8 марта
Утро началось с того что я открыл жалюзи на окне в своём номере, в который заселился накануне поздно вечером. За окном было голубое солнечное небо, а на горизонте возвышался красавец Эльбрус!
Так как встреча с Ильёй (моим планерным инструктором) была назначена на 12 часов, а проснулся я аж в 7 утра, то решил не терять время и отправился гулять по центру, благо гостиница располагается возле курортного парка. Не смотря на раннюю весну, благодаря отсутствию снега и наличию приятного солнца парк выглядел очень приятно. В парке располагаются исторические здания императорских ванн и минеральных источников. Именно тут знаменитые источники Есентуки №4 и Есентуки №17. Очень приятное место, хотя полагаю летом, с цветущими садами будет ещё лучше.
К 12 часам у гостиницы остановилась машина и, познакомившись с Ильёй, мы отправились на Аэродром. Уже по пути в сторону Кисловодска в стороне Эльбруса стояла неплохая такая кучёвка. На аэродроме познакомился с пилотом и с хозяином Вильги - самолёта буксировщика, который поднимает безмоторные планеры на необходимую высоту. Приятные люди в возрасте, каждый со своей большой лётной историей.
Собрав планер было решено первый ознакомительный полёт слетать на высоту 1000 метров. Осмотреться по сторонам, вспомнить после пятилетнего перерыва как управляется планер. У меня были надежды на то что не смотря на отсутствие кучевых облаков в районе аэродрома, общая кондиция воздуха благоприятствовала термичке. И действительно, на буксировке были вполне себе бодрые забросы нашего поезда. После отцепки на 1000 метрах мы, потеряв 300 метров, вошли в поток. И следующие полтора часа так и ходили в районе аэродрома в диапазоне 700-1000 метров. Некоторые потоки были довольно стабильные, что позволяло мне самому пытаться их крутить, водя нос планера по горизонту на столько ровно, на сколько хватало моей координации рук и ног =).
Из зоны мы ушли с мыслью что надо бы летать учебные полёты на взлёт-посадку. Погода благоприятствовала и этому, весь день был лёгкий ветер по полосе и мы налетали ещё 9 учебных кругов и благополучно отправились домой.
9 марта.
Прогнозы погоды не рисовали ничего интересного в плане термических полётов. Утром снова гулял в парке, набирал минеральную водичку из источника номер 4 по 7 рублей за литр, вновь наслаждался солнечным днём. По пути на аэродром Илья рассказывал кучу авиационных историй про ситуации, людей, особенности разных летательных аппаратов. Хотя я не был раньше лично с ним знаком, но знал что Илья много времени в своей жизни летал на парапланах, и что у нас есть множество общих знакомых.
Аэродром нас встретил лёгким ветром по полосе. Снова полетали круги, начало получаться явно лучше, Илья уже не так много на меня ругался и не так часто вмешивался в управление. В середине дня без видимых причин на термичку решили попытать счастье в зоне, но это был чистый сверхувнизм. И продолжили летать учебные круги. Отлетали, запарковались и снова по пути домой было множество авиационных тем для обсуждения с Ильёй.
10 марта.
Парк, минералка, дорога на аэродром. Ветер сегодня был бодрый, но помимо этого ещё и поперёк полосы. Что же, тяжело в учении - легко в бою. Надо сказать, что аэродром располагается в предгорной местности и сам находится в широкой и не глубокой долине, окруженной хребтами по 300-400 метров. На учебном круге, по первости, я ловил себя на том, что будучи в нужных точках на значимых высотах относительно аэродрома, ты находишься довольно низко от рельефа. При стандартном заходе по коробочке, пролетая от 2 к 3 повороту (параллельно полосе, но с обратным к взлёту-посадке курсом) ты летишь у склона на высоте метров 50. После моих первых полётов на равнине это воспринимается очень необычно. Так вот, при боковом ветре, хребты с двух сторон от аэродрома создают ротора, которые не убивают, но местами довольно сильно просаживают. Тяжело в учении легко в бою говорят, что же - первые три учебных круга были весьма сумбурными для восприятия. Илья часто вмешивался, а идеально у меня получалась разве что буксировка. Решили немного отдохнуть и осмыслить всё что получалось. Я сел играть на калимбе погруженный в мысли, а Илья, расчехлив свой самолётик полетел на пол часика показать управление приехавшему из Орла знакомому. Пока они летали Вильга решила сбросить парашютиста. Залезли на 1500, парень отлично отделился, раскрылся и приземлился. Мы ждали Вильгу на посадку. Боковой ветер метров 6 в секунду. Самолёт заходит на полосу, пробегает, гася значительную часть скорости и внезапно начинает доворачивать по курсу, сначала не очень сильно а потом на столько, что мы практический увидели циркуль на Вильге. Верхнеплановый самолёт не достал консолью до земли ,вращаясь вокруг одной стойки, считаные сантиметры. Уже наблюдая это после остановки самолёта я понял, что попахивает отменой дня. И действительно, пилот Вильги жал педаль на упреждение сноса по курсу и педаль старенькой вильги обломилась, неудачно ещё и пережав под собой тормозной шланг противоположного колеса. Все порадовались, что отделались сломанной трубкой педали, запарковали вильгу на стоянку и хозяин принялся её разбирать. Илья, вернувшись из обзорного полёта сразу же понял что что-то не так. К сожалению пришлось его опасениям подтвердиться, день отменён.. По правде говоря не очень и хотелось летать с таким боковиком, но раз приехал летать, надо бы летать.. В течении дня Илья всё говорил, что в принципе сегодня-завтра должна быть погода для волновых потоков и может удастся в них полетать. Помимо самолёта и бланика у моего инструктора ещё есть самовзлётный пластиковый планер с кислородным оборудованием для высотных полётах в волновых потоках от гор. Планер этот стоит в сетчатом ангаре и я лишь глазком любовался на него и мечтал прокатиться. К слову сказать, такой же планер, накануне осенью, выставлялся на какой-то конференции проходящей в Сколково и посвященный инновациям. Там его обклеивали солнечными панелями и это была некая летающая лаборатория. Само то, что осенью я увидел такой планер, а тут появилась не иллюзорная возможность на нём полететь, да ещё и в волне, вызывало детский восторг.
Приехав домой я пересмотрел несколько лекция по планерным прогнозам погоды и разобрался в сайте который предсказывает волны. И да, на завтра рисовали офигенную волну - практический хайвей от нашего аэродрома до Эльбруса на высотах до 7 километров. Немного портил впечатление прогноз по облачности, но в прошедшие дни он сбывался 50/50, так что надежды были.
11 марта.
Утром Илья подтвердил, что прогноз есть и мы двинули на аэродром в 9 утра, вместо привычных уже 11.30. По приезду ветер был довольно плотный но по полосе. Мы стали готовить пластиковый планер, мы выкатывали его из ангара, цепляли консоли, Илья ставил кислородные баллоны… всё это заняло у нас часа полтора… и за это время ветер повернулся на 90 градусов, а со стороны Эльбруса начала наползать облачность. Компоновка винта на планере такова, что он не сильно эффективен, даже при довольно мощном моторе. Да и качество значительной части полосы оставляет желать лучшего из-за наличия всяких кочек, пусть и не больших, но всё же влияющих на разбег.. В итоге выбрав максимально длинную по возможности часто полосы, мы , в полном экипе, готовые летать в волне 4-5 часов начали разбег. Ветер нам не помогал, даже скорее мешал, так как на борьбу с боковиком приходилось отклонять органы управления на весьма не способствующий быстрому набору угол. По кочкам планер набирал скорость неохотно. К слову сказать Илья очень опытный пилот. За штурвалами самолётов он уже 37 лет. Летал в армии на истребителях, а после на всяких летательных аппаратах. Ещё до начала разбега он выбрал точку принятия решения, не взлетев до которой мы должны были прекратить взлёт. В итоге так и получилось. В момент прохождения ”вот этого красного контейнера” у нас было лишь 60 километров в час. Мы от тормозились, в очередной раз вспомнили чёрта и покатились на стоянку. Параллельно со всем этим действом таяли надежды на учебные полёты, так как хозяин Вильги всё ещё не приехал, а ведь если он и сварил педаль, её ещё и поставить надо за какое-то время (к слову снималась она до 10 часов вечера на кануне). В общем с тяжелой мыслью, что надо было приезжать к 7 утра чтоб успеть прыгнуть в волну и что учебные полёты на сегодня тоже таят мы стали разбирать планер. Упаковали в ангар, приехал хозяин Вильги и начал установку педали. Ветер потихоньку ослаб и довернул по полосе и тут, вопреки всем прогнозам, небо прояснилось. Стало видно всю нашу волновую дорогу, линзы над Эльбрусом… И тут мы расстроились второй раз. Если бы мы не собрали планер, то в целом у нас ещё было 2,5 часа светового дня что бы долететь и полетать в волне… не судьба сегодня видимо. В общем с надеждой на завтрашние полёты, мы оставили на стоянке хозяина буксировщика в интересной позе пытающегося прикрепить педальный узел на место и поехали домой. по Плану завтра летаем учебные. Волны в прогнозах больше нет.