Mar 03, 2017 07:31
1.
Я обещал сходить в Ростовский академический театр драмы им. Горького на спектакль "Сталин. Часовщик". И я был на премьере.
Что сказать? Это плохая пьеса. Анонсировалось так: "Исповедь с трибуны Мавзолея".
Конечно, не исповедь, конечно, не с трибуны Мавзолея. Это просто монолог красавца Сталина в защиту красавца Сталина. Апология тоталитаризма. Вот так. И пьеса плоха, и сыграна плохо, да и как это сыграть хорошо? Артистов я не виню, они "служат в театре", такая вот служба...
Конечно, весь (почти весь) зал аплодировал стоя. А потом они все (только они) стояли и слушали речь какого-то театрального журналиста или критика, который нёс чушь про упыря-Сталина довольно долго. Фамилию его я не услышал, потому что звук сквозь стоящие тела проходит плохо, а насчёт рода его деятельности тоже могу ошибаться - по той же причине. Но зрители (почти все) слушали его стоя. Потом мне любезно сообщили, что это был Олег Пивоваров, главный редактор московского журнала "Театральная жизнь". Поздравляю его соврамши - про соху, ядерное оружие и Черчилля: просто человек повторил растиражированную, но многократно опровергнутую ложь.
Я соболезную артистам. И мне стыдно за театр и зрителей.
2.
Всё же должен добавить. Пояснить, почему мне было физически плохо на спектакле в театре им. Горького "Сталин. Часовщик. Исповедь с трибуны мавзолея". Добрые люди знают, как нравственное отвращение переходит порой в физическую боль. Вот так было у меня.
Что такое исповедь, если уж ориентироваться по христианской системе координат? Это таинство Покаяния. А разве показанный мне Сталин каялся? Разве у него были "мальчики кровавые в глазах"? Пушкинский Годунов имел совесть, он, возможно, каялся. А Сталин в исполнении Огира - не кается, а оправдывается. И не перед Богом. И даже не оправдывается, а просто пытается доказать нам, чудом выжившим после его безумств (включая Вторую мировую войну, одним из зачинщиков которой он был) - что был всегда прав. Мне жаль артиста Огира, его потом в дурацкие сериалы возьмут, наверное, но чистой совести у него не будет уже никогда.
Где в спектакле эти миллионы людей - облыжно обвинённых, замученных, умерших от голода, расстрелянных? Где депортированные народы, где погибшие в Сибири и степях Казахстана ингуши, чеченцы, крымские татары, а также - до того - эстонцы, латыши, литовцы, поляки? Где раскулаченные крестьяне, где мой прадед? Где? Магнитка и Днепрогэс? Да подавитесь вы Магниткой и Днепрогэсом, патриоты! Мужики этого не хотели. И победой вашей подавитесь, она была неизбежна, и без маньяка Сталина победили бы...
И вот ещё что. Всякая власть человека над другим человеком содержит в себе зло. Возможно, иногда оправданное, в случае, скажем, власти командира над солдатом или, ещё проще, родителя над ребёнком. Но абсолютная власть, власть "часовщика", - есть абсолютное зло. Оправдывать это зло - безнравственно. С чем и поздравляю г-на Пудина и весь коллектив театра, а также стоявших и аплодировавших зрителей.