Интервью с Лу Вайро.
- Почему вы решили поучиться его методам?
- Потому что впечатлила игра его команды. Я написал ему письмо о том, что думаю. Он предложил мне приехать в Советский Союз и изучить здешний хоккей побольше. И Тарасов приезжал ко мне, очень открыто общался, помог развитию нашего хоккея. И дал мне очень ценный совет: «Лу, ты не должен копировать то, что мы делаем, полностью. Нужно просто взять некоторые принципы. И изменить и адаптировать их для своих людей и собственной тренерской работы. Потому что все тренеры разные. Не нужно копировать, иначе не станешь лучшим. Будет результат похуже, такой второсортный». Тогда я не совсем понял, что он имел в виду. И спросил, почему второсортный. Он ответил: «Вот возьми «Мону Лизу». Великое прекрасное произведение. Если ты скопируешь ее, это все равно не будет так хорошо, как оригинал. Поэтому не копируй». Так что совет я запомнил и мы изменили советские тренировки под свои реалии. И все же многие его принципы и подходы переняли.
Если вы посмотрите на его дочь Татьяну, то она такая же - и внешне, и по характеру. Отличные тренерские навыки, как личность она очень похожа на отца. Она также сокровище России, и обращаться с ней нужно так, как с сокровищем.
- Кто из советских тренеров кроме Тарасова внушал вам уважение в свое время?
- Не видел всех их в работе, но, конечно, Чернышев был такого уровня как Тарасов... Тихонов, Дмитриев, Эпштейн, Карпов, Кострюков, Юрзинов (один из лучших). Много имен, очень много ваших тренеров и такие же у вас еще будут.
- Запомнился первый раз, когда вы увидели советскую сборную? И конкретные игроки при этом?
- Точно год я не помню. 50-е еще. Затем и 60-е - и всякий раз смотрел по телевизору. Сборная мне очень понравилась. Как и игроки. Фирсов, Кузькин, Локтев, Александров... Они были великолепны. Отличное физическое состояние, игра в самом правильном ключе, по-моему даже эталонная. Добавлю еще Сологубова, Пучкова. Я и сейчас беседую периодически с великими американскими ветеранами хоккея - Клири, Кристианом, Маясичем и другими, они всегда тепло отзываются о советском хоккее и Тарасове. Еще жив и прекрасно себя чувствует Джек Райли, так вот он говорит, что здорово было смотреть хоккей тогда, как он развивался.
Потом уже видел и Олимпийские игры 1972 года, некоторые матчи смотрел на специальных каналах. Был такой канал, например, «Worldwide sports». Я его вообще нашел случайно. Потому что хоккей в Америке все равно не настолько популярен. Сейчас шаг вперед в этом есть, но все равно. Он не интересен испаноязычным людям, мексиканцам
«Золото» или восьмое место
- Какие у вас общие ожидание от хоккейного олимпийского турнира?
- В последние 10 - 12 лет я говорю так: конкретно мы можем выиграть «золото» или занять восьмое место. Очень трудно предположить. Как и на чемпионатах мира, команда обязана выигрывать не в каждом матче, а в нужных матчах. По моей практике на чемпионатах мира и Олимпиадах сужу - очень сложно выигрывать всегда. Нужно побеждать там, где ты и предполагаешь победить. А затем - в ключевых встречах. Для примера вспомню 2000 год в Петербурге. Мы выиграли в группах все встречи, устали. Затем в матче плей-офф со Словакией выдали лучший свой период на турнире - первый. Должны были забить пять голов, но не забили ни одного. Отлично сыграл вратарь у словаков. Мы уступили 1:4. А они в итоге выиграли «серебро». Мы могли стать чемпионами, если бы победили в том матче. В Германии на следующий год произошло то же самое. Но уже мы выиграли в овертайме 4:3 у канадцев, хотя их команда была явно сильнее. Это спорт. В Уфе на молодежном чемпионате мира проиграли канадцам в группе, но затем переиграли в полуфинале. Стали чемпионами потому что выиграли в нужной игре. Это одно из того, о чем тренеры должны думать. Не надо растрачивать все свои эмоции, расстреливать весь боезапас сразу. Надо сохранить его и до более важных встреч.
Восемь команд имеют на Олимпиаде шансы на чемпионство. Независимо от того, что там будет большая площадка. Никогда не знаешь, чей вратарь будет сильнее в эти две недели. Те, кто немного слабее, как раз и опасны. Моим командам я всегда говорю: «Ребята, вы должны уважать любого соперника. Они не покупают билет, чтобы посмотреть, как вы играете, они сами участвуют и могут играть».
- Какие-то другие виды спорта на Олимпиаде вам будут интересны?
- Может быть, немного фигурное катание. Это прекрасный спорт. Или лыжные прыжки с трамплина. Я уважаю многие виды, но, допустим, смотреть биатлон не интересно. Это для меня слишком медленно.
- О чем говорит то, что НХЛ долго не решала, отпускать все же своих игроков в Сочи или нет?
- Там явно был конфликт интересов. Пришлось его разрешать. Хоккей - это бизнес. Владельцы клубов инвестируют большие деньги. Игроки много зарабатывают. Конечно, владельцы волнуются, что их игроки могут травмироваться. Они останавливают сезон из-за Игр. Я понимаю позицию НХЛ. С другой стороны это особое событие, оно только раз в четыре года. Игроки очень любят там выступать, а весь хоккейный мир с удовольствием смотрит турнир. Поэтому я все-таки счастлив, что НХЛ приняла решение о перерыве. Думаю, оно было правильным.