Олег Рой об экономике

Jul 21, 2020 22:42

- Какова сейчас главная угроза для российской экономики и есть ли поводы для оптимизма?

- Текущая угроза - пандемия очень сильно ударила по малому и среднему бизнесу. Он и так находился в кризисном состоянии, а поскольку большая часть этих предприятий была занята в сфере услуг , самоизоляция существенно ограничила его возможности. . Восстановиться будет довольно сложно. Но, с другой стороны, именно эта сфера обычно восстанавливается быстрее, поскольку на услуги всегда существует устойчивый спрос. . В этой сфере есть взаимозаменяемость, и это внушает оптимизм. Хотя удар был нанесен серьёзный - по разным отраслям, в том числе по гостиницам, турбизнесу, авиаперевозкам. Им, конечно, будет трудно восстановиться.

Что касается крупных компаний, то по ним удар пришелся в гораздо меньшей степени, потому что у большей части этих компаний имеются расписанные на довольно большие сроки контракты, диверсифицированное производство, что позволило им избежать катастрофических последствий. . За счет эффекта масштаба они имели возможность сократить свои издержки, переориентироваться на другие виды производства.

Сложившаяся сегодня ситуация в стране не является только следствием вирусной пандемии.. Проблемы накапливались длительный период, что можно связывать с высокой централизацией, санкциями и пр. Но наши проблемы возникли не в 2014 году, они стали проявляться уже в 2013-м. , что зафиксировали официальные данные. С 2013 г. начался спад по всем позициям: падение инвестиций, «смертность» предприятий, рост долговых обязательств региональных бюджетов и пр. .

О положительных моментах говорить трудно, но они есть: многие активно включились в использование информационных технологий. Даже те, кто не слышал про бизнес и торговлю в Интернете, начали об этом задумываться, чтобы перевести туда часть своих активов. Плохо, что никто из наших IT-компаний, в первую очередь резидентов Сколково, не смог предложить достойной программной версии на проведение дистанционных сессий, как, к примеру, разработчик программы «Zoom», заработавший на ней огромные деньги. При этом серверы компании Zoom находятся в Америке, что позволяет компании аккумулировать у себя огромное количество информации, в т.ч. и конфиденциального характера. Мы вот часто слышим в последнее время , что кто-то продаёт секреты за рубеж, а тут совершенно без каких-либо шпионов секреты уходят к вероятному противнику.

Пандемия заставила многих перейти на дистанционное обучение. Но, как оказалось, возможности такой формы образования очень ограничены.. К примеру, и преподаватели и студенты за это время осознали серьёзную ограниченность дистанционных технологий, удостоверившись в исключительном эффекте непосредственного живого общения.. Примечательно, что даже студенты ВШЭ, где эти технологии развиты очень хорошо, написали письмо с требованием восстановления традиционных форм обучения с обозначением строгих границ использования онлайн-обучения. Теперь вряд ли можно всерьёз утверждать, что высшее образование в стране можно ограничить 10 или 50 университетами, транслирующими свой контент в регионы на основе продажи своих онлайн-курсов.. Думаю, что даже разработчики этого проекта осознали абсурдность этой идеи.

Отрицательных последствий коронавирусной угрозы значительно больше, что подтверждает резкое падение ведуших экономических показателей. России будет особенно сложно выходить из этой ситуации: У неё и так темпы роста были невысокими, а сейчас и вообще становятся отрицательными. Думаю, что преодолеть последствия этой угрозы можно будет не менее чем через 1-2 года.
Мировой опыт показывает, что лучшим способом выхода из кризисных ситуаций является развитие среднего и малого бизнеса, ориентированного на динамично меняющийся спрос и обеспечивающего массовую занятость населения.. В то время как в России ставка делается на мегапроекты, поддержку крупных компаний с неясными целями и низкой прозрачностью. К примеру, можно наблюдать, какие колоссальные деньги уходят на строительство нефтепровода «Сила Сибири», но сейчас стало очевидным , что эти затраты с большой вероятностью могут не окупиться, «Газпром» несёт огромные убытки на фонде масштабных проектов, в которые он оказался втянут из-за амбиций своих руководителей. Первая опасность - что газопровод не будет загружен, поскольку запасы Чаяндинского газоконденсатного месторождения оказались гораздо ниже расчетных. Вторая, тесно связана с первой, незагруженность трубы влечет невыполнение «Газпромом своих обязательств по заключенному с Китаем контракту. .

- Но ваш прогноз - «Газпрому» далее удастся выполнить те обещания? Шансы есть?

- Думаю, что нет. Чаяндинское месторождение оказалось не готовым к реализации проекта. Работы по геологоразведке фактически не проводились, а отпущенные государством ресурсы были фактически расхищены по результатам так называемых секретных госзакупок . Сейчас вроде принят проект максимизировать возможности другого месторождения - Ковыктинского, расчетные объемы которого значительно меньше. .. К сожалению, в нашей стране привыкли на многом экономить, в т.ч. и на геологоразведке, и поэтому последствия такой «экономии» мы воочию увидели на нашем главном экспортном продукте.

экономика, интервью, ОмГУ

Previous post Next post
Up