Игра на тоненького

Jan 01, 2018 21:22

image Click to view


В киноцентре «Вавилон» начался прокат фильма режиссёра Антона Мегердичева «Движение вверх». Это спортивная драма, основанная на реальном событии - успехе советской баскетбольной сборной на Олимпиаде 1972 года. Ранее остальные создатели фильма приложили к тоже спортивному кассовому хиту 2013 года - «Легенде №17» - это продюсеры Леонид Верещагин, Никита Михалков, Антон Златопольский и сценарист Николай Куликов. И во многом картина и сделана по лекалам «Легенды №17», она тоже обращена к славному советскому прошлому, спортивному событию, но есть существенное отличие. Если лента о хоккеисте Валерии Харламове была сакцентирована именно на его личности, то здесь в центре внимания - вся команда, где собранные в ней личности показаны подробно примерно в равной степени. И в ней, оказывается, и не всё было так гладко, и для сплочения её главному тренеру Владимиру Гаранжину (Владимир Машков) пришлось приложить немалые усилия. В фильме реальная фамилия наставника изменена - на самом деле он был Кондрашиным. Это уже известный ход - вспомним, например, что недавно в фильме «Салют-7» реальные фамилии космонавтов тоже изменены.
Напомним, что в составе той легендарной команды был и омич - центровой Иван Дворный, хотя в фильме он не показан масштабно, так как в 1972 не был ещё в числе лидеров сборной из-за молодого возраста.
Цитата
- Добрый день.
- Кому как.
- К сожалению, да.
При этом сценарий основан и на одноимённой книге одного из главных героев того легендарного матча, игрока Сергея Белова. Она была выпущена ещё в 2011 году.
Понятно, что о закулисной стороне подготовки команды к олимпийским стартам широкая публика знает мало. Допускаем, что в фильме, как это сейчас бывает, что-то обострено, что-то переиначено для большей зрелищности и, как говорится, надрывности. Или взять очень красочный и даже курьёзный эпизод, когда сборная умудрилась в Грузии совместить подготовку к Играм и празднование свадьбы сестры одного из игроков - Михаила Коркии... И это в целом не минус. Минус в том, что всё равно не сумели обойтись без того, чтобы легонько попинать советский строй, когда, мол, и спортсменкам запрещали выходить замуж (это частная история Александра Белова (его сыграл Иван Колесников) и его невесты(Александра Ревенко), и на таможне по доносу обыскивали сверху донизу, и уголовные дела из-за «контрабанды» заводили. И как бы показать - мол, несмотря на всё это спортсмены были патриотами и выходили на игры с полной самоотдачей за свою страну.
Мегердичев показал в картине целый клубок противоречий, из которого состояла сборная, когда вечную смуту, например, вносит литовец Модестас Паулаускас, которому всё время кажется, что русские его не понимают, обижают, как и всю его маленькую, но гордую нацию. И что в целом национальные противоречия в Советском Союзе существовали уже тогда.
Цитата
- Может, его прямо сейчас в Литву отправить, а?
- Да можно. Пас у него хороший.
Грузины, узбек, белорус, русские, литовец - кого в составе команды только не было... Но исподволь режиссёр всё равно как бы показывает - вместе все эти народы были сильнее, чем по отдельности. В целом история той сборной - это настоящее столкновение разных мужских характеров, споры, конфликты людей, которые однако в нужные моменты всё равно работали все вместе на один результат. И смело брошенная Гаранжиным в 1971 году на пресс-конференции фраза о том, что далее цель команды - обыграть на Олимпиаде американцев, шаг за шагом становится реальностью...
Цитата
- Сейчас у них есть шанс. Они на пике. Жизнь в спорте у них - вот...
Очень красиво сняли собственно баскетбол. Возможно, даже красивее, чем был снят хоккей в той же «Легенде № 17». Это, конечно, можно описывать, но лучше просто посмотреть. Особенно кадры в рапиде самых легендарных последних трёх секунд финального матча, в которых, может быть, передана и вся суть картины.
Любопытно то, как подан финальный матч в целом - очень подробно, на экране нам показывают текущий счёт, как будто смотришь трансляцию. И одновременно это перебивается частными историями болельщиков и телезрителей, наблюдающих за игрой - от врача, лечившего в Америке Александра Белова, до родственников Михаила Коркии, советских спортивных функционеров во главе с Павловым (Сергей Гармаш) и простых нью-йоркских негров, которые обыграли советских баскетболистов в стритбол на деньги, когда те вышли на прогулку в город в период контрольных матчей с американскими командами.
Что касается актёрских работ, то прежде всего «Движение вверх» - это, естественно, ещё один успех Машкова, но отметить, конечно, можно и роли Андрея Смолякова, Марата Башарова, Виктории Толстогановой, Кирилла Зайцева, уже названных Гармаша и Колесникова.
Оценка: 8 из 10.

http://mediakub.com/article/igra-na-tonenkogo/

Кино, баскетбол, Ом1, спорт, рецензия

Previous post Next post
Up