К Дню космонавтики пост

Apr 10, 2014 21:42

Материал был сделан в прошлом году для "Города 55" тоже к дате. Но тогда я его забыл выложить здесь, в журнале.
Исправляю упущение.
Сейчас мало желающих стать космонавтом
В связи с наступающим Днем космонавтики с омскими журналистами неформально встретился Юрий Исаулов - военный летчик, космонавт-испытатель Центра подготовки космонавтов имени Гагарина, а также психолог и академик.

Более 10 лет он проходил подготовку в отряде космонавтов, затем вел переговоры с экипажами, находящимися на орбите. Сейчас Юрий Федорович, несмотря на возраст, работает в испытательном отделе ПО «Полет».


(фото Максима Кармаева)
- Из ЦУПа вы уже по возрасту ушли?
- Я не работал в ЦУПе, просто космонавты все были главными операторами управления связи с экипажем. Эта наша работа была помимо основной подготовки к космосу. Сутки через трое дежурили и, конечно, приезжали в ЦУП на работу. Но должность к нему не относилась. Когда я был списан из космонавтов, далее должность у меня была - сменный руководитель полетов по управлению космическим экипажем. Уходил из космической сферы уже по состоянию здоровья.
- Что самое сложное в работе космонавта?
- Самое непростое, мне кажется - не потерять себя. Предполагать, что сразу после полета станешь какой-то величиной и публичным человеком, не стоит. Нужно не возомнить о себе и не затеряться. Потому что у нас были такие случаи, когда до полета ребята становились как бы уже семи пядей во лбу и на этом теряли имидж. И еще, наверное - найти золотую середину, когда ты не в хвосте, не впереди, чтобы и быть на виду, и не высовываться до неприличия. В таких местах тебя могут просто съесть, если почувствуют или конкурента, или если ты зарвался...
- Что для вас значит космос?
Философский вопрос. На сегодня это для меня больше, чем просто космос. Вся жизнь на Земле сейчас требует пересмотра. Если его не будет, то через какое-то время - не знаю, но мы планету уничтожим. И придется переселяться либо на другие планеты, а сначала искать их, что и делается. Еще Циолковский говорил, что люди не будут все время оставаться в колыбели - на Земле, сначала освоят околосолнечное пространство, а потом улетят дальше в поисках условий для жизни. Возьмите и экологию, и технический прогресс, и ближний космос, который загадили так, что там уже опасно летать. Спутники сталкиваются друг с другом, как автомобили на дороге. Мелкие спутники, осколки, отбросы - всё, что там есть, остается десятилетиями, летает.
- Их можно как-то убирать?
- Это очень большая проблема, очень энергозатратная и материально затратная необходимость. И сейчас и институты разрабатывают варианты, как собирать космический мусор. Есть очень много вариантов. Один - создать какие-то магниты, ловушки. Большие объекты цеплять на трос и спускать с орбиты. Но каждый не спустишь, нужно слишком много специальных двигателей и устройств. Но над проблемой все равно работают.
В связи с этим вспомню еще и челябинский метеорит. Ведь сколько метеоритов летит в сторону Земли? Больше семи тысяч. И какой куда упадет или как пролетит - даже математически вычислить нельзя. Вот якобы прилетит Апофис. А притянется он или нет - неизвестно. У него диаметр такой, что если он упадет, то ударная волна несколько раз обойдет Землю и ничего живого не останется. То есть угроз много. В Челябинске проскочил - и тоже не знаю, насколько это правда, при очень тщательном изучении материалов видно, что какой-то аппарат подлетает к метеориту и как бы разбивает его. И аппарат улетает, а метеорит разбивается на осколки. А если бы не разбился, то ударная волна была бы гораздо мощнее и последствия - намного плачевнее. Не могу сказать, что верю в это, но в Интернете показали фильм. Я всегда считал и считаю, что мы не одиноки во Вселенной. Я сам не видел НЛО, но это был бы парадокс - что мы одни. Такого быть не может. Может, форма жизни разная. Как в мультиках и фантастике - существа в виде тараканов и еще кого-то. Все может быть.
- А космонавты в полетах что-то видели, рассказывали вам?
- Интересно, что когда мы управляем полетом, есть открытая связь и закрытая. И вдруг слышишь: «Ребята, я увидел что-то! Переходим на закрытую связь». А там уже человек говорит: «Как будто с нами кто-то летит». А прилетают космонавты - у них как будто отшибает память, как будто ничего не было. То ли им говорят, чтобы молчали, то ли какое-то воздействие. Георгий Гречко давно этим вопросом занимался, изучал. Одно время говорил «Да, есть, видел». Потом - «Нет, ничего». Ситуация, которую трудно объяснить.
- Почему все же вы не слетали в космос?
- Были такие случаи: готовишься-готовишься, а тебя отодвигают. Готовишься, потом какое-то событие - тебя опять отодвигают. Потом снова так же. Эмоционально трудно это переживать.
Например. Готовился я по военной программе. Случилось одно ЧП, второе. Экипаж расформировали. Потом по другой программе - в качестве дублера с чехом. Буквально за несколько месяцев пришла установка - давайте, чтобы и дублер был уже летавший. Вот-вот экзамен - тебя снимают с подготовки, ставят другого человека. И последний пример - впервые в космонавтике сказали: «Три экипажа. Кто лучше сдаст экзамен, тот и полетит. Неважно, кто основной или резервный». И мы с Валентином Лебедевым готовились тщательно. Надо было ночами сидеть - сидели. Лучше всех сдали комплексные знания, теорию. И вышли первым экипажем. О нас уже уехали объявлять госкомиссии. Доложили - а через два часа медицинская комиссия обнаруживает у меня отравление. И меня сняли с программы. Представляете? Было недоумение от руководства - что за обман, мол? Был скандал. Разбирались - кто мог подложить мне отраву, но это очень трудно. Анализы скакнули резко, говорят, отравление было свинцовым.
- А в ваше время какой процент отбора был?
- В 1969 году наша группа начала отбор. И к 1970-му прошло по спискам врачей 3000 человек. Набрали десять человек. Одного на мандатной комиссии списали. Он где-то выпил, подрался, пришел на комиссию с фингалом. Ему и сказали «до свидания». Из оставшихся и пришедших в Звездный городок девяти полетели четыре.
Сейчас - проблема. В космосе большие деньги не заработаешь. Кто мечтает о космосе, других планетах - пожалуйста. Но нужно отвечать требованиям по здоровью. Не могут в итоге набрать нужное количество кандидатов. Мало желающих. Кто желает - пусть пишет письма в Центр подготовки и ждать вызова. Никаких препятствий.
- Как считаете, в идеале должна быть единая планетарная космическая программа?
- Конечно. Мы стоим перед ситуацией, когда в одиночку с проблемой безопасности планеты просто не справиться. С этой точки зрения должны объединиться. Да и вообще многие задачи тогда будет решать проще. Это прежде всего ресурсы.

космос, Исаулов, Гагарин

Previous post Next post
Up