В Туруханск на "Северной Звезде": взгляд изнутри

May 15, 2014 07:32



Специфика моей работы предполагает случающиеся иногда полёты на Север Красноярского края, чему я, лично, несказанно рад, поскольку это не только возможность заглянуть в интереснейший мир гражданской авиации, но и шанс увидеть северные города, недоступные, как правило, для наземного транспорта.
Не так давно мне  довелось слетать в командировку в заснеженный Туруханск, о чём предлагаю небольшой репортаж.

Это уже не первый мой перелёт в северном направлении: в прошлом году, например, я побывал в Игарке - это еще 200 километров на север от Туруханска, за Полярным кругом. Об этом у меня есть репортажи про город Игарка, и про Игарский аэропорт.

Не все хорошо знакомы с географией Красноярского края, поэтому вносим необходимое пояснение:

Туруханск - село, утратившее статус города, административный центр Туруханского района Красноярского края.
Расположен в 1100 километрах к северу от Красноярска, при впадении Нижней Тунгуски в Енисей, на 120 километров южнее Полярного круга.
Отсюда уже меньше 400 километров до Норильска, а там и до Северного Ледовитого рукой подать.

Полёты в Туруханск осуществляют несколько авиакомпаний, в том числе и авиакомпания NordStar (Таймыр).
Маршрутная сетка НордСтара охватывает все основные аэродромы краевого Севера, их яркие самолёты удаляются от Красноярска в направлении Карского моря на расстояние свыше тысячи километров, с завидной регулярностью пересекая Северный Полярный круг.
Рейсы в Туруханск выполняются трижды в неделю на турбовинтовых ATR 42-500.

Для  большинства пассажиров перрон аэропорта начинается именно так:

1



Милая леди это не со зла, просто она еще не в курсе, что благодаря стараниям пресс-службы авиакомпании NordStar всё вполне законно.

2



Командир поднимается на борт

3



Полёт будет выполняться на ATR 42-500 c регистрацией VQ-BKP, борт был построен специально для авиакомпании NordStar и совершил первый полёт 07.04.2011

4


NordStar Airlines | ATR42-500 | VQ-BKP

"Наш самолёт имеет современное и надёжное оборудование, гарантирующее спокойный многочасовой полёт. Маловероятно, что имеющееся на самолёте аварийно-спасательное оборудование Вам потребуется. Однако в соответствии с Международными требованиями Вам предлагается ознакомиться с его использованием. Вам необходимо выполнять все указания бортпроводников и экипажа ,а также световых электротабло".

5



Ага, ближайший выход, это вот туда

6



Буксировка, противообледенительная обработка, руление, взлёт, набор высоты - и наконец мы там, где всегда ярко светит солнце

7



В горизонтальном полёте не грех и поснимать.

8



У любого профессионала в своём деле есть множество упрощающих жизнь "лайфхаков", и у бортпроводников их тоже, наверняка, предостаточно. На ATR42-500 единственному в экипаже проводнику необходимо быстро и качественно обслужить без малого 50 пассажиров. Чашки для горячих напитков, например, удобнее брать именно из такой пирамиды :)

9



Я весьма огорчаюсь, когда несведущие пассажиры отождествляют бортпроводников с официантами, это сравнение не имеет ничего общего с истиной, но тем не менее в силу специфики значительная часть рабочего времени людей этой "неземной" профессии связана именно с кухней. На ATR 42-500 кухня вот такая:

10



Как и сам пассажирский салон, это модульная конструкция, так что авиакомпания может заказать комплектацию в соответствии со своими нуждами. Кухня заметно меньше, чем на средне/дальнемагистральных лайнерах, ну да здесь большего и не нужно.
Слева чай/кофе:

11



Справа электродуховой шкаф с панелью управления.
Совсем вот так просто, "тепло/горячо/совсем горячо" и таймер.
Время в пути до Туруханска - 2 часа 40 минут, пассажиров ожидает лёгкий завтрак без горячего, но полноценное питание экипажа никто не отменял, так что духовка без дела не стоИт.

12



Внизу - "гараж" сервировочной тележки, его видно на фото ниже, и тележки с бортовым питанием, загружаемым в аэропорту.

13



Бортовой трап, весьма популярное среди "региональных" самолётов решение.
Для безопасности пассажиров при посадке и высадке в тёмное время суток во второй ступени трапа смонтирован небольшой прожектор.

14



Самолётное переговорное устройство (СПУ) в рабочей зоне бортпроводника.

15



Пора завтракать!

16



17



18



Я очень люблю перекусить в самолёте, и вне зависимости от времени суток пью чёрный кофе, традиция уже вроде как.

19



20



Время в пути летит незаметно. Снижение, на прямой. Магнитный курс для посадки в Туруханске - 303 градуса.

21



Расстояние между Красноярском и Туруханском - примерно 1100 километров. Не так и много, но разница в климатическом аспекте налицо - в Красноярске уже давно плюсовые температуры, а здесь вовсю еще хозяйничает зима.
Под крылом - остров Монастырский.

22



И первый взгляд на Туруханск. С самолёта на посадке видно почти весь город.

23



24



Очень, очень много снега! В Красноярске этой зимой было значительно скромнее.

25



В силу географического положения, снег здесь окончательно сходит не раньше конца мая.

26



После посадки, разворачиваемся через левое плечо и рулим на перрон.
Типичная для северных аэродромов бетонная полоса, 1800х30 метров, что на 712 метров короче, чем в Игарке.

27



Багаж выгружен, пассажиры уже топают к зданию аэровокзала, а меня ждет самое интересное: экипаж любезно разрешил мне погостить в кокпите!
Путь из пассажирского салона в кабину пилотов лежит через багажный отсек. Багаж укладывается вдоль бортов и фиксируется сетками.

28



КВС, и он же, как потом выяснилось, командир эскадрильи убежал решать рабочие вопросы, а второй пилот вежливо уступил мне место в кабине. Спасибо!
Фотографии кликабельны.
29



Кабина ATR 42-500 "стрелочная", за исключением экранов многофункциональных MFD приборов у каждого пилота

30



Левое кресло, рабочее место КВС

31



И рабочее место второго пилота. Сразу видно, у кого больше писанины :)

32



33



Панель автоматов защиты сети (АЗС) за изголовьем второго пилота

34



35



Глазами командира:

36



37


38


39



Управление носовой стойкой шасси на рулении и кислородная маска

40



Overhead панель. По клику - в большем разрешении, можно почитать что и где находится.
Традиционно элементы управления жизненно важными системами выделены цветовыми дорожками, панели системы пожаротушения выполнены в более тёмном цвете для ориентации при задымлении, рукоятки активации системы - яркие и легко различимы на ощупь. Интересно, что управление пожаротушением первого и второго двигателей реализовано на разнесённых панелях, и при таком расположении логично предположить, что каждый из пилотов "тушит" "свой" двигатель.

41



42



Кабина небольшая, здесь достаточно и одной панели FMS.
Из шпаргалки для FMS видно, что помимо Туруханска борт летает в Байкит, Ванавару, Игарку, Подкаменную Тунгуску, Северо-Енисейск и Туру. Добавить еще Дудинку и Норильск - и получим список основных действующих аэропортов Краевого Севера. Но это уже более полутора тысяч километров по прямой, далековато.

43



44



45



46



Для аварийного покидания предусмотрен потолочный люк, до которого можно добраться по ступенькам на стенке справа. Дым всегда скапливается наверху, поэтому здесь установлен еще один блок с кислородной маской.

47



48



49



Несколько часов на перроне - и самолёт вновь взмоет в бескрайнее Сибирское небо, унося своих пассажиров теперь уже в Красноярск.

50



А я задержусь здесь, пожалуй, на пару дней.

51



На этой белоснежной ноте и завершим на сегодня.
В следующей серии погуляем по Туруханску, ближе посмотрим на очаровательное здание аэропорта и сделаем еще несколько снимков на перроне.
Спасибо за внимание!

Таймыр, Туруханск, atr-42-500, самолёт, vq-bkp, Красноярск, авиация, споттинг, Емельяново, nordstar, Красноярский край, кокпит, аэропорт

Previous post Next post
Up