Фирменное падение

Feb 14, 2018 11:40

В киноцентре «Вавилон» состоялся эксклюзивный предпремьерный показ фильма режиссёра Олега Трофима «Лёд» (12+). Перед ним прошла интересная и яркая развлекательная программа с розыгрышем призов, которая пришедшим зрителям, конечно, тоже запомнилась.

image Click to view



«Лёд» - это смесь спортивной мелодрамы с мюзиклом. Довольно любопытная, хотя больше интересна и симпатичнее она будет женской части кинопублики. После хоккея («Легенда № 17» (6+) и баскетбола («Движение вверх»(6+) российские киношники добрались здесь и до фигурного катания, хотя вспомним, что в фильме «Чемпионы» (6+), выпущенном в 2014 году как раз к Олимпиаде в Сочи, где под прицел камеры взяли сразу пять видов спорта, тоже были герои-фигуристы - только реальные, Сихарулидзе и Бережная. «Лёд» же - история очень романтичная, красивая, но совершенно вымышленная, описанных в ней событий в жизни никогда не было и прототипов её персонажей тоже нет. Более того - от неё даже отдаёт каким-то сюрреализмом, особенно в концовке. Ты смотришь и повторяешь - «Да нет, такое было бы на самом деле невозможно...» Ну что ж, значит, и воспринимать надо всё это соответственно и не придираться к деталям и какой-то спортивной матчасти.
В сюжете сценаристы и режиссёр не обошлись без штампов - молодая фигуристка Надя (Аглая Тарасова), с детства бредившая этой дисциплиной, вопреки всему добивается больших успехов. Но на этом всё не заканчивается, а по сути главная романтика только начинается - страшная травма, предательство партнёра (Милош Бикович), спортсменка уже не в строю и получится ли хоть как-то восстановиться - большой вопрос, а если и получится, то что ещё будет дальше? Тем не менее штампы - это не приговор, совсем без них обойтись, наверное, было бы невозможно. Просто констатируем - совсем оригинальной интриги из-за этого не получилось.
Сюрреализм выражается и в придуманности главного для героев спортивного турнира - некоего Кубка льда, самой престижной мировой награды фигуристов. В реальности его нет, а вот ореол величия вокруг него создатели фильма создали потрясающий. Но опять же - если обходиться без спортивного буквоедства, то можно принять эти условия и посмотреть, как именно в них ведут себя герои. Как проходит Кубок льда - мы увидим уже в концовке, а местом его проведения даже как-то совсем ожидаемо становится Сочи.
Драматизма авторы добавляют уже на детском этапе биографии главной героини. Её мама (Ксения Раппопорт) чем-то болеет (нам не уточняют, чем) и вскоре умирает. Но именно она поддерживает своего ребёнка (в этом возрасте героиню играет юная Диана Енакаева), хотя на первый взгляд будущий тренер оценивает её как неперспективную - мол, слабая координация и т. д. Надя действительно, например, на льду много падает - по сути весь фильм то там, то тут. Отсюда и наш заголовок - падение по сути становится фирменным стилем спортсменки, хотя если ей удаётся с этим совладать, то в остальном она оказывается одна из лучших в мире. Странное сочетание - талант, трудолюбие и при этом обидный недостаток... Который авторы как раз обыгрывают - творчески и даже сентиментально.
Но если вернуться к личности актрис, сыгравших Надю (уже в молодом возрасте, а не в детском) и её маму, то, конечно, совпадение интересное - Раппопорт и Тарасова и в жизни - мать и дочь. Вроде бы подобного родственного дуэта в одном фильме довольно давно не случалось в российском кино - припоминаются только Михаил и Елизавета Боярские (и тоже как экранные отец и дочь) в картине «Вы не оставите меня» (16+) 2006 года. Но это не только интересно, это очень трогательно и... не то что добавляет правдивости, но какой-то дополнительный колорит - точно. Хотя сам выбор Тарасовой на эту роль выглядит вроде бы и странно, у неё в целом несколько неспортивная фактура, подобных ролей у Аглаи не было, при этом видно, что она постаралась вжиться, проникнуться этой ролью и передать режиссёрскую задачу на экран довольно точно. Получилось ли - судить уже не только критикам, но а массовому зрителю.
Помимо же описанных актёрских работ обязательно надо выделить и роли Александра Петрова, Марии Ароновой и уже упомянутого Биковича. Петров сыграл простоватого хоккеиста Сашу Горина - причём как он с первого появления на экране здесь он себя таким показывает, таким остаётся и до конца. Рубаха-парень, свойский, легко вспыхивает - и при этом миссия его благородна, именно он помогает (причём не по зову души, а невольно, по поручению тренера Шаталиной (Аронова) Наде снова поверить в себя и... попытаться воспользоваться одним шансом из тысячи в тяжёлой ситуации. Работа в любом случае довольно сложная и лишь чуть-чуть можно сказать, что Петров немного повторил в ней свою роль из «Полицейского с Рублёвки», ну а в целом - оригинальная и запоминающаяся.
Образ тренера Шаталиной для Марии Ароновой - возможно, один из самых выдающихся в её фильмографии. Это одновременно женщина и суровая, требовательная, резкая, сухая, и очень комичная (именно комедийный талант актрисы давно не подлежит сомнению) и добрая. А её сцена с усаживанием на шпагат, конечно, обязана была войти и в трейлер, что и случилось, и вообще является одной из самых ярких в фильме. Комизм в картину в целом вносит не только работа Ароновой, он добавлен разными мазками то тут, то там - уместно и без перехлёста. Перехлёст есть в другом - в музыкальных вставках (получилось как-то похоже на «Стиляг» (16+) и чуть меньше - на недавние «Мифы» (16+). Когда танцуют хирурги в операционной, качки в тренажёрном зале или поют песню «Я солдат» дуэта «5Nizza» дети в спортинтернате вместе с Шаталиной. С тем, какие песни брать в эти вставки, авторы были вообще очень либеральны - тут широчайший набор рока и поп-музыки, от «Хочешь» и «Бесконечности» Земфиры до «Пачки сигарет» «Кино» и «Делай как я» Богдана Титомира (!) Даже забавно. В том числе забавна и их интерпретация.
Но вернёмся к обещанной оценке работы сербского актёра Милоша Биковича, весьма востребованного сейчас в российских фильмах. Опять-таки - тоже удачный пример, хорошее попадание в характер, убедительно. Его образ фигуриста Леонова по сути полуотрицательный, совсем уж плохим героя назвать нельзя, но сами поступки его характеризуют его всё-таки неблаговидно. И не хотелось бы, чтобы Бикович насовсем закрепился у нас в подобном амплуа (а вероятность такая существует) - ведь творческий диапазон его явно шире и по плечу ему и нечто совершенно другое.
А небольшой виньеткой стало комичное практически камео Фёдора Бондурчука, который прежде всего выступил тут продюсером. Он появляется в образе бывалого московского металлиста в кожаной куртке и с фляжкой коньяка в кармане, просто спрашивающего у Горина закурить. Эта роль очень забавна и при этом именно в исполнении Бондарчука совершенно, дичайше неожиданна. Настоящий рояль в кустах.
Оценка: 7 из 10.
Смотрите в киноцентре «Вавилон» с 14 февраля.

Юмор, Кино, Медиакуб, Ом1, спорт, Бондарчук, рецензия

Previous post Next post
Up