Сегодня расскажу об очередной северной командировке. На этот раз полетим в Светлогорск - посёлок энергетиков Курейской ГЭС. Под катом - 35 осенних фотографий затеряного в лесотундре посёлка, и совсем немного самолётов. Курейская ГЭС, как и сам Светлогорск, расположена на реке Курейка - одного из правых притоков Енисея. Посёлок находится в 101км от места впадения реки в Енисей, ближайший населённый пункт - Игарка - около 90 км по прямой. Сообщение с внешним миром - традиционно для севера прежде всего по воздуху: из Красноярска регулярными рейсами летает КатэкАвиа на Ан-24, до Игарки курсирует вертолёт. История посёлка началась в 1975 году, когда на берег Курейки высадился первый десант строителей гидроэлектростанции.
Да, когда я рассказываю про такие вот полёты к Северу от Красноярска, меня иногда спрашивают: "ээм..а это вообще где?" Дабы избавить читателей от топографических страданий, предлагаю простую схемку со взаимным расположением населённых пунктов, из тех, где я был.
По ссылке доступна полнофункциональная гуглокарта с аналогичными метками. В комментариях к каждой метке привязаны ссылки на репортажи.
КатэкАвиа летает из Красноярска (а\п "Черемшанка") в Светлогорск дважды в неделю. Время в пути - почти 3 часа. Осень - традиционно напряженная пора для таких направлений, северяне возвращаются домой, поэтому самолёт "под завязку", пассажирами и грузом. Нечасто такое увидишь: под груз отдано 12 пассажирских кресел - прежде всего это продукты питания и почта.
1
Светлогорск встречает почти летним солнцем и вкуснейшим таёжным воздухом
2
Аэропорт расположен в 10 километрах от Светлогорска. Такая удалённость связана, вероятно с особенностями рельефа и грунта в этих местах. Проще говоря, найти в лесотундре участок суши протяженностью 2 км с относительно прочным грунтом не так уж и просто. Взлётно-посадочная полоса 1620*31 метр, покрытие - аэродромная плита. Аэропорт способен принимать суда взлётной массой до 24 тонн, то есть Ан-26 и меньше.
3
Из аэропорта в посёлок ходит бесплатный автобус ПАЗик выезжает прямо на перрон, к самолёту. Пассажиры забирают свой багаж, дружно грузятся и едут в посёлок. Время в пути - полчаса. 4
Вот так бывает, одним кадром можно охватить значительную часть населённого пункта. С десяток кирпичных пятиэтажек, детский сад, школа, полиция, больница, клуб - небольшой посёлок. В годы активного строительства гидроэлектростанции здесь жили и трудились до 7 тысяч человек, сейчас же - меньше тысячи. Промплощадка Курейской ГЭС на карте занимает значительно большую площадь, нежели жилой сектор. Других предприятий здесь нет, и неудивительно, что жизнь подавляющего большинства жителей так или иначе связана с работой на ГЭС.
5
Магазинов много. Цены - примерно вполовину выше красноярских. Наличие и ассортимент товаров сильно привязаны к тому же самолёту. Прибыл рейс из Красноярска - в магазине очередь за свежими продуктами
6
7
Гусеничный вездеход "танкетка" - наравне с УАЗом это поистине незаменимый в этой местности транспорт
8
Администрация посёлка и отдел полиции в одном здании
9
На окраине посёлка обнаружилась интересная заброшка - бывший штаб строительства Курейской ГЭС. Здание было построено на искусственном насыпном холме, за это, видимо местные прозвали его "Пентагон". Позже штаб перенесли на саму электростанцию и какое-то время здесь базировалась станция тропосферной радиорелейной связи.
10
11
Тропосферная связь основана на эффекте отражения радиоволн дециметрового и сантиметрового диапазонов от неоднородностей в нижнем слое атмосферы - тропосфере.
12
Такой эффект позволяет передать радиосигнал на значительное расстояние - 300-400 километров. Несколько десятилетий назад такой тип связи был весьма актуален, особенно у военных. По всей стране было развёрнуто несколько десятков станций, которые образовывали линию связи "Север", протянувшуюся на 13200 км для обеспечения связи в отдалённых регионах страны
13
С развитием спутниковых технологий тропосферная связь потеряла свою актуальность. Станции в Светлогорске больше нет, а антенны - вот они, стоят себе. Вдалеке различимо открытое распределительное устройство Курейской ГЭС
14
Забравшись на мачту, можно немного поглазеть по сторонам. Вот, собственно, и весь посёлок:
15
Кстати, страна у нас как известно с обширной географией, поэтому да, Светлогорсков на карте России как минимум два. Тёзка расположился не где-нибудь, а в Калининградской области! Заглянуть в солнечный город-курорт на берегу Балтики и немного согреться можно в журнале уважаемого ale вот здесь
16
17
18
К сожалению, не хватило времени сходить до самой станции, поэтому в этот раз вот так, издалека. Козловой кран, поднимающий затворы водосброса плотины
19
До темноты осталось совсем немного времени - сходим на бережок, помочим руки в Курейке
20
21
22
Топляк - неизменный спутник любого водохранилища
23
24
25
Красивейшим элементом пейзажа возвышается над горизонтом гора Типтур
26
Искусственно созданное водохранилище не смогло нарушить суровой красоты этих мест, вид с берега открывается запоминающийся. Посмотреть предлагаю в форме панорамы, размер - 10000 точек по длинной стороне.
27
А теперь внимание! Да, бадья для мусора испытана, страна может спать спокойно... )))
28
Здесь же неподалёку - вертолётная площадка
29
Насыпная дамба ограничивает водохранилище, защищая Светлогорск от затопления
30
Этот образ кстати нашел отражение и во флаге города:
Путь домой на следующий день лежал через хорошо знакомую уже Игарку. До Игарки - на вертушке "Турухана", и дальше привычным рейсом ТИ82 NordStar на ATR42-500 - на Красноярск. По политическим причинам поснимать вертолёт не удалось, поэтому...ну вот как-то так:
31
Лёту до Игарки на Ми-8 минут 40. По дороге - типичные "космические" пейзажи, немного тайги, немного тундры:
32
33
Для полноты картины предлагаю небольшое полётное видео: можно увидеть гору незафиксированного груза на борту, таких же незафиксированных и частично спящих пассажиров, а также суровую осеннюю лесотундру за бортом. Где-то на подлёте к Игарке: