Click to view
«Дюна» режиссёра Дени Вильнёва по книге Фрэнка Герберта стала очень ожидаемым блокбастером этого года, будучи новой версией сюжета, который в 1984 году (и не только) уже экранизировался. У фильма пёстрый и при этом довольно звёздный актёрский состав - Ребекка Фергюссон, Хавьер Бардем, Джейсон Момоа, Джош Бролин, Оскар Айзек, Стеллан Скарсгаард, Дэйв Батиста... Несомненно, для понимания контекста лучше до просмотра фильма нового посмотреть и старую версию, и почитать книгу, но и без этого, наверное, тоже будет интересно.
Феодализм, но с абсолютной монархией плюс и с элементами капитализма в космических интерьерах - странное сочетание, но не такое уж уникальное. Вспомните и все части «Звёздных войн», и «Хроники Риддика» - знакомо, не правда ли? В «Дюне» можно увидеть в этом некое желание скрестить и фэнтези, и фантастику, тем более мистики, например, тут предостаточно. Не менее странны и сцены с фехтованием на клинках, когда враждующие стороны не применяют какой-нибудь стреляющий лазер (хотя сцены, показывающие, как стреляет тяжёлая артиллерия, например, есть). Но в книге, как говорят, и это объясняется.
В целом же космических полётов в фильме мало, собственно, космоса, можно считать, тут и нет - основное действие на конкретной планете Арракис, сплошная пустыня с одним ценным ресурсом, страшная жара, огромные песчаные черви и аборигены-фримены, похожие на бедуинов. В шутку можно было бы сказать, что почти «1001 ночь», но более жестокая и с элементами фантастики.
Фильм, кстати, по атмосфере получился очень холодный, как это ни странно - несмотря на жару пустыни. Мрачно, жестоко и... ожидание беды. Которое очень даже оправдается. Есть один чётко главный герой - молодой наследник главы клана Атрейдесов Пол (Тимоти Шаломе) и все остальные. С одной стороны кажется, что на эту роль кастинг почти идеальный и так и задуманный - худой парень, молодой, которой ещё сформируется в бойца и настоящего герцога, со стержнем, характером и так далее. С другой - в любом случае он уже на момент действия проявляет себя так геройски, что веет неправдоподобностью.
Цитата
- Я вижу, ты подкачался.
- Правда?!
- Нет.
Мрачную атмосферу разбавляет и юмор - он есть, разбросан то там, то тут, но в основном до самых драматических событий «феодальной розни» с её интригами уровня Византии, не меньше, где сторону оппонентов Атрейдесов - клана Харкконенов - принимает и император. Кстати, ощущение такое, что и писатель Герберт, и Вильнёв намекают на то, что Атрейдесы - это какие-то будущие шотландцы (волынка на их церемониях говорит это более чем явно), а Харкконены - финны. Даже забавно.
Разбирая актёрскую работу, можно сказать, что, наверное, не все у всех артистов роли удались идеально - и, возможно, и не только по их вине. Фергюссон, например, в образе матери Пола бледновата, герою Бролина Вильнёв и сценарист оставили по сути одну грань его героя, военную - а ведь по книге он был и бардом, натурой артистической. Удачами можно считать то, что получилось у Момоа (бравый вояка, рубаха-парень, верный своим герцогу и герцогине) и Скасгаарда - главный Харкконен с бесформенной огромной тушей, просто эталонный злодей, вкуснятина. Неплох Оскар Айзек в роли герцога Астрейдеса, хотя его герой выглядит старше самого актёра в его реальном возрасте.
Резюмируя: решая, смотреть или не смотреть, отвечу здесь утвердительно, причём такое лучше смотреть на большом экране, зрелищем и экшном разочарованы не будете. И не забудьте и будьте готовы к тому, что нынешняя «Дюна» предполагает и сиквел!