Омский режиссёр Ким Дружинин: «У нас не «Сталинград» - мы использовали 95% рабочего материала»

Apr 26, 2018 13:15

image Click to view



Накануне в киноцентре «Вавилон» состоялся предпремьерный показ российского фильма «Танки». В центре сюжета картины - проверочный пробег прототипов легендарного Т-34 в 1940 году, который прошёл по инициативе и с участием его главного конструктора Михаила Кошкина. Режиссёр ленты - выходец из Омска Ким Дружинин, ранее в 2016 году большой резонанс получил его фильм «28 панфиловцев». После нынешнего показа Ким пообщался со зрителями и журналистами, узнав об их впечатлениях и ответив на все вопросы.


Фото: www.omskinform.ru
- Действительно вот так можно вытащить танк из по сути ямы мотоциклами, как это происходит в одном эпизоде?
- Ну вы же увидели, что можно. Да, мы это сделали, тщательно всё просчитав и подготовив.
Снимали мы в основном в Подмосковье, но при этом хотели показать большое разнообразие природы в нашей стране. Поэтому там есть и сосновый бор, и березовые рощи, хлебные поля - это была одна из задач.
- Танки там настоящие?
- Да. Это два тягача на базе Т-34 1962 года выпуска, их нам предоставил «Мосфильм». Мы их переделали. Потому что это уже поздние образцы даже ходовой. И надо было приблизить их к прототипу. Специалисты, конечно, увидят, что траки гусениц там немного отличаются, задний лючок не квадратный, как на прототипе, а круглый и так далее. Но пусть эксперты не думают, что мы вот так по незнанию это допустили. Просто ещё точнее переделать сложно технологически, конечно.
- Кроме Аглаи Тарасовой были другие варианты на главную женскую роль?
- Были. Была масса вариантов, и на другие роли тоже. Единственный, по поводу которого сразу не было сомнений - это Андрей Мерзликин. Мы его утвердили сразу по фотографии. Вы видели фото Кошкина - Андрей действительно на него похож и потом он замечательный артист, который может это сыграть, и он тоже Ильич, кстати. Такое совпадение надо было использовать.
- Минобороны вам как-то помогало?
Мы консультировались с экспертами, в частности в музее истории Т-34. Минобороны, конечно, помогало. Перемещать танки с одной площадки на другую - очень недешёвое удовольствие. Без военных это специализированные траки, согласования, сопровождение - а они приехали, погрузили и поехали.
Вообще же бюджет у нас был небольшой, поэтому мы постарались уложиться в малое количество съёмочных дней. Всего их было 35. Это весьма немного, особенно для приключенческого кино. Смены были очень насыщенные и тяжёлые, права на ошибку по сути не было. Приходилось планировать всё очень чётко.
Поэтому в окончательный монтаж по сути вошло 95% снятого материала. Это и позволило сделать фильм недорого. Ничего лишнего. Это не «Сталинград» с его масштабами, где, как я знаю, 2/3 материала пошло в корзину просто потому, что его было очень много.


Готовиться к этой работе я начал в январе 2017 года. Далее в течение него прошли съёмки.
- Также в титрах указано, что автор идеи - министр культуры Владимир Мединский. Помимо такого авторства он просто интересовался, как у вас идут съемки, как-то следил за ними?
- Понятно, что министр - человек занятой. У него не один наш проект, вся культура. Но он выбрал один день, когда мы снимали на Красной площади, он, так сказать, спустился к нам (улыбается). Посетил площадку, пожелал нам удачи.
- Сколько топливо сожгли танки на съёмках?
- Точно мы это уже не посчитаем. Вообще «жрут» они его будь здоров, я уже на радио сегодня говорил, что танком быть очень хорошо. Потому что когда у тебя заканчивается топливо, не ты едешь на заправку, а заправка едет к тебе.
- Бывший актёр омского драмтеатра Юрий Ицков тоже сыграл у вас одну из ролей. Это потому что он тоже из Омска или есть другие причины?
- Так сложилось, что... он на самом деле же не омич, просто мы уже привыкли считать его своим, омичом, и я с ним и в питерском Театре сатиры очень много пересекались, я учился при этом театре, а он там играл. Ну и просто Юрий Леонидович очень подходит на эту роль, просто замечательно.
- Как считаете, насколько ему интересна была эта работа?
- Да вы знаете, ему вообще всё интересно. Он очень живой, подвижный, любит работать... всё одно к одному. А тут такая необычная история - сказочная, можно сказать. Поэтому он с удовольствием согласился.
- При этом весь эпизод с его героем - странноват. Некие белогвардейцы-казаки, какие-то махновцы, которых советская власть в лесах 20 лет не может найти и истребить - не думаете, что именно тут получилась некая «клюква»?
- Я вспомню фильм «Неуловимые мстители». Там вы верите? Там огромное количество выдумки, но при этом есть Махно и другие реальные люди и столкновения. Это исключения и такой жанр. Просто у нас этот жанр - приключений умер. На «Мстителях», «Пиратах XX века» и в современном нашем кино он отсутствует. Никто в нём не снимает. Вот мы и выполняли такую тяжёлую задачу совместить реальные факты и приключенческий жанр. Чтобы завлечь молодого зрителя в кинотеатр и рассказать, что были такой конструктор и эпоха, как это бывает, какие вообще бывают люди и так далее.
Я и перед показом предупредил сразу, что на полный историзм фильм не претендует. Есть замечательные документальные фильмы. Есть художественный байопик и одновременно производственная драма «Главный конструктор» 1982 года про этот же пробег. Там всё очень правдиво рассказано, и в том числе, что он на самом деле проходил зимой.
- А в реальной истории там был такой же предатель внутри экипажей?
- Я знакомился с архивными документами. Там есть очень подробное описание пробега. Буквально до минуты. Конечно, там ничего такого не было. И вообще чего-то интересного. И они шли по шоссе всё время. Ломались, чинились, снова ломались, Кошкина с середины пробега сняли, потому что ему нужно было вернуться на завод, на два дня на смотр они опоздали. Потом в Москве он их нагнал, танки Сталину всё-таки показали. Но эта фраза Сталина «Это будет «ласточка» наших бронетанковых сил» - подлинная. Он так и сказал. Но на этом испытания были не закончены. Танки поехали обратно из Москвы в Харьков. И это расстояние Кошкин решил пройти полностью, убедиться во всем лично. К тому времени он был очень сильно простужен. Они провалились под лёд, он получил воспаление лёгких и через несколько месяцев, к сожалению, скончался. Не дождавшись серийного выхода своего детища. Так что история трагическая. Но мы рассказываем историю победы, пути в Москву. Сознательно не затрагиваем трагический эпизод жизни, потому что всё-таки жанр есть жанр.
- В конце этого года выйдет еще и фильм «Т-34». Как считаете, что это - такое совпадение? Многих так заинтересовала эта тема?
- Ну это всегда так в искусстве. Если в одном театре выходит «Чайка», то обязательно ещё два-три театра «Чайку» поставят. Если кто-то снимает про 1917 год - сразу ещё выходит куча фильмов про 1917 год. Как-то, видимо, мысль материализуется и, надо сказать, что здесь мы в съёмочный период вошли позже всех. Другие фильмы уже сняты, но ещё на стадии обработки. Это и «Т-34», и «Танкисты», и ещё один, название которого я не знаю. У них всех съёмки запустились раньше нас. Но мы вот уже в прокате, а они ещё на пути туда.
- Про что будет у вас следующий фильм?
- Не хочу пока раскрывать, но скоро начну над ним работать.
- Это может быть также военная тема?
- Да не хотелось бы. Но не знаю, как получится. На подходе сейчас несколько сценариев, которые мы дорабатываем - не знаем, какой пойдёт первым. Не исключено, что военная история. Но тогда уже последняя (улыбается). Есть же масса других интересных тем и историй. А про космос, например, кто будет рассказывать?
- А взрыв грузовика в одном эпизоде был настоящим?
- Конечно. Слава богу, никто не пострадал. Сначала, как вы заметили, из ЗИСа вылетела бочка, она приземлилась, куда запланировали, потом в сторону артистов полетело большое бревно, в этот момент мы стояли вместе с руководителем каскадёров и постановщиком трюков Максом за камерой, следили за траекторией полёта, он постоянно порывался кинуться и закрыть их собой, я его удержал. Боялся испортить кадр. И всё получилось как нельзя лучше.
- Сами вы остались довольны результатом?
- Знаете, как у Пастернака - «Пораженье от победы ты сам не должен отличать». Я, конечно, недоволен. Понятно, что где-то тут и там я бы сделал немножко не так. Но это рабочие моменты, это постоянно бывает. Поэтому в какой-то момент надо остановиться, успокоиться, забыть и пойти дальше.

https://www.om1.ru/afisha/news/139244/

Кино, Омск, театр, Ом1, интересный человек, Москва

Previous post Next post
Up