Шахматы под тайфуном: Карпов против Корчного в фильме «Чемпион мира»

Feb 14, 2022 23:56

В «Маяковском» и других омских кинотеатрах продолжается прокат российской спортивной драмы «Чемпион мира» (6+) о матче за именно этот титул в шахматах между Анатолием Карповым и Виктором Корчным в 1978 году. Он, кстати, считается в истории шахмат одним из самых ярких и скандальных.




Студия, снявшая картину, вместе с главным дистрибютером, ранее почти кулуарно объявили, что ей хотят побить кассовый рекорд «Движения вверх» Николая Лебедева. А его сняла эта же студия. Тут уже и постановщик, и сценарист - Алексей Сидоров («Бригада» (18+), «Бой с тенью-1, 2, 3» (16+), «Т-34» (12+).

Что тут сказать об общих впечатлениях вначале? Понятно, что шахматы - это не командный и более зрелищный баскетбол, здесь игрой с мячом, эффектными прыжками и точными бросками зрителя не удивишь. Поэтому, конечно, что логично, Сидоров делает упор на другое - психологизм, драму.

Карпов и Корчной уже вскоре после начала ленты неизбежно идут к своей длинной дуэли в Багио на Филиппинах. И зритель, даже если он уже прекрасно знает, чем закончился тот упорнейший матч за титул чемпиона мира, неизбежно и сочувствует героям, и заинтересованно следит за сюжетом.

Интересных подробностей много - и, наверное, среди них есть и художественный вымысел, но это уж простительно.

Однако ещё насчёт старания сделать повествование более интересным массовому зрителю - есть для этого и другие ходы. В самом начале заставка и титры сделаны почти в стиле бондианы, Карпов как этакий шахматный агент 007. Кроме того - компьютерная графика в партиях, когда сидят вроде бы два игрока, а на доске тем временем - дикий экшн, бьются мечами рыцари, атакуют живые слоны и т.д.

image Click to view



Здесь сразу дадим оценку двум главным актёрам. Константин Хабенский отлично выдал отрицательный образ Корчного, в котором сценарий скомбинировал просто убойную смесь. В нём уже и неспортивная злость к главному сопернику, и обида на СССР, которая складывалась постепенно, по кирпичикам, и хитрость, и спортивная одержимость желанием самому заполучить шахматную корону. Но спортивные амбиции - это само по себе хорошо, плохо, когда они приводят в действие методы уже неспортивные…




Цитата

- Я просто хочу, чтобы вы не превращали шахматы в войну.

- Шахматы - это и есть война!

Очень хорош и Иван Янковский в роли Карпова. Внешнее сходство у них, кстати, не особое, но герой получился яркий: настоящий мужик, спортсмен и интеллектуал. По сюжету драма его в том, что и чемпионом мира он становится «без боя»: тогдашний «ужасный ребёнок» шахмат, действующий чемпион Бобби Фишер для игры с претендентом Карповым загнул такие условия, что даже ФИДЕ просто отказалась проводить дуэль, засчитав сумасброду техническое поражение, а новым чемпионом сделав Карпова. По мнению многих гроссмейстеров и его же и самого - «бумажным чемпионом».

В итоге далее матч с Корчным для Анатолия становится и делом чести, и шагом, который овеществляет и больше легитимизирует его как чемпиона. По фильму Карпов хоть и антипод спортивного диссидента и «беженца от режима» Корчного, но симпатично показан сам как человек, не тушующийся высокого спортивного начальства. Прежде всего - в эпизоде, когда начальники всерьёз думают уговорить его на всякий случай отказаться от матча, лишь бы не опозориться, если проиграет, а он настаивает, что хочет и будет играть.

Достаточно стереотипно показан турнир, где Корчной вышел на то, чтобы бросить вызов чемпиону. Ну главный экшн - уже далее. И получается даже, что Корчной в чём-то всё же становится для молодого чемпиона не только вредным, злым и неприятным соперником, но и помогает ему получить дополнительный и очень полезный опыт. Ведь как приводилась цитата другого чемпиона мира - Ласкера - в фильме Гая Риччи «Револьвер», «Единственный способ стать умнее - играть с более сильным противником». Или уж как минимум совсем равным тебе…

В итоге общий хронометраж превышает 2,5 часа, но скучно не становится - герою намешаны для переживаний помимо спортивной борьбы и эмоций, с этим связанных, и любовь, и драма, связанная с болезнью отца, и воспоминания о детстве, которые в виде флэшбэков дают представление о том, как сформировался его характер как и человека, и гроссмейстера.

Интересны и многие другие актёрские работы - а звёзд в фильм собрали достаточно много. Тут вам и Владимир Вдовиченков, и отец и сын Федор и Виктор Добронравовы, и Виктор Сухоруков, и Дмитрий Миллер, и экс-КВН-щик Антон Богданов, в чём-то для такой картины всё же после «Реальных пацанов» непривычный, и, что интересно, экс-актёр Омского драмтеатра Давид Бродский (как раз один из сотрудников союзного спорткомитета).

Ещё один плюс, который видишь вроде бы и подспудно, и ярко - создатели сумели отлично показать, каким огромным тогда был интерес к шахматам в СССР. И за счёт именно этого матча, и за счёт отличной популяризации игры в целом. Почти как сюрреализм - сцены игры в заводском цеху где-то в РСФСР, эмоционального разбора партий Карпова где-то у грузин с кавказским колоритом и ещё одна игра уже между чукчами-оленеводами. Ведь не зря для наглядности показано, как в самом начале картины ещё более молодой Корчной, и ещё школьник, талантливый юный игрок Толя Карпов впервые сталкиваются на сеансе одновременной игры гроссмейстера в заводском ДК в Златоусте. Подобные сеансы реально были и это было по нынешним меркам потрясающе.

https://omsk.mk.ru/culture/2022/01/08/shakhmaty-pod-tayfunom-karpov-protiv-korchnogo-v-filme-chempion-mira-video.html

Маяковский, Кино, спорт, Каспаров, рецензия

Previous post Next post
Up