Изначально появление района связано с разведкой и, начиная с 1943 года, эксплуатацией здесь угольного месторождения. Добычу угля начинали узники Норильлага. Дальнейшее развитие Кайеркана связано со строительством и началом эксплуатации в 1979 году "Надежды" - Надеждинского металлургического завода - на сегодняшний день это одно из крупнейших предприятий Норильского ГМК:
19
Промышленный гигант расположился на плато Надежда примерно на полпути между центральным районом и Кайером и отлично виден с дороги.
20
В состав завода входит три производства - гидрометаллургическое, пирометаллургическое и производство кислорода.
В настоящее время НМЗ перерабатывает весь объем никелевого и пирротинового концентратов Талнахской обогатительной фабрики, часть никелевого концентрата Норильской обогатительной фабрики и весь объем медного концентрата участка разделения файнштейна обжигового цеха Никелевого завода. Готовой продукцией завода являются медно-никелевый файнштейн ("полуфабрикат" для дальнейшего получения никеля и меди), медные аноды, элементарная сера и технологический кислород.
21
22
Сам по себе район не примечателен абсолютно ничем: типовые "панельки", стандартная застройка.
23
Население района - что-то около 22000 человек, это дважды меньше, чем в Талнахе.
24
25
26
27
Магазин "Хлеб и Молоко", ну не чудо ли? И вывеска с крашеными лампочками, все как в детстве ))
28
29
30
Большие, в человеческий рост номера домов - и удобство, и необходимость: найти нужный дом в пургу таким образом проще:
31
32
И напоследок - конечно немного авиации.
Многие видели на просторах интернета фотографии авиапамятика Ан-26 в "полярной" окраске с крупными буквами НАДЕЖДА в основании постамента, но наверняка не все знают, где это снято. Так вот он, пожалуйста:
33
Надежда - это первый круглогодичный аэропорт Норильска. Старт строительству воздушной гавани был дан 23 мая 1945 года приказом по Норильскому комбинату. ВПП и аэродромные сооружения возводились силами заключенных Норильского ИТЛ. Уже летом 1946 года полоса была сдана в работу, строительство аэропорта продолжалось параллельно с лётной работой: тогда здесь садились По-2, Ли-2, Ил-12, Ил-14. Окончательно аэропорт "Надежда" был достроен в 1950 году, тогда же было налажено регулярное сообщение с Москвой и Красноярском. В том же году начал работу и гидропорт "Валёк", кроме того, начались работы по строительствую неподалеку от "Надежды" зимнего аэродрома "Нежданный" для приема Ан-10, Ан-12, Ил-18.
"Надежда" просуществовал около 20 лет и был закрыт в 1965 году, в связи с вводом в эксплуатацию "Алыкеля", а прямо на его площадях развернулось грандиозное строительство самого молодого и высокотехнологичного предприятия ГМК "Норильский Никель" - Надеждинского металлургического завода.
Как напоминание о первом норильском аэропорте, в 1982 году на постамент в районе бывшей ВПП был установлен ИЛ-14. В 1992 году из-за крайней ветхости самолёт был демонтирован, постамент с именем "Надежда" пустовал почти 20 лет, и только летом 2012 года пустоту заполнил Ан-26 RA-26610 Норильского авиапредприятия.
Репортаж о транспортировке самолёта к месту вечной стоянки можно посмотреть у
nordroden здесь 34
Вот такая история.
Все на сегодня у меня.
Спасибо за внимание!