Культ шасси: "иномарки" в фокусе

Dec 05, 2014 14:46




Самолёт - это совокупность сотен и сотен сложнейших мезанизмов и систем. Без преувеличения - это материальное воплощение человеческого гения. И это одна из причин, почему авиация так притягивает к себе всё новых и новых увлечённых людей и романтиков, и заставляет нас поднимать головы к небу, глядя вслед пролетающему борту. Самолёт рождён для неба, но должен изредка возвращаться на землю. И возвращение это было бы не столь приятным без важнейшего элемента конструкции - шасси.
  У меня накопилось некоторое количество цветных картинок с участием этих сложных и чрезвычайно интересных механизмов, которые я и предлагаю посмотреть. Сегодня покажу произведения крупнейших зарубежных авиапроизводителей, а в следующий раз рассмотрим матчасть отечественных самолётов.

  Стойки шасси - это, наверное, один моих любимых элементов самолёта. Только представьте, сколько труда и знаний вложено в создание конструкций, способных удержать многотонную крылатую машину как на энергичном взлёте...

1



...так и пусть на самой мягкой, но тем не менее богатой на впечатляющие динамические нагрузки посадке

2



Посмотрим поближе?

Начинаем с Boeing 737 - самого популярного в мире узкофюзеляжного пассажирского реактивного самолёта.
Здесь ничего сверхъестественного: классическая трёхопорная схема с передней рулевой стойкой. На каждой стойке шасси по два колеса.
Азы и классика.

3


NordStar | Boeing 737-800NG | VQ-BDO

4



Такая компоновка шасси получила наибольшее распространение в мире, и именно ее можно увидеть на большинстве летающих сейчас самолётов.
На переднюю стойку приходится обычно 10-15% веса самолёта, а всю основную нагрузку принимают на себя основные стойки

5



Основные опоры здесь убираются в ниши, не имеющие створок, и это отличительная черта всего семейства 737х. Чуть подробнее нишу можно посмотреть у меня вот здесь

6



Принимает эстафету Boeing 757 - самый длинноногий, наверное, член Боинговой семьи
Матчасть нам продемонстрирует Boeing 757-200 азербайджанской авиакомпании AZAL, прибывший из солнечного Баку

7


AZAL | Boeing 757-200 | 4K-AZII

Носовая стойка изобилует осветительным оборудованием: здесь есть и рулёжная фара, кочующая без изменений с одной модели Боинга на другую...

8



...и взлётные фары, и так называемые "turn off lights", подсвечивающие пространство впереди при повороте стойки

9



10



11



Далее по плану Boeing 767 - гроза чартерных направлений, широкофюзеляжный лайнер для маршрутов средней и большой протяженности.
Продемонстрировать свои массивные тележки шасси нам любезно согласились борта авиакомпании IKAR Airlines.

12



Самолёт внушительных размеров и веса, ему нужны серьёзные опоры

13



14



Максимальный взлётный вес B767 в наиболее популярной модификации 300ER почти на 70 тонн больше аналогичного показателя у B757-200. Тележки шасси у обоих самолётов конструктивно похожи, но сами стойки серьёзно различаются

15



16



Boeing 747 - один из самых узнаваемых гражданских самолётов в мире.
"Джамбо Джет" примечателен не только характерным горбом верхней палубы, но и необычной компоновкой шасси: одна носовая и целых четыре основных опоры шасси

17



Долгое время B747 оставался самым тяжёлым пассажирским самолётом в мире
Для того чтобы эффективно распределить вес машины и не допустить разрушения покрытий ВПП и рулёжных дорожек в аэропортах конструкторами были предусмотрены две дополнительные опоры

18



19



20



21



Boeing 777 (от же "Tripple Seven", он же "Т7", "Три Семёрки", подпольная кличка - "Три Топора") - флагман Боинга и самый крупный в мире двухмоторный пассажирский реактивный самолёт. В Емельяново этот тип представлен бортами Аэрофлота, Трансаэро, а также Lufthansa Cargo в грузовом варианте 777F
Отличительной особенностью B777 является шестиколёсная тележка шасси.

22


Lufthansa Cargo | Boeing 777F | D-ALFB

"Три Семёрки" действительно огромен, не зря во многих аспектах он характеризуется приставкой "самый". Самолёт имеет самые крупные стойки шасси и самые большие шины, которые когда-либо использовались в коммерческой авиации. Каждый пневматик основной стойки шасси B777 может выдержать нагрузку до 27 тонн.

23



24



Самолёт выпускается в нескольких модификациях, с разной пассажировместимостью и дальностью полёта. Шасси на разных модификациях "Tripple Seven" схожи, но всё-таки немного различаются конструктивно.

Ну например вот, тележка B777-300ER а\к "Аэрофлот"

25



А это грузовик, B777 Freighter компании "Lufthansa Cargo". Тележка чуть попроще

26



И B777-200 "Трансаэро"

27



Инженеры компании провели серьёзную работу, добившись прекрасной сбалансированности самолёта и распределения нагрузки на грунт. Несмотря на солидный взлётный вес - почти 300 тонн, удалось избежать введения в конструкцию дополнительных стоек шасси в районе центроплана.

28


За всю дружную семью Airbus сегодня отдувается А320 самой Зелёной авиакомпании с бортовым VQ-BES, замеченный на перроне "Емельяново"  морозным мартом 2013 года

29


S7 | Airbus A320-214 | VQ-BES

30



Маркировка белым по красному заявляет, что накачивать пневматики следует исключительно азотом, выдерживая давление в 200psi, по нашему это 13,6 атмосферы.
Азот вообще штука хорошая, не горит, не конденсируется.

Шильдик внизу свидетельствует о том, что опора изготовлена гигантом авиационной промышленности Messier-Bugatti-Dowty. Фирма с долгой и интересной историей, сегодня это крупнейший разработчик шасси для гражданских и военных самолётов в мире. Опоры этого производителя монтировались на "Конкорд", и шасси новейшего Airbus A350 - тоже их рук дело. Как и шасси "Суперджета", кстати.

31



32



Стойки Эрбаса выше, чем у одноклассника B737, хотя оба самолёта в итоге имеют примерно одинаковую "посадку"

33



34



35



Идём дальше.
"Рабочая лошадка" региональных авиакомпаний, франко-итальянский ATR 42-500
Из "Емельяново" Атээрки а\к NordStar летают прежде всего на север, связывая краевой центр с удалёнными населёнными пунктами в Заполярье

36


NordStar | ATR42-500 | VQ-BKQ

37



38



39



40



Аналогично Боингу 737 в убранном положении пневматики здесь не прирываются створками

41



CRJ-200 - еще один представитель региональных самолётов от "главного по бизнес-джетам" канадского авиастроителя Bombardier Aerospace

"Исследуемым" выступит борт компании "АК БАРС Аэро", совершивший перелёт в Красноярск из Казани с промежуточной посадкой в Омске. Рейс просуществовал совсем недолго, а фото на память вот сохранились

42


AK BARS Aero | CRJ-200LR | VQ-BOL

На носовой стойке отсутствуют фары, всё необходимое осветительное оборудование распределено по фюзеляжу

43



44



Как и большинство "регионалов", CRJ приземист

45



И, как следствие, немного чумаз

46



И напоследок совсем экзотичный для Красноярска, но всё же залетевший однажды к нам на огонёк в рамках FIFA World Cup Trophy Tour 2014 MCDonnell Douglas MD-83.
Длиииннющая приземистая красная колбаса на коротеньких опорах шасси :)

47


Danish Air Transport | McDonnell Douglas MD-83 | OY-RUE

48



49



На этом закончим с иностранцами.
В следующем номере посмотрим, сколько всего интересного навыдумывали в отечественных КБ.
Дочитавших-долиставших до конца - благодарю за внимание!

boeing, 757, md-83, atr, 747, Красноярск, airbus, 320, 737, crj, 767, Емельяново, 777, шасси

Previous post Next post
Up