Специфика моей работы предполагает случающиеся иногда полёты на Север Красноярского края, чему я, лично, несказанно рад, поскольку это не только возможность заглянуть в интереснейший мир гражданской авиации, но и шанс увидеть северные города, недоступные, как правило, для наземного транспорта.
Не так давно мне довелось слетать в командировку в заснеженный Туруханск, о чём предлагаю небольшой репортаж.
Это уже не первый мой перелёт в северном направлении: в прошлом году, например, я побывал в Игарке - это еще 200 километров на север от Туруханска, за Полярным кругом. Об этом у меня есть репортажи про
город Игарка, и про
Игарский аэропорт.
Не все хорошо знакомы с географией Красноярского края, поэтому вносим необходимое пояснение:
Туруханск - село, утратившее статус города, административный центр Туруханского района Красноярского края.
Расположен в 1100 километрах к северу от Красноярска, при впадении Нижней Тунгуски в Енисей, на 120 километров южнее Полярного круга.
Отсюда уже меньше 400 километров до Норильска, а там и до Северного Ледовитого рукой подать.
Полёты в Туруханск осуществляют несколько авиакомпаний, в том числе и авиакомпания NordStar (Таймыр).
Маршрутная сетка НордСтара охватывает все основные аэродромы краевого Севера, их яркие самолёты удаляются от Красноярска в направлении Карского моря на расстояние свыше тысячи километров, с завидной регулярностью пересекая Северный Полярный круг.
Рейсы в Туруханск выполняются трижды в неделю на турбовинтовых ATR 42-500.
Для большинства пассажиров перрон аэропорта начинается именно так:
1
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6104/167919952.37/0_fc31b_b6238450_XXL.jpg)
Милая леди это не со зла, просто она еще не в курсе, что благодаря стараниям пресс-службы авиакомпании NordStar всё вполне законно.
2
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6102/167919952.37/0_fc31c_15c3be28_XXL.jpg)
Командир поднимается на борт
3
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5310/167919952.37/0_fc31d_8735f2f7_XXL.jpg)
Полёт будет выполняться на ATR 42-500 c регистрацией VQ-BKP, борт был построен специально для авиакомпании NordStar и совершил первый полёт 07.04.2011
4
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5405/167919952.37/0_fc31e_4b1d3b72_XXL.jpg)
NordStar Airlines | ATR42-500 | VQ-BKP
"Наш самолёт имеет современное и надёжное оборудование, гарантирующее спокойный многочасовой полёт. Маловероятно, что имеющееся на самолёте аварийно-спасательное оборудование Вам потребуется. Однако в соответствии с Международными требованиями Вам предлагается ознакомиться с его использованием. Вам необходимо выполнять все указания бортпроводников и экипажа ,а также световых электротабло".
5
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5310/167919952.37/0_fc323_da8a4b83_XXL.jpg)
Ага, ближайший выход, это вот туда
6
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5310/167919952.37/0_fc321_87e1411d_XXL.jpg)
Буксировка, противообледенительная обработка, руление, взлёт, набор высоты - и наконец мы там, где всегда ярко светит солнце
7
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5406/167919952.37/0_fc332_bacd3556_XXL.jpg)
В горизонтальном полёте не грех и поснимать.
8
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5310/167919952.37/0_fc322_6273d6ad_XXL.jpg)
У любого профессионала в своём деле есть множество упрощающих жизнь "лайфхаков", и у бортпроводников их тоже, наверняка, предостаточно. На ATR42-500 единственному в экипаже проводнику необходимо быстро и качественно обслужить без малого 50 пассажиров. Чашки для горячих напитков, например, удобнее брать именно из такой пирамиды :)
9
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6102/167919952.37/0_fc324_ee0f04b_XXL.jpg)
Я весьма огорчаюсь, когда несведущие пассажиры отождествляют бортпроводников с официантами, это сравнение не имеет ничего общего с истиной, но тем не менее в силу специфики значительная часть рабочего времени людей этой "неземной" профессии связана именно с кухней. На ATR 42-500 кухня вот такая:
10
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6102/167919952.37/0_fc326_61257ca3_XXL.jpg)
Как и сам пассажирский салон, это модульная конструкция, так что авиакомпания может заказать комплектацию в соответствии со своими нуждами. Кухня заметно меньше, чем на средне/дальнемагистральных лайнерах, ну да здесь большего и не нужно.
Слева чай/кофе:
11
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6102/167919952.37/0_fc327_96f32b91_XXL.jpg)
Справа электродуховой шкаф с панелью управления.
Совсем вот так просто, "тепло/горячо/совсем горячо" и таймер.
Время в пути до Туруханска - 2 часа 40 минут, пассажиров ожидает лёгкий завтрак без горячего, но полноценное питание экипажа никто не отменял, так что духовка без дела не стоИт.
12
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6102/167919952.37/0_fc329_6e0eb874_XXL.jpg)
Внизу - "гараж" сервировочной тележки, его видно на фото ниже, и тележки с бортовым питанием, загружаемым в аэропорту.
13
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6102/167919952.37/0_fc328_473f2f5e_XXL.jpg)
Бортовой трап, весьма популярное среди "региональных" самолётов решение.
Для безопасности пассажиров при посадке и высадке в тёмное время суток во второй ступени трапа смонтирован небольшой прожектор.
14
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6102/167919952.37/0_fc32a_f80b54da_XXL.jpg)
Самолётное переговорное устройство (СПУ) в рабочей зоне бортпроводника.
15
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6102/167919952.37/0_fc32d_10e417d0_XXL.jpg)
Пора завтракать!
16
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5406/167919952.37/0_fc32e_6f69da4a_XXL.jpg)
17
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6102/167919952.37/0_fc32f_64ceb696_XXL.jpg)
18
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5406/167919952.37/0_fc330_36cb1bc_XXL.jpg)
Я очень люблю перекусить в самолёте, и вне зависимости от времени суток пью чёрный кофе, традиция уже вроде как.
19
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5406/167919952.37/0_fc331_ab9ac9c1_XXL.jpg)
20
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5406/167919952.37/0_fc333_9148d4e5_XXL.jpg)
Время в пути летит незаметно. Снижение, на прямой. Магнитный курс для посадки в Туруханске - 303 градуса.
21
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5406/167919952.37/0_fc334_c269a23a_XXL.jpg)
Расстояние между Красноярском и Туруханском - примерно 1100 километров. Не так и много, но разница в климатическом аспекте налицо - в Красноярске уже давно плюсовые температуры, а здесь вовсю еще хозяйничает зима.
Под крылом - остров Монастырский.
22
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5406/167919952.37/0_fc335_8adbbc32_XXL.jpg)
И первый взгляд на Туруханск. С самолёта на посадке видно почти весь город.
23
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5406/167919952.37/0_fc338_f2e799be_XXL.jpg)
24
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6103/167919952.37/0_fc337_f4cfbf5f_XXL.jpg)
Очень, очень много снега! В Красноярске этой зимой было значительно скромнее.
25
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6103/167919952.37/0_fc33a_aec7eab9_XXL.jpg)
В силу географического положения, снег здесь окончательно сходит не раньше конца мая.
26
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6103/167919952.37/0_fc33b_90dbe5f5_XXL.jpg)
После посадки, разворачиваемся через левое плечо и рулим на перрон.
Типичная для северных аэродромов бетонная полоса, 1800х30 метров, что на 712 метров короче, чем в Игарке.
27
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6103/167919952.37/0_fc33c_c49aa096_XXL.jpg)
Багаж выгружен, пассажиры уже топают к зданию аэровокзала, а меня ждет самое интересное: экипаж любезно разрешил мне погостить в кокпите!
Путь из пассажирского салона в кабину пилотов лежит через багажный отсек. Багаж укладывается вдоль бортов и фиксируется сетками.
28
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5405/167919952.38/0_fc34f_a1b4b040_XXL.jpg)
КВС, и он же, как потом выяснилось, командир эскадрильи убежал решать рабочие вопросы, а второй пилот вежливо уступил мне место в кабине. Спасибо!
Фотографии кликабельны.
29
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5405/167919952.38/0_fc34e_56e97d4e_XXL.jpg)
Кабина ATR 42-500 "стрелочная", за исключением экранов многофункциональных MFD приборов у каждого пилота
30
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6103/167919952.39/0_fc38a_b7310548_XXL.jpg)
Левое кресло, рабочее место КВС
31
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5311/167919952.39/0_fc388_eadee9bb_XXL.jpg)
И рабочее место второго пилота. Сразу видно, у кого больше писанины :)
32
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6103/167919952.37/0_fc340_e7573b4a_XXL.jpg)
33
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5405/167919952.38/0_fc34c_b6e3488_XXL.jpg)
Панель автоматов защиты сети (АЗС) за изголовьем второго пилота
34
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5311/167919952.37/0_fc346_d91de438_XXL.jpg)
35
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6103/167919952.37/0_fc33e_fc8d940_XXL.jpg)
Глазами командира:
36
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5311/167919952.37/0_fc347_da546744_XXL.jpg)
37
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6103/167919952.37/0_fc341_73f83486_XXL.jpg)
38
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5405/167919952.37/0_fc342_b4a00507_XXL.jpg)
39
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6103/167919952.37/0_fc343_f808a3bd_XXL.jpg)
Управление носовой стойкой шасси на рулении и кислородная маска
40
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5405/167919952.38/0_fc348_ac09c776_XXL.jpg)
Overhead панель. По клику - в большем разрешении, можно почитать что и где находится.
Традиционно элементы управления жизненно важными системами выделены цветовыми дорожками, панели системы пожаротушения выполнены в более тёмном цвете для ориентации при задымлении, рукоятки активации системы - яркие и легко различимы на ощупь. Интересно, что управление пожаротушением первого и второго двигателей реализовано на разнесённых панелях, и при таком расположении логично предположить, что каждый из пилотов "тушит" "свой" двигатель.
41
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6103/167919952.39/0_fc389_243a43bb_XXL.jpg)
42
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5405/167919952.38/0_fc34b_d862b68a_XXL.jpg)
Кабина небольшая, здесь достаточно и одной панели FMS.
Из шпаргалки для FMS видно, что помимо Туруханска борт летает в Байкит, Ванавару, Игарку, Подкаменную Тунгуску, Северо-Енисейск и Туру. Добавить еще Дудинку и Норильск - и получим список основных действующих аэропортов Краевого Севера. Но это уже более полутора тысяч километров по прямой, далековато.
43
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6103/167919952.37/0_fc345_1c3c3e0_XXL.jpg)
44
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5405/167919952.37/0_fc344_26850952_XXL.jpg)
45
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5405/167919952.38/0_fc34a_8171a545_XXL.jpg)
46
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6103/167919952.38/0_fc349_92e37086_XXL.jpg)
Для аварийного покидания предусмотрен потолочный люк, до которого можно добраться по ступенькам на стенке справа. Дым всегда скапливается наверху, поэтому здесь установлен еще один блок с кислородной маской.
47
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5405/167919952.38/0_fc34d_4bad5689_XXL.jpg)
48
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5311/167919952.38/0_fc350_e48bee7_XXL.jpg)
49
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5311/167919952.38/0_fc351_cfc5b882_XXL.jpg)
Несколько часов на перроне - и самолёт вновь взмоет в бескрайнее Сибирское небо, унося своих пассажиров теперь уже в Красноярск.
50
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5405/167919952.38/0_fc352_e59dac86_XXL.jpg)
А я задержусь здесь, пожалуй, на пару дней.
51
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5311/167919952.38/0_fc353_64b59240_XXL.jpg)
На этой белоснежной ноте и завершим на сегодня.
В следующей серии погуляем по Туруханску, ближе посмотрим на очаровательное здание аэропорта и сделаем еще несколько снимков на перроне.
Спасибо за внимание!