Мозаика юмора и грусти

Jun 13, 2018 08:00

Рецензия на спектакль Молодёжного театра Алтая «Чёртова закуска».

В Омском ТЮЗе завершились гастроли барнаульского Молодёжного театра Алтая. Одним из уже сыгранных здесь его спектаклей стала «Чёртова закуска» по произведениям Тэффи. Её режиссёр - Мария Шевелер из Новосибирска.


В постановке объединены сразу несколько рассказов писательницы с совершенно разными сюжетами. В этом и нюанс - сказать, что от спектакля остаётся целостное впечатление, нельзя. Он так и распадается на эти сюжеты, даже в ситуации, когда одни и те же актёры играют по нескольку ролей и выходя то тут, то там. Нельзя сказать, что это совсем плохо, и даже лучше так: нельзя сказать, что это портит впечатление, но современный зритель от такого отвык. Такое было привычно в театрах до XX века, где в спектакле собирали несколько смешных коротких сценок или объединяли две-три одноактных пьесы, о чем нам честно здесь и напоминают. А сейчас это воспринимается с усилием.
Хотя казалось бы - Тэффи, мастер юмора, писательница, над шутками начала прошлого века которой смеются и сейчас, всё, что поставлено по её произведениям, напротив должно восприниматься легко. Но нет…
Дело, конечно, в том, что и не все рассказы, что выбраны для этой инсценировки, юмористические. Что-то - совсем уж лирика, что-то - смесь лирики и шуток, как в сюжете про выбор няньки для будущего ребёнка. Кстати, здесь роль Сеньки очень хорошо удалась Марии Табачниковой, а мужа Станислава - Александру Савину.






Любопытен (и понятно, что он был неизбежен) ход, когда много текста автора проговаривают, то есть в том числе рассказывая сюжет. Где-то это получается особенно весело.
Темы использованных в спектакле сюжетов самые разные - от супружеской измены до противоборства интеллигентности и простонародных суеверий. Пожалуй, именно эти названные можно считать ещё двумя самыми смешными эпизодами. Сюжет о том, как замужнюю женщину хитрый соблазнитель завлёк в свои сети приглашением посетить могилу Льва Толстого, а потом сам же об этом и пожалел, в качестве главных героев прекрасно разыграли актёры Евгений Быков и Юлия Юрьева. А в эпизоде, где интеллигентную хозяйку дома (Галина Чумакова) довели до истерики суевериями о плохих приметах и запугали якобы чёрной магией, как раз и высмеивается высокомерная и высоколобая псевдопросвещённость, которая на поверку очень легко «переобувается» в мещанство... Да и в целом тема шуток над хиромантией, магией, мистикой тут проходит прямо-таки красной нитью, неспроста и выбрано такое название.
Вообще же в любом случае «Чёртова закуска» даёт очень красочную и интересную картинку России того времени - с недостатками и плюсами, чертами, о которых можно вспомнить с сожалением о том, что их больше нет, и отображением характеров людей, которые для нашего народа всё равно остались типичными и актуальными и в наши дни.

http://www.pulslive.com/news/puls_otdih/mozaika-yumora-i-grusti-retsenziya-na-spektakl-chertova-zakuska.html

pulslive, театр, "Пульс Live", рецензия

Previous post Next post
Up