Литература

Mar 29, 2011 18:55

«Кризис на себе не ощущаю»
Если несколько вольно процитировать классика, то омская писательница Наталья Бульба успешно совмещает в своей жизни алгебру и гармонию. Работая финансовым директором, она одновременно и пишет фэнтези, причём очень успешно. В московском издательстве «Альфа-книга» вышло уже шесть её книг общим весьма солидным по нынешним меркам тиражом. Пять из этих шести были выпущены в течение одного прошлого года! А начиналось всё с попыток пробиться к широкому читателю через литературный сайт «Самиздат»…
- Когда и как вы начали писать книги?
- Первые попытки писать были ещё в начале 90-х годов. Тогда это была чистая фантастика, космическая… Потом на очень долгое время я забросила всё это. Были какие-то миниатюры, но ничего серьёзного. Снова начала писать в конце 2008-го года. Кризис вокруг, кризис возраста, переосмысление - набралось достаточно факторов, которые подвигли на какие-то изменения в жизни. Пришла как-то с работы, села за компьютер и начала писать.
- Вы ведь и сейчас работаете как экономист…
- Да, финансовым директором сети «Косметический центр Аэлита».
- Тогда пишете, видимо, и вечером, и ночью…
- Вечером, ночью, по выходным.
- В течение одного года у вас вышли пять книг, но написаны они были явно не за один год?
-Да, часть книг была написана в 2009-м году, часть - в 2010-м. Писались по мере издания первых книг. Сейчас в Москве начались продажи моей шестой книги «По воле судьбы». Примерно через неделю она будет и в Омске.
- Получается, и другие книги при желании тоже можно найти в Омске?
- Да.
- Общий тираж вышедших книг - 50 000. Как варьируется тираж для каждой книги?
- Первые выходили тиражом по 8 000, затем была допечатка ещё по 3 000. Третья и четвёртая выходили по 9 000, пятая - 10 000.
- «Грозит» ли уже вышедшим переиздание?
- Да, 25 апреля выходит так называемый «омнибус» - тетралогия «Покер для даймонов». Четыре романа в одном томе.
- Почему вы выбрали для себя фэнтези? Оно вас привлекает какой-то романтикой?
- Думаю, что нет. Просто этот жанр даёт большие возможности для переосмысления реальности существования. В реальности белое - белое, чёрное - чёрное. Переходя же в жанр фэнтези, можно благодаря антуражу, каким-то деталям заострить внимание на чём-то, сделать что-то более гипертрофированным, ярким. В принципе я думаю, что жанр потому и пользуется популярностью, что помогает увидеть реальность по-новому.
- В этих пяти книгах один сквозной герой или разные?
- Теперь уже всё-таки книг шесть и там два разных цикла - «Покер для даймонов» (четыре книги) и «Охотники за диковинками» из двух романов, второй из них сейчас и вышел.
Первый цикл - это единый сюжет, герои там появляются постепенно, сменяя друг друга. Реальный главный герой появляется только в конце второй книги и проявляет себя в середине третьей. До третьей книги он присутствует лишь как тень. Он существует, его имя произносится, но его одновременно как бы и нет. Каждая книга - законченная история
«Охотники за диковинками» - немного иной цикл. В настоящее время пишется его третья книга. Идея цикла сохраняется и в ней, главные герои - прежние, но на первый план я вывожу новых персонажей, давая им возможность проявить себя.
- Уже решено, сколько романов выйдет во втором цикле?
- Изначально задумывалось, что это будет трилогия. В принципе я понимаю, что у заложенного в этой истории есть возможность дальнейшего развития.
- Вопрос к вам как к экономисту. Как считаете, кризис ещё продолжается?
- На мой взгляд, да.
- Просто я читал чьё-то мнение, что во время кризиса популярность фэнтези падает, оно уступает детективам, каким-то боевикам, чему-то более горячему. Вы на себе это не ощущаете?
- Думаю, что нет. Скорее покупательская способность читателей падает. То, что книги в целом хуже продаются - это да. Неважно какие. Вопрос в приоритетах. Какую-то книгу купят всё равно, а какую-то - необязательно. И к тому же тем, читателям, которые не могут позволить себе приобрести книгу, больше возможностей даёт Интернет.
- Тогда насколько вы благодарны сайту «Самиздат»? Можно ли сказать, что он вас вывел в звёзды?
- «Самиздат» - это очень хорошая стартовая площадка. Естественно, я ему благодарна. Но нужно пояснить, что элемент удачи всё-таки, присутствует. Площадка большая, авторов много и шансы проявить себя не так велики, как хотелось бы. Кому-то удаётся, кому-то нет.
- Хотя те, кому не удаётся, всё равно часто писатели достойные?
- Конечно. А на сайте я присутствую и сейчас, выкладываю то, что пишется, в виде черновиков.
- Из современных российских мастеров фэнтези вы кого-то цените?
- До 2008-го года я читала достаточно мало. Был период карьерного и профессионального роста, больше интересовалась первой профессией. Читала, например, специализированные журналы. Серьёзно фантастикой и фэнтези не увлекалась. Начала писать - начала и активно читать. Получается так, что нравятся многие. Я не могу сказать, что кем-то зачитываюсь. Нет такого, чтобы я читала от начала до конца всё, что выходит у автора. Что-то нравится, что-то - нет. С удовольствием читаю своего друга, которого считаю и своим наставником - Юрия Ивановича. Недавно открыла для себя жанр постапокалипсиса. Благодаря ещё одному другу и наставнику - Олегу Шовкуненко. Естественно, читаю авторов-женщин. Но не увлекаюсь кем-то одним. Кумир и авторитет для меня единственный - Иван Ефремов. Других не появилось.
- Знакомы ли вы с другими омскими писателями, пишущими фэнтези?
- На самом деле мы, выходцы с «Самиздата», общаемся больше между собой. Я знаю тех, кто пытается вместе со мной идти по этому пути. Тот же самый Володя Журавлёв из Омска. Он издавался в «Астреле».
Сейчас в апреле - мае начинается крупный проект «Ролевик». Это сборник, он тоже вышел с «Самиздата», там печатается омская писательница под псевдонимом Елена Ковалевская.
- Вроде бы экономист - не такая уж творческая профессия, а как у вас получилось, что вы, будучи экономистом, стали писателем?
- На самом деле профессия экономиста - очень даже творческая. Это просто не лежит на поверхности, а как бы заложено внутри. Для меня формулы не мёртвые, статистические данные очень интересны для осмысления, попытки их понять, осознать, применить. Так что, я считаю, всё очень логично. Кстати, на «Самиздате» много представителей моей профессии.
- Какие у вас отношения с издательством? Может, есть какие-то обязательства писать в год по книге и так далее?
- Нет. Возможно, я просто ещё не вышла на тот уровень, когда предъявляют подобные требования. Я просто предлагаю - издательство либо соглашается, либо отказывается. Но пока отказов не было. Они всегда внимательно смотрят, насколько хорошо расходится тираж, но это общая практика для всех писателей.
- А вы бы при возможности стали заниматься изданием книг?
- Начав издаваться, я поняла, что самое приятное в этом- собственно писать. Всё остальное кажется рутиной. В какой-то мере она даже отбивает интерес к творчеству. Так что предпочитаю писать.
- Что больше сейчас вдохновляет на новые книги?
- Это непредсказуемо. Иногда услышанное слово, фраза, мелькнувшая перед глазами картинка. Всё, что угодно. Один из романов, который я пишу, начался с одного слова - «спасатели».
- То есть вы можете себе позволить работать сразу над несколькими романами?
- Несколькими и разноплановыми. Я не то что позволяю себе, а именно так и предпочитаю, поскольку прелесть в том, что один текст может просто не идти и тогда можно переключиться на другой текст, и там всё получается. Обычно я пишу один текст более серьёзный и жёсткий, второй - более лёгкий, развлекательный. И варьирую в зависимости от настроения.
Previous post Next post
Up