Сокол, Орлов!

Jul 22, 2013 01:00

image Click to view



"Первый после бога"
Производство: «Central partnership”, Фонд Михаила Калатозова
Режиссёр: Василий Чигинский
Жанр: военно-историческая драма
В ролях: Дмитрий Орлов, Елизавета Боярская, Владимир Гостюхин, Ирен Бьерклунд, Виктор Сухоруков

image Click to view


Лишь два месяца разделили в прокате два фильма одного и того же режиссёра Василия Чигинского - «Зеркальные войны» (про самолёт) и «Первый после бога» (про подводную лодку и Отечественную войну). Напомню, что «Войны» вышли в 2005-м 1-го сентября и являются откровенно экспортным продуктом, чему свидетельство и привлечённые туда голливудцы Малькольм Макдауэлл и Рутгер Хауэр. А вот фильм про советских подводников в Великую Отечественную войну начал показываться уже в ноябре. Говорят, Чигинский начал съёмки «Первого после бога», ещё даже не завершив монтаж «Войн», работая в жутком изматывающем темпе. Короче, попал из огня да в полымя, но ему это нравилось. Посмотрев оба фильма, могу сказать, что сравнение явно в пользу «Первого после бога». «Войны» - абсолютно холодный, просчитанный и бездушный технократический боевик, снятый по всем законам Голливуда. В «Первом после бога» же по крайней мере есть и какой-то национальный колорит, и душа, и больший психологизм. Есть здесь место и любовной линии, и впечатляющим боевым сценам, и комическим эпизодам.
Дмитрия Орлова я запомнил ещё по фильму «Сёстры». С тех пор его можно было увидеть то там, то тут, чаще в фильмах полнометражных, но всегда в ролях второго плана - роль в фильме «Небо, самолёт, девушка» всё-таки не в счёт. И вот первая главная роль - и сразу большая удача. Образ капитана подводной лодки Александра Маринина у него получилась просто на заглядение. Любимец Фортуны и женщин, он ещё и храбрец, грамотный и требовательный командир, словом, «слуга царю, отец матросам». Это он - «первый после бога», по образному флотскому выражению, одним словом, удалец. Но изюминка в том, что у Маринина ещё и дворянские корни (он даже по-французски говорит), отец - вице-адмирал, а брат воевал у Колчака. Под эти самые дворянские корни и подкапывается особист из СМЕРШа Шарабидзе (Михаил Гомиашвили), этакий «чёрный-чёрный человек в чёрной-чёрной машине», который плетёт интригу против Маринина, ищет чёрную кошку в тёмной комнате, короче, шьёт дело.
Этими происками спецслужб «Первый» напоминает прошлогоднего «Водителя для Веры». Маринин уходит на самое опасное боевое задание, буквально выцарапанный своим комбригом (Владимир Гостюхин) из лап СМЕРШа - и то только на время похода. Но отличие здесь в более счастливом конце - кто же его, Маринина, посадит, он же возвращается с задания как настоящий герой, потопив немецкий линкор. Огромный, водоизмещением 25 000 тонн. Как он и обещал после выигранной карточной партии. И тут можно подивиться, насколько может всё зависеть от доброй воли одного человека - Шарабидзе не гнёт свою линию до конца, к пирсу он возвращается только затем, чтобы отдать Маринину его трофейный пистолет и по-доброму пожурить: «Нехорошо, капитан, оружие-то нетабельное».
Нельзя не выделить работу Виктора Сухорукова - небольшую, но запоминающуюся роль радиста. Как я читал, ему очень понравилось здесь сниматься. У него в фильме очень мало слов, но всё равно, очень многого стоит хотя бы его сцена с полумедитацей-полумузицированием прямо на броне подводной лодки.
"МК" в Омске", 2005 год.

Кино, Сухоруков, Германия, Рок

Previous post Next post
Up